Тема. «Весну ждём, весну зовём, вместе к Жихарке идём»
Цель. Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, внимательно слушать задание;
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- закреплять умение рассказывать по схеме о весеннем времени года;
- активизировать словарный запас детей; (называть перелётных птиц)
- проговаривать слова русской народной игры и заклички.
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- закрепить порядковый счет от 1 до 5 и обратный от 5 до 1.
- закрепить понятия «слева», «справа», «посередине», «сверху», «снизу».
- закрепить понятия «поровну» «меньше», «больше», «на сколько».
- закрепить представление о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); группировать геометрические фигуры по признакам : форма, величина, цвет.
- Закрепить знания о весеннем времени года.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- сочувствовать и сопереживать герою русской народной сказки «Жихарка»;
- выразительно рассказывать наизусть закличку, считалку.
- дать детям представление о природе посредством художественного слова;
- развивать речь детей согласно нормам литературного русского языка;
- способствовать развитию эстетического вкуса (умению видеть прекрасное и стремиться к нему);
- формирование нравственных эталонов (норм поведения);
- воспитание положительных моральных качеств (доброта, отзывчивость, честность, щедрость и т. д.);
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, подвижной игры;
- развивать умение согласовывать движения с речью.
- воспитывать интерес к игровому занятию, желание участвовать в нём.
Форма организации: коллективная, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.
Тип занятия: интегрированное.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые и сюрпризные моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, обобщение, подведение итогов.
Предварительная работа: занятия в течение года, чтение художественной литературы, дидактические игры, разучивание физкультминутки пальчиковой гимнастики.
Раздаточный и демонстрационный материал. Куклы: Сорока, Жихарка, три медведя, лиса. Карточки с заданиями на каждого ребенка: количественный счёт (грибы, орехи). Мольберт, мнемотаблица для составления рассказа о весне.
Структура занятия:
Организационный момент – приветствие.
Игровая ситуация, мотивация – приглашение в сказку.
Встреча Сороки. Рассказывание детей по схеме о весне.
Физкультминутка.
Путешествие по карте.
Соотношение по величине «Угости медведей».
Сравнение множеств, увеличение. «Угости белку».
Игра разминка – «Ай да птица, что за птица»
Закличка весны.
Двигательная активность «Проталинки» прыжки на проталинки в цифровой последовательности.
Дидактическая игра «Много сыра для лисы» Блоки Дьенеша.
Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия.
Воспитатель. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. Давайте скажем слова приветствия
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую.
Воспитатель задаёт вопросы детям: - Ребята вы любите путешествовать?
Вы любите сказки? А хотели бы вы совершить в сказочное путешествие? А как нам туда попасть?
Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и пройдем через обруч «портал».
Дети проходят через обруч.
Садитесь на стульчики, сейчас что – то произойдёт!
Воспитатель: Кто это стрекочет? Похоже, наша Сорока прилетела.
Здравствуй Сорока. Где бывала? Где летала?
Сорока: -Я летала в лесу, Весну искала.
Воспитатель: - А что ж её искать? Ребята, какое время года наступило? Весна идёт. Сейчас, тебе Сорока, дети расскажут о весне.
Сорока: Вы все хорошо рассказали о весне. Но в лесу весна не наступает!
Воспитатель: Ребята, что же делать, чтобы весна пришла и в лес?
Дети: Весну надо закликать! Снег лопатами раскидывать.
Сорока: Вот я вам и письмо принесла! От Жихарки.
Дети раскрывают бересту, рассматривают письмо.
Воспитатель: дети, от кого письмо? О чём просит Жихарка? Как мы поможем Жихарке? Что нарисовано на втором листе? Что возьмем с собой? Чем можно медведя угостить? что ему дадим? Чем лису накормим ? Для белки что возьмём?
Разомнёмся перед дорогой!
Физминутка «Весна»
Солнышко, солнышко – золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают
Художественное слово
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль дорожка зовет.
Воспитатель: вот он первый дом кто живёт в нём? Узнаем, отгадав загадку.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Чтоб медведи нас не съели, надо их угостить, чем- то вкусным накормить. Что мы взяли для медведей?
Расположите бочонки мёда начиная от самого большого, до самого маленького. Сколько всего бочек мёда? Который по счёту самый большой бочонок, самый маленький, средний?
-Что дальше на нашей карте указано?
Дети направляются по плану к домику под цифрой «2»
Воспитатель
Загадка
На ветке не птичка-
Зверек-невеличка,
Мех теплый как грелка
Кто же это?.. (Белка)
Угостите белку грибами. Посчитайте сколько у вас грибов? положите столько же орехов, сколько грибов, чтобы их стало поровну. Орехов положите на один больше, чем грибов. Сколько грибов, сколько орехов, чего больше и на сколько, чего меньше и на сколько?
Похвала. Что дальше на нашей карте указано?
Дети: дом с цифрой «3»
Сорока. Есть птицы перелётные и зимующие. Какие птицы весну принесут? Сорока предлагает поиграть в игру «Ай-да, птица, что за птица ?»
Сорока: Что нужно сделать, чтобы весна быстрей пришла в наш лес?
Дети: Птиц нужно позвать.
Жаворонушки прилетите!
Весну красную несите!
Нам зима то надоскучила,
Без хлебушка замучила!
Сорока: Ну вот и теплее стало!
И проталинки появились. Нужно перепрыгнуть с проталинки на проталинку по порядку номеров.
Ребята, вы настоящие волшебники.
Воспитатель: А вот нора чья то, кто же здесь живёт?
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Дети угощают лису сыром (блоки Дьенеша). Дети выполняют просьбы Лисы: дать ей только прямоугольный сыр, только круглый красный сыр, только маленький треугольный сыр, только квадратный толстый сыр.
Ну вот мы и добрались до избы Жихарки! Изба и вправду снегом занесена. Ребята надо сказать волшебные слова, позвать Весну, чтобы снег растаял:
Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Позвать надо Жихарку. Не выходит Жихарка, предположения детей, почему он не выходит.
Воспитатель: двери отворяются!
Дети заходят. Находят Жихарку.
Жихарка радуется, объясняет почему он спрятался. Благодарит детей за помощь. Дети зовут в гости Жихарку, отпрашивают у Кота и Петушка пойти Жихарке в гости к детям.
Дети идут обратно той же дорогой. Подходят к месту начала пути. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный. Проходят через обруч – портал.
Воспитатель: Вот мы и вернулись! Сядем рядочком, да поговорим ладочком. Отдохнём. Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что больше всего понравилось? Что было трудным для вас? С кем встретились в сказочном лесу? Что вам запомнилось? Что понравилось в путешествии? Что вы делали в нашей сказке? Совершенно верно, мы помогали нашим сказочным животным, а Сороке и Жихарке поторопить весну, чтобы снег растаял. Сегодня вы были активными, внимательными. Молодцы!