СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видео уроки по курсу "Эффективное календарно-тематическое планирование: семь шагов от подвига к счастью"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как составить планированние, которое позволит учителю не только сделать детей соавторами и партнерами образовательного процесса, но и получить время для личной жизни, прогулок  с любимым человеком, чтения интересной книги, посещения театра.

https://youtu.be/hXoXEpMz-tA ссылка на просмотр 1 урока

Просмотр содержимого документа
«Видео уроки по курсу "Эффективное календарно-тематическое планирование: семь шагов от подвига к счастью"»


Индивидуализация общего образования под персонализированный результат школьника

Создание экологически благоприятной среды


Календарно-тематическое планирование учебных занятий

Таблица 1. Стратегическое планирование учебных тем на учебный год

№ темы

Учебные темы из программы по курсу/предмету

Всего часов

Четверть изучения


История России (3)

Всеобщая история(1)



1


История как наука

4

1

2

История России как часть Всемирной истории


4

1

3


Древнейшая история человечества

4

1

4

Народы и древнейшие стоянки на территории России


8

1

5


Цивилизации Древнего мира

10

1

6-7

Русь в IX – начале XII в.

Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья

6+10

2






  1. Определить очередность прохождения программных тем

  2. Определить желаемые четверти прохождения тем

  3. Скорректировать количество часов на темы, если рекомендованное или указанное в программе количество не вмещается в отведенное на четверть для предмета время.



Примерная форма стратегического планирования учебных тем на учебный год

№ темы

Учебные темы из программы по курсу/предмету

Всего часов

Четверть изучения































Вариант 1

Блочное тематическое планирование

Таблица 2. Учебные занятия на 2 четверть для 10 класса


Тема учебного занятия

Формы и виды деятельности

Домашнее задание

1

1. Древнерусское государство: зарождение, расцвет, культура.

Лекция, составление части конспекта в виде схемы.

Суждение.

Монолог по конспекту. Доп. исторический факт, как аргумент к личному суждению.

2

2. Русь от Рюрика до Мстислава Великого.

Монолог по конспекту. Практическая работа по группам. Заполнение таблицы.

Вывод к таблице (вопрос 5 на стр.34)

Подготовиться к спор-клубу

3

3. Русь от Рюрика до Мстислава Великого.

Практическая работа по группам. Заполнение таблицы. Представление выполненной работы

4

4.Происхождение государственности у восточных славян.

Спор-клуб. Монолог, вопросы, анализ.

Прочитать стр. 46-51

5

5. Христианская культура и языческие традиции.

Интеллектуальный конкурс Владение информацией.


6

6. Княжеские усобицы.

Обобщение, зачет















Секреты успеха учителя и ребенка при технологии блочно-модульного планирования

Секрет первый. Предлагаю отказаться от принципа «Урок – новый параграф», а перейти на принцип «урок – идея, отражающая содержание ФГОС и требований к его результатам»!

Тогда темы для шести учебных занятий могут быть такими:

1.Древнерусское государство: зарождение, расцвет, культура.

2-3.Русь от Рюрика до Мстислава Великого.

4.Происхождение государственности у восточных славян.

5. Христианская культура и языческие традиции жителей древнерусского государства.

6. Княжеские усобицы.

Эти темы в последующем будут записаны мной в журнале с указанием дат их проведения и домашним заданием для учащихся.

Секрет второй. На первом уроке темы знакомлю десятиклассников с основными вехами становления раннего централизованного государства, чтобы создать у них целостную картину жизни и деятельности людей того времени. Для этого лучше всего подойдет лекция с составлением опорного конспекта.

Графическое изображение темы в виде опорного конспекта помогает создать целостный зрительный образ истории древнерусского государства, что облегчит подготовку старшеклассников к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Проговаривание и прописывание содержания темы лекции позволяет учителю задействовать разные виды памяти школьников: зрительную и слуховую. Все это увеличивает успешное освоение ими учебного материала.

