ГБОУ "Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
«Весёлая поэзия С. Я. Маршака»:
Вечер поэзии для обучающихся 7 классов
в рамках предметной декады: «Кто любит науки, тот не знает скуки!»
Судеркина А. Ю., учитель русского языка, высшей
квалификационной категории
2019 г.
«Весёлая поэзия С. Я. Маршака»:
Вечер поэзии для обучающихся 7-х классов
Цели:
Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве С.Я. Маршака, развивать умение выразительно читать стихи;
Обогащать словарный запас, развивать связную речь, образное мышление, память, творческое воображение обучающихся;
Воспитывать интерес к поэзии;
Формировать умение работать в группе, воспитывать самостоятельную творческую активность у обучающихся.
Оборудование: цифровой проектор, интерактивная доска, презентация, портрет С.Я. Маршака, выставка книг, набор цветных иллюстраций к английским песням в переводе Маршака, конверты с заданиями для команд, рисунки обучающихся к стихам, фишки, призы.
Предварительная работа:
Прочитать произведения:
«Почта», «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Пожар», «Багаж», «Кот и лодыри», «Сказка про спички», «Рассказ о неизвестном герое», «Вот какой рассеянный», «Усатый – полосатый».
Выучить стихи Маршака наизусть для участия в конкурсе чтецов.
Разучить песню и танец «Храбрецы, инсценировать «Считалку».
Подготовить 2 ведущих для вечера поэзии.
Нарисовать рисунки –иллюстрации к произведениям Маршака и оформить выставку.
Ход мероприятия:
1.Организация вечера поэзии. Приветствие.
2. Сообщение темы литературно – музыкального мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас в гостях любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак! Это его умные и добрые книги размещены на нашей выставке, многие из которых вы уже прочитали. Эти книги помогают лучше понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей интересным. Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором.
3. Жизнь и творчество С. Я. Маршака.
С опорой на слайды презентации двое ведущих учеников рассказывают о жизни и творчестве Самуила Яковлевича.
Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, в 1887 году 3 ноября. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Отец его был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провел в Острогожске Воронежской области, потом учился в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге, потом окончил Лондонский университет. Сочинять стихи он начал раньше. чем научился писать. Когда Маршаку было всего 4 года, он уже пытался сочинять стихи.
В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Первая детская книга Маршака называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Сочинял пьесы, то есть был прекрасным детским драматургом. Он написал пьесы: “Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать”, “Двенадцать месяцев”. А по этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины.
Его поэзия тесно связана с нашей жизнью, наполнена воздухом, согрета солнцем, она радостна. Нужна и любима.
3. Литературная разминка для зрителей.
- Давайте вспомним названия произведений Маршака. Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения. За каждый правильный ответ участник получает фишку.
1. Сказка о глупом … (мышонке)
2. Сказка об умном … (мышонке)
3. Усатый - … (полосатый)
4. Детки в … (клетке)
5. Ванька - … (Встанька)
6. Дремота и … (Зевота)
7. Вот какой … (рассеянный)
8. Круглый … (год)
9. Кот и … (лодыри)
10. Ежели вы … (вежливы)
11. Мастер - … (ломастер)
12. Двенадцать …(месяцев)
4. Концерт обучающихся по произведениям писателя.
С.Я. Маршак был не только детским писателем, но и талантливым переводчиком.
Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки детские книги Д.
Родари, Л. Кэррола, и Р. Киплинга, а также произведения Р. Бернса, сонеты У. Шекспира.
Четверо учеников исполняют английскую народную песню «Храбрецы» и танец.
Читают наизусть стихи Маршака обучающиеся, занявшие призовые места в конкурсе чтецов:
«Где обедал воробей»;
«Кот и лодыри»;
«Мастер – ломастер»;
«Сказка о глупом мышонке»;
«Рассказ об известном герое» (отрывок);
«Двенадцать месяцев» (отрывок).
Инсценировка «Считалка» (четверо участников)
5. Работа в группах. Все участники вечера поэзии делятся на две команды и выполняют задания.
Задание для 1-й группы | Задание для 2-й группы |
1) Набор разрезных картинок к стихотво-рению Маршака «Вот какой рассеянный» 1. Составить иллюстрацию к стихотворению; 2. Назвать произведение. | 1) Набор разрезных картинок к стихотво-рению Маршака «Где обедал воробей?» 1. Составить иллюстрацию к стихотворению; 2. Назвать произведение. |
2) Из какого произведения эти слова: «Я учиться не хочу. Сам любого научу. Я - известный мастер По столярной части!» | 2) Из какого произведения эти слова: «- Это что за остановка - Бологое иль Поповка? А с платформы говорят: - Это город Ленинград.» |
3) Исправьте ошибки в названиях произведений: «Рассказ об известном герое» «Урок грубости» «Детки в зоопарке» | 3) Исправьте ошибки в названиях произведений: «Десять месяцев» «Лягушкин дом» «Откуда стул пришёл?» |
6. Из какого произведения предмет?
Сковорода («Вот какой рассеянный»)
Спички («Сказка про спички»)
Зелёная страница («Разноцветная книга»)
Конверт («Почта»)
Колечко («Двенадцать месяцев»)
Собачонка («Багаж»)
Котёнок («Усатый полосатый»)
Коньки («Кот и лодыри»)
7.Литературная викторина:
1. «Доскажи словечко»:
«Сел он утром на … (кровать),
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул … (руки) -
Оказалось, это … (брюки).
«Вот какой рассеянный»
«Стала петь мышонку … (утка) :
- Га-га-га, усни, … (малютка)
После дождика в саду
Червяка тебе … (найду.)
«Сказка о глупом мышонке»
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на …(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной …(фуражке),
Это он, Это он,
Ленинградский …(почтальон) »
«Почта»
2. Автором какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?
«Муха – цокатуха», «Двенадцать месяцев», «Серая Шейка» («Двенадцать месяцев»)
3. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
4. Животное, с которым обедал воробей (Морж)
5. Что пропало у дамы из багажа? (Собачонка)
6. Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
7. Что из перечисленного пытался "смастерить" Мастер-ломастер?
Раму для портрета, полку для книг, скворечник (раму для портрета)
8. В каком году были изданы первые детские стихи Самуила Маршака?
(В 1923 г.)
9. Как называлась первая детская книга Маршака? («Детки в клетке»)
8. Итоги мероприятия.
Жюри подводит итоги, считает количество фишек за правильные ответы.
- Вечер поэзии, посвященный 130летию со для рождения Самуила Яковлевича Маршака, завершён. Не случайно мы назвали его «Весёлая поэзия С. Я. Маршака». Все стихи его жизнеутверждающие, радостные, чудесные. Мы знаем и любим их с детства. На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы. Литературный труд Маршака высоко оценен в нашей стране. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-ой степени и другими орденами и медалями. Его книги отмечены государственными премиями. В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.
Чтение учителем наизусть стихотворения С. Я. Маршака «Пожелание друзьям»
«Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!»
Активные участники вечера поэзии награждаются призами.
«Творчество С. Я. Маршака»