СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ветвление. Неполная форма ветвления.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить неполную форму ветвления...

Просмотр содержимого документа
«Ветвление. Неполная форма ветвления.»

02.02.22

*Текст выделенный синим цветом и соответствующие примеры необходимо выписать в тетрадь.


Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать раздел «Основы алгоритмизации» и сегодня познакомимся с темой «Ветвление. Неполная форма ветвления Практическая работа № 6. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление».

В тетрадях запишите число и тему урока:

Второе февраля

Классная работа

Тема урока: Ветвление. Неполная форма ветвления.

Вспомним пример линейного алгоритма (Следование)

Пример 1

Составить блок–схему и алгоритм нахождения значение X и Y

1. Математическая модель

Даны аргументы А, В

Результат X, Y

Формулы

X:=2*A+3*B

Y:=A-B

2. Блок–схема

3. программа


Программа Pr1;

Переменная А, В, X,Y:целая;

начало

ввести (А, В);

X:=2*А+3*В;

Y:=А-В;

Вывести (X, Y);

конец.



Вспомним структуру полной формы ветвления

Разветвляющаяся структура (ветвление) – это структура, обеспечивающая альтернативный выбор в зависимости от заданного условия.


В полной форме:

Выполняется проверка условия, а затем выбирается один из путей. Сначала по стрелочке Да, проверяется истина; затем идёт проверка условия по стрелочке Нет, если условие окажется ложным. В соответствии с тем истинно условие или ложно выполняется действие 1 или действие 2.

Эта структура называется также ЕСЛИ –ТО – ИНАЧЕ. Каждый из путей (ТО или ИНАЧЕ) ведет к общей точке слияния, так что выполнение программы продолжается независимо от того, какой путь был выбран.


Например: условие X0

При выполнении программы пользователь введёт число 5. Программа понимает, что 50 и выполнит действие 1. Если пользователь введёт число –5. Программа поймёт, что -5X0 ложно) и выполнит действие 2.

Помните!

  • Условие, действие 1 и действие 2 вводите Вы (программист – разработчик алгоритма)!

  • Пользователь вводит параметр условия Х!

  • Весь процесс решения выполняет алгоритм (программа на компьютере)!!! действия, которого Вы задали!


Пример 2

Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и б. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (б), то выводится сообщение '1-е число больше'; иначе выводится сообщение '2-е число больше'.

1. Математическая модель

Даны аргументы А, В

Результат сообщение '1-е число больше' или '2-е число больше'

Формула


2. Блок–схема

3. программа


Программа Pr2;

Переменная a,b:целая;


Начало

Вывести ('Введите 1-е число а');

Ввести (a);

Вывести ('Введите 2-е число b');

Ввести (b);

Если ab

то Вывести ('1-е число больше')

иначе Вывести ('2-е число больше');


конец.



Пример 3

Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и b. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (b), то решается пример y=a/b; иначе решается пример y=b/a. Вывести результат y.

1. Математическая модель

Даны аргументы a, b

Результат y

Формула


2. Блок–схема

3. программа


Программа Pr3;

Переменная a,b:целая;

y:действительная;

Начало

Вывести ('Введите 1-е число а');

Ввести (a);

Вывести ('Введите 2-е число b');

Ввести (b);

Если ab

то y:=a/b

иначе y:=b/a;

Вывести ('y=',y);

конец.



Структура неполной формы ветвления

Выполняется проверка условия, а затем выбирается один из путей. Сначала по стрелочке Да, проверяется истина; затем идёт проверка условия по стрелочке Нет, если условие окажется ложным. В соответствии с тем истинно условие или ложно выполняется Действие или выполняется выход из ветвление по стрелочке Нет..

Эта структура называется также ЕСЛИ –ТО. Каждый из путей (Да или Нет) ведет к общей точке слияния, так что выполнение программы продолжается независимо от того, какой путь был выбран.


Перепишите в тетрадь примеры 4 и 5

Пример 4

Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и б. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (б), то выводится сообщение '1-е число больше'; Если 1–е число (а) меньше 2–го числа (б), то выводится сообщение '2-е число больше'.

1. Математическая модель

Даны аргументы А, В

Результат сообщение '1-е число больше' или '2-е число больше'

Формула

2. Блок–схема

3. программа


Программа Pr4;

Переменная a,b:целая;


Начало

Вывести ('Введите 1-е число а');

Ввести (a);

Вывести ('Введите 2-е число b');

Ввести (b);

Если ab

то Вывести ('1-е число больше');

Если a

то Вывести ('2-е число больше');


конец.

Пример 5

Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и b. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (b), то решается пример y=a/b; Если 1–е число (а) меньше 2–го числа (b), то решается пример y=b/a. Вывести результат y.

1. Математическая модель

Даны аргументы a, b

Результат y

Формула





2. Блок–схема

3. программа


Программа Pr5;

Переменная a, b:целая;

y:действительная;

Начало

Вывести ('Введите 1-е число а');

Ввести (a);

Вывести ('Введите 2-е число b');

Ввести (b);

Если ab

то y:=a/b;

Если ab

то y:=b/a;

Вывести ('y=',y);

конец.


В тетрадях ниже запишите:

Практическая работа № 6.

Основные алгоритмические конструкции. Ветвление

Выполните задание:

№1

Неполная форма ветвления.

Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит число x.

Если x0, то выводится сообщение 'x больше 0';

Если xто выводится сообщение 'x меньше 0;

Если x=0, то выводится сообщение 'x равно 0'.


№2

Полная форма ветвления.

Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два положительных числа а и b. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (b), то решается пример y= ; иначе решается пример y=b2. Вывести результат y.


Домашнее задание

На основе изученного материала сделайте вывод, ответив на вопрос в тетради:

В чём отличие между полной и неполной формами ветвления?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя