СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Ветер и причины его возникновения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Ветер и причины его возникновения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











Урок географии в 6 классе

«Ветер и причины его возникновения»












Разработал учитель географии

МБОУ Орловский УВК

Шеремет Р.М.















с. Орловское 2024

6 класс География Дата___________

Тема: Ветер и причины его возникновения

Девиз урока:

Как говорят мудрые люди:

«Не стыдись не знать, стыдись не узнать».

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с понятиями ветер, бриз, муссон;

- выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

Метапредметные:

Развивают умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи; развивать мышление, познавательный интерес к предмету

Личностные:

Работа по формированию коммуникативных способностей учащихся.

Воспитание бережного отношения к природе;


Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: видео, диск DVD с фрагментами, познавательные картинки, тарелки с водой, песком, фен, вентилятор, раздаточный материал, презентация.

Методы: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.

Учитель: Вопросы к классу: Что это? Показать лист с предметами. Вопрос: «Что объединят эти предметы?» (Воздух)

Давайте повторим свойства воздуха. Внимание на доску.

1. Какими свойствами обладает воздух?

(Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и упруг; плохо проводит тепло; расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении; горячий воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый).

2. Каким опытом можно доказать, что воздух движется? (Брызнуть из флакона с духами). Через некоторое время запах распространяется по помещению.

3. Докажите, что воздух прозрачен (пакет надуть и согнуть) Воздух и его свойства.

4. Он невидимый, и все мы без него не можем жить.

Как вы понимаете словосочетание «он невидимый»?

Давайте проверим. (Завернуть пакет так, чтобы по мере его скручивания он надувался).

Вывод: внутри пакета находится воздух, но мы его не видим. Значит воздух невидимый. Возьмем пустой стакан. Есть ли в нем воздух? Как доказать, что там есть воздух? Проверим опытным путем.

5. Где прячется воздух?

Вывод: любой полый предмет заполнен воздухом.

6. Почему мы без него не можем жить?

Попробуем вдохнуть и не выдыхать. Невозможно долго находиться в таком состоянии, хочется сделать новый вдох.

7. Помахать рукой у лица. Подуть на руку. Что ощущается?

Переход к изучению нового материала.

А теперь отгадайте загадку:

Листья гонит по дорожке,
треплет шерсть у рыжей кошки,
отнимает шар у Пети
хулиган веселый ...(ветер)

Тема нашего урока, как вы правильно угадали

«Ветер и причины его возникновения» (слайд 1)

Целеполагание: На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

- Что такое ветер?

- Причины образования ветра.

- Виды ветров.

- Как определить направление и силу ветра?

- Значение ветра. «Ветер» (слайд 2)


II. Изучение новой темы

Что такое ветер?

Учитель: Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный, почему он, может менять свое направление несколько раз в сутки. Это мы узнаем по ходу нашего урока. И так на прошлом уроке мы проводили эксперимент.

Внимание на картинку (свеча с полоской) Объяснить. Воздух находится в не­прерывном движении, и это движение называется ветром.

Почему он движется, вот в чем вопрос. Одно можно сказать точно: не потому, что деревья качаются. А почему тогда? Смотрите.

Механизм возникновения ветра.

Если толкнуть пальцем воздушный шарик, то он полетит туда, куда его никто не толкает, где на него не оказывается никакого давления. Воздух перемещается точно так же: уходит он из области с высоким давлением в области с низким атмосферным давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух.

Повторим: ветер - это движение воздуха из области с высоким атмосферным давлением в область с низким атмосферным давлением (слайд 3)

Вернемся к ветру. Давайте вспомним лето. И себя на берегу моря или реки. Откуда жарким солнечным веет прохладой? (слайд4-5)

Итак, составляем определение ветра.

Ветер - горизонтальное перемещение воздуха из зон пониженной температуры в область повышенной температуры.


Словарная работа.

Слова Бриз. Муссон.

Бриз - это ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с моря (озера) на сушу, а ночной — с суши на море (озеро).

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море. Внимание на экран. Демонстрация фрагмента (слайды6-7)

А знаете ли вы?

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:

«женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь);

«мужичий» - северный ветер на Дону;

«бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья);

«гнилой ветер» - в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду);

«плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем);

«фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины);

«самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.

Давайте попробуем показать ветер.

Эксперимент с тарелками с песком и с водой.

Покажите бриз и самум.