Опорный конспект может создаться учителем, его элемент может быть составлен десятиклассниками на уроке или дома и т.д. Выбираемый педагогом вариант определяется степенью развития интеллектуальной самостоятельности школьников и содержанием развивающей задачи занятия.

Начинать изучение программной темы с лекции в 10 классе достаточно органично для этого возраста. Ведь мое общение со старшеклассниками требует на этой ступени обучения профессионального характера, иначе я для них не буду интересна.

По ходу лекции могут использоваться для иллюстрации видеоряды, показывающие жизнь, быт, управление и культуру жителей Древнерусского государства. Данные видеоряды можно взять их электронных энциклопедий или соответствующих электронных приложений к учебникам. Их также можно сделать самостоятельно из иллюстраций учебника, дав кому-то из школьников опережающее творческое задание.

Секрет третий. Мотивация к сотрудничеству.

Если сообщить учащимся в начале лекции домашнее задание – монологический рассказ по теме лекции, и количество параграфов, которое использовались при составлении опорного конспекта (а их шесть), то можно «усилить» желание старшеклассников не только внимательно слушать лекцию, но и старательно записывать пояснения по опорному конспекту в личную тетрадь.

Секрет четвертый. В конце первого учебного занятия важно познакомить школьников с ходом всех уроков по теме.

Для этого каждому десятикласснику можно раздать листок с таблицей, где будут отражены названия тем учебных занятий, форм деятельности, учащихся на уроке и объем домашнего задания. Табличка позволяет школьникам увидеть, чем им предстоит заниматься в ближайшее время, как можно распределить свое личное время для выполнения домашнего задания.

Такая таблица может содержать следующие графы:

Дата

Тема учебного занятия

На уроке

Дома

12.09

Древнерусское государство: зарождение, расцвет, культура.

Лекция с составлением опорного конспекта

Монолог по опорному конспекту

Табличка может быть заранее набрана учителем на компьютере и размножена по количеству школьников. Во время комментария учителем содержимого таблицы, школьники приклеивают листок с ней в свою тетрадь (используя приготовленный педагогом клей-карандаш).

Можно предложить школьникам под диктовку учителя самостоятельно заполнить таблицу в своей тетради. Правда для этого потребуется больше времени, что уменьшит время проведения лекции.

Наличие таблицы-плана не позволяет ребенку иметь возможность не подготовиться к уроку в силу отсутствия его по уважительной причине на предыдущем уроке. Его объяснение «не готов, так как не был» вызывает иронические улыбки одноклассников. Ведь о том, как и когда должна изучаться данная тема, было известно всем заранее. Так, создав открытое правовое пространство, мы превращаем ребенка в соавтора образовательного процесса, за которым остается право осознания важности получения качественного образования.

Секрет пятый. Не делать за детей то, что они могут уже делать сами! Нет иждивенчеству.

К 10 классу школьники способны самостоятельно читать текст. Умеют выбирать из текста главную мысль и т.д. Поэтому второе и третье учебные занятия могут проходить в форме практической групповой работы. Групповая работа позволяет не только организовать процесс самообразования, но и помогает развивать у школьников навыки социального партнерства в общении друг с другом, умение работать в команде и т.д.

Планирую, что во время практической работы школьники самостоятельно заполнят тематическую таблицу «Русь от Рюрика до Мстислава Великого». Содержимое таблицы позволит дополнить опорный конспект отдельными историческими частностями, что будет особенно полезно для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по истории.

Таблица может состоять из следующих граф:

  • имя князя и годы его правления,

  • ссылка на источник (параграф, страницы),

  • характеристика внешней политики князя,

  • характеристика внутренней политики князя.

Если первые две графы заполняются под диктовку учителя одновременно всеми детьми класса, то третья и четвертая и есть содержание практической работы. Можно также подготовить макет таблицы на компьютере, с уже заполненными первыми двумя графами. Тогда такой макет нужно будет размножить ее по количеству школьников, чтобы каждый ребенок имел свой персональный экземпляр.

