СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вероятностный подход к определению количества информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Обучающая – формирование у учащихся понимания  вероятности, равновероятных событий, не равновероятных событий; вероятностного подхода к измерению информации;
  2. Развивающая – развивать умение качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи; развивать самостоятельность; логическое мышления учащихся.
  3. Воспитательная – формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Вероятностный подход к определению количества информации»

Равновероятные события  Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение человеку. Этот подход субъективный (зависит от конкретного человека). Разные люди, получившие одно и то же сообщение, по-разному оценивают количество информации, содержащееся в нем. Это происходит от того, что знания людей о событиях, о которых идет речь в сообщении, различны.  Пример  Первоклассник изучает таблицу умножения. Учитель сообщает  ему, что 2 х 2 = 4.  Первоклассник этого раньше не знал, поэтому такое  сообщение содержит для него информацию.  А для ученика 5 класса таблица умножения хорошо  известна, поэтому из такого сообщения информацию   он не получит.  

Равновероятные события

Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение человеку. Этот подход субъективный (зависит от конкретного человека). Разные люди, получившие одно и то же сообщение, по-разному оценивают количество информации, содержащееся в нем. Это происходит от того, что знания людей о событиях, о которых идет речь в сообщении, различны.

Пример

Первоклассник изучает таблицу умножения. Учитель сообщает

ему, что 2 х 2 = 4. Первоклассник этого раньше не знал, поэтому такое

сообщение содержит для него информацию. А для ученика 5 класса таблица умножения хорошо

известна, поэтому из такого сообщения информацию

он не получит.

 

На экзамен приготовлено 20 билетов. Чему равно количество событий, которые могут произойти при вытягивании билета? Равновероятны эти события или нет? Чему равна неопределенность знаний ученика перед тем как он вытянет билет? Во сколько раз уменьшится неопределенность знания после того как ученик билет вытянул? Зависит ли этот показатель от номера вытянутого билета?

На экзамен приготовлено 20 билетов.

  • Чему равно количество событий, которые могут произойти при вытягивании билета?
  • Равновероятны эти события или нет?
  • Чему равна неопределенность знаний ученика перед тем как он вытянет билет?
  • Во сколько раз уменьшится неопределенность знания после того как ученик билет вытянул?
  • Зависит ли этот показатель от номера вытянутого билета?
 Вернемся к примеру с монетой. Предположим, что у монеты обе стороны «орел». Существует ли неопределенность знаний перед броском в этом случае? Почему? Получите вы новую информацию после броска? Будет ли информативным сообщение о результате броска? Чему равно количество информации в этом случае?

Вернемся к примеру с монетой. Предположим, что у монеты обе стороны «орел».

  • Существует ли неопределенность знаний перед броском в этом случае? Почему?
  • Получите вы новую информацию после броска?
  • Будет ли информативным сообщение о результате броска?
  • Чему равно количество информации в этом случае?
 Информация при данном подходе рассматривается как знание для человека.  За единицу измерения информации принимается уменьшение неопределенности знаний человека в 2 раза.    Эта единица называется битом и является минимальной единицей информации.

Информация при данном подходе рассматривается как знание для человека.

За единицу измерения информации принимается уменьшение неопределенности знаний человека в 2 раза.

Эта единица называется битом и является минимальной единицей информации.

Игра «Угадай число»

Игра «Угадай число»

Вопрос Число больше 8? Ответ Неопределенность знаний Да Число больше 12? Число больше 14? Полученное количество информации 8 Да Число 13? Нет 4 1 бит 1 бит 2 Да 1 бит 1 1 бит 4 бита

Вопрос

Число больше 8?

Ответ

Неопределенность

знаний

Да

Число больше 12?

Число больше 14?

Полученное количество информации

8

Да

Число 13?

Нет

4

1 бит

1 бит

2

Да

1 бит

1

1 бит

4 бита

 Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий и количество информации.  N = 2 I ,где  N — количество возможных вариантов,  I — количество информации. Если из этой формулы выразить количество информации, то получится I = log 2 N.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий и количество информации.

N = 2 I ,где

N — количество возможных вариантов,

I — количество информации.

Если из этой формулы выразить количество информации, то получится I = log 2 N.

Неравновероятные события    В жизни же мы сталкиваемся не только с равновероятными событиями, но и событиями, которые имеют разную вероятность реализации. Например: 1.  Когда сообщают прогноз погоды, то сведения о том, что будет дождь, более вероятно летом, а сообщение о снеге — зимой. 2. Если вы — лучший ученик в классе, то вероятность сообщения о том,  что за контрольную работу вы получили 5, больше, чем вероятность получения двойки. 3 . Если в мешке лежат 2 0 белых шаров и 5 черных, то вероятность достать черный шар меньше, чем вероятность вытаскивания белого.

Неравновероятные события

В жизни же мы сталкиваемся не только с равновероятными событиями, но и событиями, которые имеют разную вероятность реализации.

Например:

1. Когда сообщают прогноз погоды, то сведения о том, что будет дождь, более вероятно летом, а сообщение о снеге — зимой.

2. Если вы — лучший ученик в классе, то вероятность сообщения о том, что за контрольную работу вы получили 5, больше, чем вероятность получения двойки.

3 . Если в мешке лежат 2 0 белых шаров и 5 черных, то вероятность достать черный шар меньше, чем вероятность вытаскивания белого.

 Как вычислить количество информации в сообщении о таком событии? Для этого необходимо использовать следующую формулу: I = - I – количество информации,  - вероятность события.

Как вычислить количество информации в сообщении о таком событии?

Для этого необходимо использовать следующую формулу:

I = -

I – количество информации,

- вероятность события.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!