Веселый карандаш
Пояснительная записка.
Экспертная программа создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.
В новых социально - экономических условиях особое значение приобретает деятельность кружков для дополнительного образования детей как эффективно реализующих социально - педагогический потенциал свободного времени детей.
Важное место в системе эстетического воспитания школьников занимают художественные кружки.
Цели кружка:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств;
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи кружка:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
Развитие художественно-творческих способностей детей;
Обучение детей основам изобразительной грамотности (основам рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладной работы, лепки);
Обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
Развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
Формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.
Кружок «Веселый карандаш» объединяет учащихся 1-4 классов.
Для успешного выполнения задач, поставленных перед кружком «Веселый карандаш», для развития у детей художественно-творческих способностей программа предусматривает 5 видов работы: рисунок и живопись, композиция, декоративно-прикладная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Программа составлена на 4 года (136 ч, по 34 ч в год из расчёта 1ч в неделю).
Указанные виды работ и темы заданий должны быть тесно связаны, и проводиться в зависимости от времён года и дат красного календаря.
В процессе занятий в кружке у учащихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда.
На занятиях дети познают законы симметрии, ритма, цветовой гармонии. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов, знание составлять композиции простейших узоров из форм растительного мира, а также из геометрических фигур. Приобщение детей к народному искусству и освоение приёмов кистевой росписи. Наряду с фронтальной работой в кружке особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
В конце года организуется выставка работ учащихся с награждением за лучшие рисунки.
Программа
I. Рисунок и живопись. (15ч)
1. Графические и живописные упражнения.
* Первый и второй годы занятий.
Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом расстоянии, проведение круговых линий, упражнение в мазках, постоянном насыщении цветового тона (акварель, гуашь).
* Третий и четвёртый годы занятий.
Упражнение в штриховке по форме, в составлении холодных и тёплых цветов, основных и противоположных цветов, цветового круга и т.п.
2. Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп.
* Первый и второй годы занятий.
Рисование с натуры флажков, листьев, деревьев, простой по форме посуды, овощей и фруктов.
* Третий год занятий.
Рисование с натуры букета цветов в вазе, различных по форме и цвету яблок.
* Четвёртый год занятий.
Рисование с натуры натюрморта (кастрюля, картофель, лук); натюрморт из овощей и фруктов.
3. Рисование и живопись с натуры птиц и животных.
* Первый и второй годы занятий.
Рисование с натуры игрушечных животных (Моя любимая игрушка).
* Третий и четвёртый годы занятий.
Рисование с натуры живых или чучел животных и птиц: утки, петуха, вороны, собаки, кролика и т.д.
4. Рисование с натуры фигуры человека.
* Первый и второй годы занятий.
Рисование фигуры мальчика.
* Третий и четвёртый годы занятий.
Рисование фигуры человека в различных позах.
5. Рисование с натуры пейзажа.
* Первый и второй годы занятий.
Наблюдения и передача в рисунке состояния погоды, зарисовки пейзажа.
* Третий и четвёртый годы занятий.
Передача в рисунках состояния природы, освещённость, настроения.
6. Рисование по памяти и представлению отдельных предметов.
* Первый и второй годы занятий.
Рисование по памяти и представлению овощей и фруктов, цветов, предметов быта, птиц, животных, элементов пейзажа.
* Третий и четвёртый годы занятий.
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов более сложной формы, грузовых и легковых машин птиц и животных, фигуры человека, портретов близких людей.
II. Композиция. (6ч)
1. Композиции на заданные темы.
* Первый год занятий.
Рисование на темы:
- Осенний день.
- Весна пришла.
- Моя школа.
- Деревья зимой.
- Мой друг.
* Второй год занятий.
Рисование на темы:
- Деревья осенью.
- Весенние цветы.
- Катание с горок.
- Любимые животные.
- Моя мама.
* Третий и четвёртые годы занятий.
Рисование на темы:
- Уборка урожая.
- Моя Тыва.
- Космос.
- Рисуем будущее.
- Подвиги героев войны.
2. Композиции на литературные темы.
* Первый и второй годы занятий.
Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов:
- «Колобок»
- «Снегурочка»
- «Радуга-дуга» С.Маршака
- «Ёлка» Е.Благининой
- «Цветы и ягоды» Н.Надеждиной
* Третий и четвёртый годы занятий.
Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов:
- «Сивка-Бурка»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Берёза» С.Есенина
- «Зимнее утро» А.Пушкина
- «Серая Шейка» Д.Мамина-Сибиряка
- «Лягушка-путешественница» В.Гаршина
- «На Красной площади» Н.Ходзы
III. Декоративно-прикладная работа. (4ч)
1. Рисование простейших узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из форм растительного и животного мира.
* Первый и второй годы занятий.
Выполнение узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из декоративно переработанных форм цветов, листьев, бабочек, жуков, стрекоз, животных и птиц. Геометрический узор. Использование в узорах линии симметрии, ритма, цветовой гармонии и светотеневых отношений.
2. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная роспись детских поделок.
* Третий и четвёртый годы занятий.
Составление декоративных композиций для декоративного оформления предметов быта (блюдца, чашки, платка, вазы, детского стула, обоев и т.д.)
детских игрушек и т.п. из форм растительного и животного мира.
Декоративная роспись детских поделок – вазы, ёлочных украшений, декоративная роспись декоративных разделочных досок, шкатулок, блюд из папье - маше, картона, макетов подносов, тарелок. Использование в декоративных работах элементов Городецкой, полхов-майданской, хохломской, жостовской росписи.
IV. Лепка. (5ч)
1. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры.
* Первый и второй годы занятий.
Лепка простых по форме листьев деревьев, фруктов, овощей (листьев берёзы, осины, яблони, сирени; яблока, помидора, огурца, моркови, кружки, мяча и т.д.).
* Третий и четвёртый годы занятий.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов и овощей, предметов быта (листьев дуба, клёна, груши, кувшина, чайника и т.д.)
2. Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению.
* Первый и второй годы занятий.
Лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки, кошки, лисы, медведя). Передача основных пропорций, очертания туловища изображаемых птиц и животных.
* Третий и четвёртый годы занятий.
Лепка птиц и животных с натуры (курицы, петуха, вороны, собаки, кошки, белки, кролика). Передача пропорций, характерной формы, положения животного, образная характеристика.
3. Лепка тематической композиции.
* Первый и второй годы занятий.
Лепка по мотивам народных игрушек несложной формы, лётчика, бегущего человека.
* Третий и четвёртые годы занятий.
Лепка на темы сюжетов быта и труда человека. Лепка человека вместе с животным.
V. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (4ч)
* Первый и второй годы занятий.
Беседы по картинам А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана, В.Васнецова.
Декоративно-прикладное искусство разных народов (Хохлома, Городец, Жостово и т.д.)
* Третий и четвёртый годы занятий.
Беседы по картинам И.Айвазовского, В.Перова, И.Перова, В.Сурикова.
Декоративно-прикладное искусство разных народов (керамика, чеканка, резьба по дереву, по камню) .
Планируемые результаты:
Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений;
Понимать условность и субъективность художественного образа;
Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния;
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
Овладевать на практике основами цветоведения;
Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя;
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.
Тематический план работы кружка «Весёлый карандаш»
на 2018-2019 учебный год.
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | |
2 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | |
3 | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | |
4 | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | |
5 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | |
6 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель, гуашь) | 1 | |
7 | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | |
8 | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | |
9 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | |
10 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | |
11 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | |
12 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | |
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | |
14 | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | |
15 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | |
16 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | |
17 | Рисунки на тему: «Зимние забавы». | 1 | |
18 | Рисование на тему: «Подводное царство». | 1 | |
19 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
20 | Изготовление афиши к спектаклю. | 1 | |
21 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | |
22 | Рисунок-декорация «Сказочный домик». | 1 | |
23 | Рисунки на тему «Любимые герои» | 1 | |
24 | Рисование на тему «Родина моя». | 1 | |
25 | Изготовление праздничной открытки. | 1 | |
26 | Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». | 1 | |
27 | Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | 1 | |
28 | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | 1 | |
29-33 | Резерв | | |
ЛИТЕРАТУРА:
1.Т.Я.Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
Москва 1979 г.
2. Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. Москва 1981 г.
3. Т.С.Комарова. Обучение детей технике рисования. Москва 1976 г.
4. В.Н.Полунина. Искусство и дети. Москва 1982 г.