Обучение различным видам аудирования средствами УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Косиновская СОШ»
Курского района Курской области Татаренкова С. К.
Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит , и наполовину тому, кто слушает. Мишель де Монтень
Аудирование – одна из актуальных проблем, привлекающих в настоящее время особое внимание.
Термин «аудирование» означает « слушание с пониманием » или « понимание речи на слух» .
Аудирование как вид речевой деятельности и как вид учебной деятельности.
- Вид речевой деятельности - внешне невыраженный, но внутренне активный процесс слухового и смыслового восприятия звучащей информации.
- Вид учебной деятельности - организованный и управляемый процесс восприятия информации, в котором происходит овладение техникой, результатом которого является усвоение учебного материала.
Предполагается, что обучающийся научится
различным видам аудирования :
- с полным пониманием аудиотекста
- с пониманием основного содержания
- с выборочным извлечением информации
- передаче содержания в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме.
( из программы под. ред. А.Д. Шмелёва)
Составляющей частью учебника «Русский язык» является компакт-диск с аудиоприложением , которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченным специальным значком.
Тематическое богатство текстов: история слов традиции народов истории о знаменитых людях рассказы о животных заповедные места России речевой этикет занятия сверстников и др.
6 класс. Глава 2. Упр.1. Рассмотрите рисунки и послушайте рассказ о семье Кузнецовых. Какие профессии у взрослых в этой семье? Чем занимаются дети?
- Учебник развивает глобальное, детальное и критическое восприятие речи.
- Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом :
определить тему текста по заголовку,
началу или концу,
основную мысль, композицию,
наличие смысловых частей,
прогнозировать содержание текста,
членить его на смысловые части и т.д.
5 класс. Глава1 .
87. 1) Вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе. Какие факты из его биографии вам известны? 2) Послушайте текст один раз. О чём в нём рассказывается? Какова главная мысль этой поучительной истории? 3) Что сначала должен был сделать Эзоп? А что должен был сделать во второй раз?
Детальное слушание - слушание, при котором ученик старается как можно полнее охватить все содержание текста и вникнуть в смысл каждого из его элементов.
Чтобы сформировать данные умения, необходимо научить школьников слышать ключевые слова, слова-переходы , связывающие смысловые блоки текста, выделять на слух эти смысловые блоки , стилеобразующие средства и т.д.
6 класс. Часть1. Глава 3.
Критическое слушание основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, оно требует критического осмысления на слух: выражение согласия или несогласия с мнением автора; выражение своей точки зрения на то, о чем говорится в тексте.
6 класс. Часть1. Глава 1.
В учебниках предлагаются задания с различными установками :
виды аудирования (как слушаю, сколько раз слушаю?),
причины аудирования (почему слушаю?),
объект аудирования (что слушаю?).
6 класс. Часть 2. Глава 6.
Предполагаемые умения и навыки, обретаемые в ходе работы
- Умение слушать.
- Помнить слышанное.
- Помнить общее содержание текстов.
- Выделять главное в тексте.
- Озаглавливать услышанное.
- Вычленять части текста.
- Помнить слышанное в предложенном порядке.
Система упражнений по аудированию
В учебниках разработана система упражнений , направленных
на преодоление грамматических, лексических, фонетических трудностей;
на развитие памяти, внимания, логического мышления;
на формирование речевого потока.
6 класс. Часть 1. Глава1
6 класс. Часть 2 . Глава 5.
Баргузинский заповедник, озеро Байкал
Беловежская пуща
6 класс. Часть 2. Глава 6.
6 класс. Часть1. Глава 2
6 класс. Часть1. Глава 3
6 класс. Часть1. Глава 3
6 класс. Часть2. Глава 6
6 класс. Часть1. Глава 1
Выводы
Виды упражнений по аудированию , представленные в учебниках русского языка под редакцией А. Д. Шмелёва, способствуют выработке умения слушать и понимать речевое сообщение.
Эффективность обучения во многом зависит от систематичности выполнения упражнений, учета психологических особенностей данного вида речевой деятельности.