02.02.22
*Текст выделенный синим цветом и соответствующие примеры необходимо выписать в тетрадь.
Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать раздел «Основы алгоритмизации» и сегодня познакомимся с темой «Ветвление. Неполная форма ветвления Практическая работа № 6. Основные алгоритмические конструкции. Ветвление».
В тетрадях запишите число и тему урока:
Второе февраля
Классная работа
Тема урока: Ветвление. Неполная форма ветвления.
Вспомним пример линейного алгоритма (Следование)
Пример 1
Составить блок–схему и алгоритм нахождения значение X и Y
1. Математическая модель
Даны аргументы А, В
Результат X, Y
Формулы
X:=2*A+3*B
Y:=A-B
2. Блок–схема | 3. программа |
| Программа Pr1; Переменная А, В, X,Y:целая; начало ввести (А, В); X:=2*А+3*В; Y:=А-В; Вывести (X, Y); конец. |
Вспомним структуру полной формы ветвления
Разветвляющаяся структура (ветвление) – это структура, обеспечивающая альтернативный выбор в зависимости от заданного условия.
В полной форме:
Выполняется проверка условия, а затем выбирается один из путей. Сначала по стрелочке Да, проверяется истина; затем идёт проверка условия по стрелочке Нет, если условие окажется ложным. В соответствии с тем истинно условие или ложно выполняется действие 1 или действие 2.
Эта структура называется также ЕСЛИ –ТО – ИНАЧЕ. Каждый из путей (ТО или ИНАЧЕ) ведет к общей точке слияния, так что выполнение программы продолжается независимо от того, какой путь был выбран.
Например: условие X0
При выполнении программы пользователь введёт число 5. Программа понимает, что 50 и выполнит действие 1. Если пользователь введёт число –5. Программа поймёт, что -5X0 ложно) и выполнит действие 2.
Помните!
-
Условие, действие 1 и действие 2 вводите Вы (программист – разработчик алгоритма)!
-
Пользователь вводит параметр условия Х!
-
Весь процесс решения выполняет алгоритм (программа на компьютере)!!! действия, которого Вы задали!
Пример 2
Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и б. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (б), то выводится сообщение '1-е число больше'; иначе выводится сообщение '2-е число больше'.
1. Математическая модель
Даны аргументы А, В
Результат сообщение '1-е число больше' или '2-е число больше'
Формула
2. Блок–схема | 3. программа |
| Программа Pr2; Переменная a,b:целая; Начало Вывести ('Введите 1-е число а'); Ввести (a); Вывести ('Введите 2-е число b'); Ввести (b); Если ab то Вывести ('1-е число больше') иначе Вывести ('2-е число больше'); конец. |
Пример 3
Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и b. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (b), то решается пример y=a/b; иначе решается пример y=b/a. Вывести результат y.
1. Математическая модель
Даны аргументы a, b
Результат y
Формула
2. Блок–схема | 3. программа |
| Программа Pr3; Переменная a,b:целая; y:действительная; Начало Вывести ('Введите 1-е число а'); Ввести (a); Вывести ('Введите 2-е число b'); Ввести (b); Если ab то y:=a/b иначе y:=b/a; Вывести ('y=',y); конец. |
Структура неполной формы ветвления
Выполняется проверка условия, а затем выбирается один из путей. Сначала по стрелочке Да, проверяется истина; затем идёт проверка условия по стрелочке Нет, если условие окажется ложным. В соответствии с тем истинно условие или ложно выполняется Действие или выполняется выход из ветвление по стрелочке Нет..
Эта структура называется также ЕСЛИ –ТО. Каждый из путей (Да или Нет) ведет к общей точке слияния, так что выполнение программы продолжается независимо от того, какой путь был выбран.
Перепишите в тетрадь примеры 4 и 5
Пример 4
Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и б. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (б), то выводится сообщение '1-е число больше'; Если 1–е число (а) меньше 2–го числа (б), то выводится сообщение '2-е число больше'.
1. Математическая модель
Даны аргументы А, В
Результат сообщение '1-е число больше' или '2-е число больше'
Формула
2. Блок–схема | 3. программа |
| Программа Pr4; Переменная a,b:целая; Начало Вывести ('Введите 1-е число а'); Ввести (a); Вывести ('Введите 2-е число b'); Ввести (b); Если ab то Вывести ('1-е число больше'); Если a то Вывести ('2-е число больше'); конец. |
Пример 5
Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два числа а и b. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (b), то решается пример y=a/b; Если 1–е число (а) меньше 2–го числа (b), то решается пример y=b/a. Вывести результат y.
1. Математическая модель
Даны аргументы a, b
Результат y
Формула
2. Блок–схема | 3. программа |
| Программа Pr5; Переменная a, b:целая; y:действительная; Начало Вывести ('Введите 1-е число а'); Ввести (a); Вывести ('Введите 2-е число b'); Ввести (b); Если ab то y:=a/b; Если ab то y:=b/a; Вывести ('y=',y); конец. |
В тетрадях ниже запишите:
Практическая работа № 6.
Основные алгоритмические конструкции. Ветвление
Выполните задание:
№1
Неполная форма ветвления.
Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит число x.
Если x0, то выводится сообщение 'x больше 0';
Если xто выводится сообщение 'x меньше 0;
Если x=0, то выводится сообщение 'x равно 0'.
№2
Полная форма ветвления.
Составить блок–схему и алгоритм для задачи. Пользователь вводит два положительных числа а и b. Если 1–е число (а) больше 2–го числа (b), то решается пример y=
; иначе решается пример y=b2. Вывести результат y.
Домашнее задание
На основе изученного материала сделайте вывод, ответив на вопрос в тетради:
В чём отличие между полной и неполной формами ветвления?