Объем фактического материала учебного пособия учителем разбивается на равные части. Каждая группа выполняет свою часть работы. Например, первая группа занимается Рюриком, Олегом, Игорем и Ольгой. Вторая: Святославом и т.д.

Вторая половина второго урока тратится на проверку выполненного группами задания.

Группы, соблюдая хронологическую последовательность, сообщают другим школьникам выбранный ими материал. Рекомендуется просить одного школьника от группы озвучивать выбранный материал, для этого школьник может заглядывать в свою тетрадь. Наличие тетради или другого пособия позволяет школьнику во время монолога быть более уверенным.

Если один школьник проговаривает результаты работы группы, для тех кому удобнее воспринимать информацию на слух, то другого школьника в это время рекомендуется попросить записать этот же материал на доску, что более удобно для визуалов. То есть, школьник в автономном порядке записывает нужную информацию из своей тетради в соответствующие колонки таблицы на доску.

Учитель имеет возможность сразу поставить две оценки в каждой группе. Желательно также поощрять школьников задавать друг другу уточняющие или разъясняющие вопросы. За «умный» вопрос также можно поставить оценку.

В начале второго урока в списке вопросов к обобщающему повторению из учебного пособия рекомендуется выбрать проблемное задание, которое необходимо будет выполнить школьникам письменно как вывод после заполнения таблицы. Такое задание определит мотив к заполнению таблицы каждым ребенком по мере проверки результатов работы отдельных групп.

Несмотря на то, что драгоценное время первой части урока будет потрачено на опрос по опорному конспекту, а во время второй части урока школьники приступят к изучению нового материала – это приведет к накоплению утомляемости. Наличие групповой работы позволяет школьнику сменить позу, встать, что-то сказать вслух и т.д.

Секрет шестой. Востребованность домашнего задания при проведении других учебных занятий по теме.

Очень важно, чтобы задаваемое на дом задание потом было востребовано (проверено) учителем. На пример, вывод к таблице «Русь от Рюрика до Мстислава Великого» можно также проверить в качестве проходного задания при отборе игроков во время проведения исторической игры на пятом уроке темы.

Секрет седьмой. Многообразие форм проведения учебных занятий.

На первом занятии будет лекция. На втором и третьем – практическая работа. Четвертое учебное занятие можно организовать в форме спор-клуба.

Учебное занятие в форме спор-клуба позволяет помочь школьникам научиться использовать фактический материал для аргументации своей точки зрения во время дискуссии.

Умение вести интеллектуальный спор важное качество для проведения деловых переговоров в современном мире. На этом же занятии школьникам пригодится и умение задавать вопросы, а не только аргументировать свои ответы.

Например, проблема «внесения государственности или зарождения государственности у восточных славян» интересная, и методически хорошо вписывается в цель учебного занятия. Технология проведения спор-клуба может включать три раунда.

На первом раунде представители от каждой группы по очереди проговаривают свою позицию. Во время второго раунда группы по очереди обмениваются вопросами и ответами. Третий раунд связан с выступлением аналитиков, которые не участвовали в споре, а должны были увидеть какая их групп в отстаивании своей позиции была более убедительна (соответствовала критериям, требованиям).

Так как об этом занятии и форме его проведения школьникам будет сообщено после лекции, то это сможет быть еще одним мотивом, стимулирующим детей к качественному усвоению предметных знаний на первых занятиях.

Пятое учебное занятие можно провести на подобие телешоу «Умники и умницы». Эта форма позволяет простимулировать желание детей познакомится с дополнительной литературой по изучаемой теме.

Шестое занятие кроме разговора о княжеских междоусобицах предполагает проведение зачета.

Спланированные занятия не похожи друг на друга по форме проведения, но позволяют об одном и том же поговорить много раз.

При таком планировании учитель – режиссер, а не телевизор, а дети не пассивные созерцатели, а активные партнеры, которые под руководством учителя «здесь и сейчас» осваивают содержание ФГОС, достигая предметных, метапредметных и личностных результатов.

Секрет восьмой. Тема заканчивается проведением зачета.