(слайд 8)

Физминутка .

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

МУЗЫКА ВЕТРА

Нюхайте воздух!

Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос.

Подул теплый ветерок, листочки заговорили ш-ш-ш

Подул холодный ветер, закачались сосны с-с-с

Подул сильный ветер у-у-у

Гнёт деревья до земли.

Учитель. Любите ли вы пускать мыльные пузыри? А запускать воздушного змея? А делать бумажные самолетики? Как вы думаете, почему все они летают? Ну, пузыри - понятно - потому что очень легкие. Змея поднимает и держит ветер. А бумажные самолетики взмывают в воздух, когда мы придаем им ускорение. Но потом падают. А может ли пузырь, воздушный змей или бумажный самолетик полететь туда, куда ему захочется? Нет, конечно.

Раздел «Характеристика ветра» - определите характерный признак слов из стихотворения А.С.Пушкина:

могуч – сильный – сила;

гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;

всюду веешь – дует в разных направлениях – направление (слайд 9)

1. Направление ветра (слайд10)

Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. Если нам захочется убедиться в верности своих ощущений, то нужно просто подбросить в воздух что-нибудь легкое, например, горсть пыли. Пыль, конечно, полетит, по ветру. Только вот какая проблема. Направление, в котором полетит наша пыль, не будет направлением ветра. Почему? Да потому что направлением ветра считается направление, откуда он дует.

Давайте раз и навсегда запомним очень простое правило, направление ветра - это направление, откуда он дует.

Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером (словарное слово-флюгер) Давайте повторим: флюгер - прибор для определения направления ветра (слайд11)

Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вращающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра. Прикрепляется на высоту 8-10 м.

Другие способы определения: демонстрация картинок:

по флагу;

по дыму;

по конусам (слайд12)

Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока то юго – восточным и т.д.

2. Важной характеристикой ветра является его сила

Пример с феном. Опыт елочка и фен.

Включить фен и направить его на искусственную елочку. Увеличить силу и елочку уносит.

3. Сила ветра зависит от его скорости. Измеряют скорость ветра в баллах.

Предложил это измерение ученый Бофорт. Он изобразил это в виде шкалы, на которой указал 12 отрезков. Так и определяется сила ветра (шкала Бофорта) (слайд 13)

Значение ветра.

Какое значение для природы и человека имеет ветер? (слайд14)

Положительное значение (работа с классом)

Ветер великий в природе работник.

Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью (слайд 15)

Очищает воздух (слайд 16)

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

Вырабатывает электроэнергию (слайд 17)

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин (материал об Астраханской области)

Формирует течения (слайд 18)

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов (слайд 19)

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах (слайд 20)


Отрицательное значение:

разрушает селения,

вырывает с корнем деревья (слайды 21-22)


Итак, переходим к закреплению пройденного материала.

Что мы узнали на уроке?

Давайте попробуем доказать причины образования простым опытом. Вот, например, сейчас, конечно, на улице холоднее, чем в комнате. Если открыть окно, то холодный воздух с улицы войдет в комнату и вытеснит теплый воздух на улицу. В этом и состоит процесс, проветривания. А теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там, на улице, развивается. А все почему? В обоих случаях причина одна: воздух движется из зон пониженных в зоны повышенных температур (слайд 23)


Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: "Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?".

(слайды 24-26)

2. Дополните предложения:

Пыльные бури сопровождаются переносом большого количества песка.
Беспыльные бури характеризуются отсутствием пыли в воздухе и сравнительно меньшим масштабом разрушений.
Снежные бури характеризуются перемещением по воздуху огромных масс снега.
Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы.

3. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра (слайд 27)

Образование ветра.

Разница в нагревании участков суши.

Разница в давлении.

Солнечное излучение.


4.Вычеркните лишнее слово


Дождь, бриз, снег

Бриз, дождь, муссон

Роса, иней, дождь,

Дождь, снег, ливень (слайд 28)


Как понимаете пословицы и выражения (слайд 29)

Держать нос по ветру.

Ищи ветра в поле.

Бросать слова на ветер.

В голове ветер гуляет.

Ехать с ветерком.


Немые картинки - объясните (слайд 30)


Объясните

Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко?

Объясните поговорку: «Много снега – много хлеба».

Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима».


Делаем своими руками. Собираем вертушку (слайд 31)


Подведение итогов.

Выставление оценок.

Д\з



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!