СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Веселый карандаш

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Веселый карандаш»

Веселый карандаш

Пояснительная записка.

Экспертная программа создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.

В новых социально - экономических условиях особое значение приобретает деятельность кружков для дополнительного образования детей как эффективно реализующих социально - педагогический потенциал свободного времени детей.

Важное место в системе эстетического воспитания школьников занимают художественные кружки.

Цели кружка:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств;

  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи кружка:

  • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • Развитие художественно-творческих способностей детей;

  • Обучение детей основам изобразительной грамотности (основам рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладной работы, лепки);

  • Обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

  • Развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

  • Формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.

Кружок «Веселый карандаш» объединяет учащихся 1-4 классов.

Для успешного выполнения задач, поставленных перед кружком «Веселый карандаш», для развития у детей художественно-творческих способностей программа предусматривает 5 видов работы: рисунок и живопись, композиция, декоративно-прикладная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Программа составлена на 4 года (136 ч, по 34 ч в год из расчёта 1ч в неделю).

Указанные виды работ и темы заданий должны быть тесно связаны, и проводиться в зависимости от времён года и дат красного календаря.

В процессе занятий в кружке у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда.

На занятиях дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов, знание составлять композиции простейших узоров из форм растительного мира, а также из геометрических фигур. Приобщение детей к народному искусству и освоение приёмов кистевой росписи. Наряду с фронтальной работой в кружке особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.

В конце года организуется выставка работ учащихся с награждением за лучшие рисунки.

Программа

I. Рисунок и живопись. (15ч)

1. Графические и живописные упражнения.

* Первый и второй годы занятий.

Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом расстоянии, проведение круговых линий, упражнение в мазках, постоянном насыщении цветового тона (акварель, гуашь).

* Третий и четвёртый годы занятий.

Упражнение в штриховке по форме, в составлении холодных и тёплых цветов, основных и противоположных цветов, цветового круга и т.п.

2. Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп.

* Первый и второй годы занятий.

Рисование с натуры флажков, листьев, деревьев, простой по форме посуды, овощей и фруктов.

* Третий год занятий.

Рисование с натуры букета цветов в вазе, различных по форме и цвету яблок.

* Четвёртый год занятий.

Рисование с натуры натюрморта (кастрюля, картофель, лук); натюрморт из овощей и фруктов.

3. Рисование и живопись с натуры птиц и животных.

* Первый и второй годы занятий.

Рисование с натуры игрушечных животных (Моя любимая игрушка).

* Третий и четвёртый годы занятий.

Рисование с натуры живых или чучел животных и птиц: утки, петуха, вороны, собаки, кролика и т.д.

4. Рисование с натуры фигуры человека.

* Первый и второй годы занятий.

Рисование фигуры мальчика.

* Третий и четвёртый годы занятий.

Рисование фигуры человека в различных позах.

5. Рисование с натуры пейзажа.

* Первый и второй годы занятий.

Наблюдения и передача в рисунке состояния погоды, зарисовки пейзажа.

* Третий и четвёртый годы занятий.

Передача в рисунках состояния природы, освещённость, настроения.

6. Рисование по памяти и представлению отдельных предметов.

* Первый и второй годы занятий.

Рисование по памяти и представлению овощей и фруктов, цветов, предметов быта, птиц, животных, элементов пейзажа.

* Третий и четвёртый годы занятий.

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов более сложной формы, грузовых и легковых машин птиц и животных, фигуры человека, портретов близких людей.

II. Композиция. (6ч)

1. Композиции на заданные темы.

* Первый год занятий.

Рисование на темы:

- Осенний день.

- Весна пришла.

- Моя школа.

- Деревья зимой.

- Мой друг.

* Второй год занятий.

Рисование на темы:

- Деревья осенью.

- Весенние цветы.

- Катание с горок.

- Любимые животные.

- Моя мама.

* Третий и четвёртые годы занятий.

Рисование на темы:

- Уборка урожая.

- Моя Тыва.

- Космос.

- Рисуем будущее.

- Подвиги героев войны.

2. Композиции на литературные темы.

* Первый и второй годы занятий.

Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов:

- «Колобок»

- «Снегурочка»

- «Радуга-дуга» С.Маршака

- «Ёлка» Е.Благининой

- «Цветы и ягоды» Н.Надеждиной

* Третий и четвёртый годы занятий.

Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов:

- «Сивка-Бурка»

- «Сказка о царе Салтане»

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- «Берёза» С.Есенина

- «Зимнее утро» А.Пушкина

- «Серая Шейка» Д.Мамина-Сибиряка

- «Лягушка-путешественница» В.Гаршина

- «На Красной площади» Н.Ходзы

III. Декоративно-прикладная работа. (4ч)

1. Рисование простейших узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из форм растительного и животного мира.

* Первый и второй годы занятий.

Выполнение узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из декоративно переработанных форм цветов, листьев, бабочек, жуков, стрекоз, животных и птиц. Геометрический узор. Использование в узорах линии симметрии, ритма, цветовой гармонии и светотеневых отношений.

2. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная роспись детских поделок.

* Третий и четвёртый годы занятий.

Составление декоративных композиций для декоративного оформления предметов быта (блюдца, чашки, платка, вазы, детского стула, обоев и т.д.)

детских игрушек и т.п. из форм растительного и животного мира.

Декоративная роспись детских поделок – вазы, ёлочных украшений, декоративная роспись декоративных разделочных досок, шкатулок, блюд из папье - маше, картона, макетов подносов, тарелок. Использование в декоративных работах элементов Городецкой, полхов-майданской, хохломской, жостовской росписи.

IV. Лепка. (5ч)

1. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры.

* Первый и второй годы занятий.

Лепка простых по форме листьев деревьев, фруктов, овощей (листьев берёзы, осины, яблони, сирени; яблока, помидора, огурца, моркови, кружки, мяча и т.д.).

* Третий и четвёртый годы занятий.

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов и овощей, предметов быта (листьев дуба, клёна, груши, кувшина, чайника и т.д.)

2. Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению.

* Первый и второй годы занятий.

Лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки, кошки, лисы, медведя). Передача основных пропорций, очертания туловища изображаемых птиц и животных.

* Третий и четвёртый годы занятий.

Лепка птиц и животных с натуры (курицы, петуха, вороны, собаки, кошки, белки, кролика). Передача пропорций, характерной формы, положения животного, образная характеристика.

3. Лепка тематической композиции.

* Первый и второй годы занятий.

Лепка по мотивам народных игрушек несложной формы, лётчика, бегущего человека.

* Третий и четвёртые годы занятий.

Лепка на темы сюжетов быта и труда человека. Лепка человека вместе с животным.

V. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (4ч)

* Первый и второй годы занятий.

Беседы по картинам А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана, В.Васнецова.

Декоративно-прикладное искусство разных народов (Хохлома, Городец, Жостово и т.д.)

* Третий и четвёртый годы занятий.

Беседы по картинам И.Айвазовского, В.Перова, И.Перова, В.Сурикова.

Декоративно-прикладное искусство разных народов (керамика, чеканка, резьба по дереву, по камню) .

Планируемые результаты:

  • Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

  • Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений;

  • Понимать условность и субъективность художественного образа;

  • Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

  • Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния;

  • Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • Овладевать на практике основами цветоведения;

  • Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя;

  • Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.













Тематический план работы кружка «Весёлый карандаш»

на 2018-2019 учебный год.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1


2

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1


3

Конкурс на самый красивый фантик.

1


4

Портрет Зайчика – огородника.

1


5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

1


6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель, гуашь)

1


7

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

1


8

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1


9

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

1


10

Изготовление новогодних карнавальных масок.

1


11

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

1


12

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1


13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1


14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

1


15

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

1


16

Былинные богатыри. Илья Муромец.

1


17

Рисунки на тему: «Зимние забавы».

1


18

Рисование на тему: «Подводное царство».

1


19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


20

Изготовление афиши к спектаклю.

1


21

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

1


22

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

1


23

Рисунки на тему «Любимые герои»

1


24

Рисование на тему «Родина моя».

1


25

Изготовление праздничной открытки.

1


26

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

1


27

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

1


28

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

1


29-33

Резерв





ЛИТЕРАТУРА:

1.Т.Я.Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

Москва 1979 г.

2. Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. Москва 1981 г.

3. Т.С.Комарова. Обучение детей технике рисования. Москва 1976 г.

4. В.Н.Полунина. Искусство и дети. Москва 1982 г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!