Зачет желательно проводить по технологии ЕГЭ (с использованием листов для заполнения ответов). Это помогает школьникам не только привыкнуть к данной форме контроля, но и научиться справляться со своим волнением во время контроля задолго до государственной итоговой аттестации.

Послесловие

Сделав такое перспективное планирование, учитель не будет тратить много времени на текущую подготовку к занятию, в случае его отсутствия спланированное занятие пройдет в соответствии с планом изучения темы. Его может провести любой другой учитель, так как уроки уже разработаны, роли и задания распределены. Кроме того, такая технология планирования позволяет

  1. Сделать каждое учебное занятие более значимым в глазах ребенка;

  2. Разнообразить учебные занятия по форме проведения;

  3. Переставить акценты с «изучения содержания учебного пособия» на «освоение содержания федерального государственного образовательного стандарта»;

  4. Систематизировать и разумно дозировать домашнее задание;

  5. Превратить учителя из актера в режиссера, а детей из пассивных слушателей в активных участников и соавторов обучения;

  6. Осуществлять систематический контроль за учебными результатами учащихся. При этом, учитель может заранее определить какие работы будут обязательно оцениваться, какие по выбору, а какие только по желанию школьников;

  7. Сэкономить время учителя для отдыха, общения в семье, личной жизни и самообразования.

  8. Предоставить время ребенку для занятий в системе дополнительного образования.






Контроль за выполнением работ в процессе освоения программы.


Фамилия и имя ребенка класса

ТЗ№1

Таблица

Карта

ПР/Р №1

Вывод




К/Р

1


+

+


+


-



+

2



+


+





+

3


+









4










+



Вариант 2

Блочное тематическое планирование

Таблица 2. Учебные занятия на тему/____ четверть для ____ класса



Тема учебного занятия

Формы и виды деятельности

Домашнее задание

1

Погружение в тему

Составление опорного конспекта

Техническое задание №1

2

Практикум по пройденному. Закрепление материала

Групповая работа по указанным учителем заданиям из учебника


3

Практикум по пройденному. Закрепление материала

Групповая работа по указанным учителем заданиям из учебника


4

Погружение в тему

Составление опорного конспекта

Техническое задание №2

5

Практикум по пройденному. Закрепление материала

Групповая работа по указанным учителем заданиям из учебника


6

Практикум по пройденному. Закрепление материала

Групповая работа по указанным учителем заданиям из учебника/самостоятельная работа


7

Игровой урок

Командное выполнение заданий


8

Урок консультация/урок на выполнение творческого задания



9

Подготовка к итоговому контролю

Групповая работа по дидактич. материалам

Повторение

10

Итоговый контроль по теме «…»

Контрольная работа







Контроль за качеством планирования учебных занятий

Требования к планированию блока тематических учебных занятий

1

2

3

4


1

Таблица составлена с учетом установленных в локальном акте школы требований по форме и содержанию






2

Знакомство школьников с новым учебным содержанием начинается с обобщающего это содержание вводного занятия






3

Не менее 75% учебных занятий имеют свою форму проведения, отличную от других занятий.






4

Не менее 75% учебных занятий содержат продукты, результаты, наименование работ, которые будут/могут быть письменно или устно представлены к оцениванию/контролю учителя по выбору ребенка или учителя






5

Не менее 4 заданий должны быть обязательно представлены всеми школьниками к контролю учителя. Часть из этих заданий должна быть выдана школьникам в виде домашнего задания.






6

Предусмотреть не менее 1 домашнего задания, которое направленно на подготовку к очередному учебному занятию, без выполнения которого участвовать в учебном занятии школьнику будет крайне проблематично.






7

Предусмотреть не менее 1 домашнего задания, которое школьник может сдать в любое время, но не позднее установленной учителем даты






8

Предусмотреть не менее 1 домашнего задания, которое выполнять не обязательно






9

Предусмотреть учебное занятие в иной форме проведения для одного класса, двух и более классов, совместно с другим взрослым в логике темы (конкурс, пресс-конференция, деловая игра, защита проектов, ярмарка, аукцион, экскурсия, мастер-класс и т.д.)






10

Предусмотреть в блоке занятий на четверть занятие под очередной предметный конкурс






11

Предусмотреть занятие/часть занятия под проведение обязательной письменной контрольной работы (с заданиями из темы и ранее изученного материала)






12

Предусмотреть с 7 класса посещение кабинета информатики для пробного группового тестирования школьников по заданиям ГИА.











системА контроля учителя
за качеством образования как условие
воспитания ответственности обучающихся

Любая система предполагает научное обоснование. Человеку гораздо легче принять или найти правильное решение, если он знает каким и почему оно должно быть.

При выстраивании системы контроля качества образования лучше ориентироваться на следующие научные положения:

  1. Социальное партнерство – важная норма общественных отношений в современном мире.

  2. Субъектные отношения – обязательное условие личностного развития ребенка.

  3. Зона ближайшего развития – социальный лифт, ускоряющий личностное развитие ребенка, в силу совпадения действий педагога с возрастными потребностями обучающегося.

Современное общество нуждается в таком социальном партнерстве, которое предполагает паритетность (равенство) интересов между партнерами, если они хотят участвовать в совместной деятельности. Совместная деятельность также предполагает признание партнерами прав друг друга на обособленность (свое видение мира), самостоятельность (право на свой выбор) и правоспособность (наличие закрепленных в законе за личностью прав и обязанностей). Таким образом, рассматривая систему контроля с позиции обязательного требования современного общества, необходимо при ее создании учитывать то, что она должна предполагать соблюдение прав как учителя, так и ученика.

Если исходить из постулата «субъектные отношения являются обязательным условием личностного развития ребенка», то система контроля качества образования должна выстраиваться с учетом педагогических принципов «Ребенок – субъект общественных отношений», «у ребенка, как и у учителя, есть право свободного выбора», «Должен как право, а не обязанность», «Выявить и помочь, а не поймать и уличить». Соблюдение этих принципов позволяет ребенку научиться принимать решение с учетом соблюдения не только личного «хочу», но и общественного «надо».

Если рассматривать «зону ближайшего развития» условием возникновения паритетности (совпадения) интересов между взрослым и ребенком, то возможно понять что и почему в образовании стоит ставить на контроль. В начальной школе одним из мотивов к развитию ребенка является поиск ответа на вопрос: «Каким я хочу быть?». В основной школе перед подростком стоит задача развития своих талантов и способностей. В старшей – профессиональное самоопределение. Таким образом, находясь в основной школе, подросток заинтересован в том, чтобы знать, успешно ли он развивает свои общеучебные и предметные умения и навыки.

Кроме научных положений система может предполагать наличие каких-то профессиональных позиций, скажем, правил. К ним можно отнести следующие правила.

При планировании учебных занятий на тему важно определить то, что может стать предметом контроля с учетом «зоны ближайшего развития». Если под контроль подпадают общеучебные и предметные умения, то показать их ребенок не сможет, если не владеет предметными знаниями. Так заботясь об умениях, ребенок вынужден осваивать и предметные знания.

При планировании учебных занятий на тему важно определить, какие виды работ или заданий будут контролироваться и оцениваться обязательно, а какие по выбору ребенка. Например, в соответствии с «Положением об оценивании и контроле» стоит планировать не менее трех обязательных работ. Наличие трех оценок дает право учителю выставить оценку за четверть. Тогда все остальные контрольные работы (задания) можно сделать по выбору. В данном случае они будут носить стимулирующий характер, т.е. побуждающий ребенка к самостоятельным действиям. Проявляя личную инициативу, ребенок получает возможность улучшить свой итоговый результат. Если учителем раздается детям план-программа на тему, то это дает ему моральное право в конце четверти спросить с ребенка за его нерадивость или инфантильность. А также отказать ему в требовании принести в конце четверти что-то, чтобы получить более высокую оценку за четверть, если он не болел.

Следующее правило, которое стоит соблюдать предполагает то, что формы и объекты контроля должны быть разнообразными. Данное положение определяется тем, что список развиваемых общеучебных умений (для начальной и основной ступеней образования) и тем (для старшей ступени образования) достаточно разнообразен. Определенные к контролю объекты должны позволять целенаправленно и планомерно (настойчиво) отшлифовывать ведущие для данного момента (класса, возраста) общеучебные и предметные умения и знания.

Важно, чтобы у школьников складывалось должное представление о контроле как о возможности получения экспертизы у профессионала. Ребенок должен ценить то, что учитель будет проверять его работу. Потраченные усилия учителем не должны быть обесценены, то есть проверка не должна формировать у учителя и ребенка иллюзии о наличии качества там, где его нет, так как работа была выполнена ребенком с участием «доброжелателей». Для профилактики этого стоит школьникам настойчиво объяснять, что любой учитель всегда заинтересован в хороших результатах, даже если они получены путем списывания. Но заинтересован ли в таких «хороших» результатах современный школьник. Нет, так как изменились правила сдачи ГИА. Нужно не запрещать списывать, запретный плод всегда сладок, а настаивать на соблюдении общепринятых правилах осуществления контроля. Тут может помочь общественное мнение и культивирование моральных норм в детском коллективе. Объяснять, почему аморально просить во время контрольной помощи у соседа может только учитель. Именно ему принадлежит ведущая роль внесения в детскую среду ценностей и норм, их поддержание и принятие детьми. И от этого нельзя устраняться.

Еще одно правило – любой контроль – это учебная ситуация, приводящая к личностному развитию, и поэтому ее нельзя упускать. Можно ли сделать так, чтобы ребенок сожалел о том, что не захотел предложить свой труд к экспертизе. Это возможно, если во время экспертизы за ребенком останется право в случае неудачи доработать, исправить и еще раз показать. И это же становится возможным, если используются приемы, которые заставляют ребенка испытать сожаление от того, что он не сдал (не захотел сдать) работу на проверку. Например, проводится небольшая проверочная работа. Собираются лишь те работы, которые предъявляются по желанию детей. После того как работы будут собраны, учителем озвучиваются правильны ответы.

Следующее правило – необходимо различать итоговый и обучающий контроли. Итоговый контроль не должен восприниматься ребенком как работа, которую в случае неспешности он может переписать. Нельзя заново пережить жизнь, день. Нельзя взращивать в ребенке иллюзию, что это возможно. Дети с такой позицией небрежны во время текущих (тренировочных) контрольных, но им однажды придется сдавать государственную итоговую аттестацию. Лучше после контрольной работы провести рефлексию, а не работу над ошибками. Рефлексия предполагает обращение внимания ребенка на то, что у него еще не получается. И тогда некоторые дети начинают «просыпаться» и подходить, чтобы им объяснили то, что они не понимают или не знают.

Обучающий контроль. Например, в условиях групповой работы дети исправляют фактологические ошибки в тексте. Что происходит в процессе контроля, у детей появляется возможность воспользоваться учебниками, тетрадями или головой соседа, чтобы справиться коллективно с поставленной общей задачей, так как конечный (оценочный) результат распространяется на всех. При этом, нужно оставить право за детьми не указывать на листочке фамилии тех, кто не принимал в этой работе участие. Такие дети получают «1», так как были, но не захотели выполнить обязательную к контролю работу.

И последнее правило. Любой контроль – с одной стороны, тренинг, позволяющий научиться владеть эмоциями. С другой стороны, условие для социальной защищенности. Первая позиция обязывает учителя предоставлять как можно большему количеству детей и как можно чаще права для контроля и оценивания. Именно эта же позиция дает ребенку право иметь солидный запас положительных оценок, чтобы не боятся контрольной работы.

Эти научные позиции и правила могут определять систему контроля учителя, которая и сможет обеспечить качество образования через формирование у него личной ответственности за результат своего образования.




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!