СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды диктантов в зависимости от дидактической цели, направленные на формирование познавательной и коммуникативной компетенций

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды диктантов в зависимости от дидактической цели, направленные на формирование познавательной и коммуникативной компетенций»

Виды диктантов в зависимости
от дидактической цели

По дидактической цели выделяются три группы диктантов. Первая из них – группа обучающих диктантов, предназначенных для первичного закрепления умений и их дальнейшего совершенствования. К обучающим диктантам мы относим комментированный, объяснительный, диктант «Проверяю себя», предупредительный. Эти диктанты позволяют выявить трудности, с которыми сталкиваются ученики, определить наиболее сложные для конкретных детей или классов случаи, требующие особого внимания педагога, внесения коррективов в планы учебных занятий.

Во вторую группу – контролирующих – входит контрольный диктант. Целью диктантов этой группы является диагностирование качества выполненной работы с обязательным оцениванием результатов. Кроме контрольного диктанта, к контролирующим можно отнести и диктанты, включенные в группу обучающих, но с поправкой на выставление оценки в финале работы.

И третья группа – стимулирующих диктантов – представлена конкурсным диктантом или, иначе, диктантом-соревнованием, имеющим существенную специфику в организации и проведении. Конкурсный диктант может использоваться также с целью контроля. Однако основная его функция – организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, создание ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, формирование интереса к занятиям русским языком и учебной деятельности в целом, выявление одаренных детей, поощрение их, стимулирование отстающих и слабых учеников.



Комментированный диктант

Комментированный диктант используется на этапе первичного формирования и закрепления правописных умений. Его применение эффективно в том случае, если целью работы является формирование умений правильно писать слова и предложения и обосновывать условия выбора написания, поскольку диктант предполагает многократное проговаривание изучаемых правил и применение их в процессе записи предлагаемого учителем практического материала. Комментированный диктант способствует осознанию взаимосвязи уровней и единиц языка, освоению базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Он позволяет также отработать алгоритм объяснения, чему способствует предлагаемая ученикам заранее цепочка рассуждения, образец, схема, памятка ответа.

Запись диктуемого производится одновременно с объяснением, которое осуществляет один из учеников. Этот ученик может быть вызван к доске для произведения записи. Тогда ученик имеет возможность одновременно сверять записи в своих тетрадях и на доске, воспринимая диктант одновременно на слух и зрительно. Либо ученик может работать с места, записывая материал в свою тетрадь и вслух давая комментарии, в этом случае диктуемый материал воспринимается учениками только на слух.

Задача педагога при проведении комментированного диктанта – задействовать максимальное количество обучающихся, включая слабо подготовленных учеников для развития у них словарного запаса, расширения используемых в речи грамматических средств. С этой целью можно использовать объяснение по цепочке или в произвольном порядке.

Задание.

Произведите орфографический разбор диктуемых слов (устно или письменно – по усмотрению учителя). План орфографического разбора:

1) тип орфограммы (орфограмма-буква, пробел, дефис, черточка переноса);

2) вид орфограммы (на какое орфографическое правило представлено написание?);

3) опознавательный признак орфограммы (шипящий, конец слова, стечение согласных, безударная позиция для гласного, наличие не, предлогов, образование путем сложения);

4) условие выбора написания, то есть его объяснение;

5) собственный пример на то же правило.

Строго придерживайтесь плана при комментировании записи, не нарушая последовательности. (Запись комментируется по цепочке.) Орфограммы выделяйте.

Прибрежный, зеркальный, разбросать, наткнуться, не узнать, на огороде, садово-огородный, северо-восток, цикличность, мощность.

Образец выполнения задания.

Прибрéжный – орфограмма-буква, правописание приставок пре- и при-, безударная позиция гласного, пишется буква и, так как приставка имеет значение «пространственная близость», прегромкий;

зеркáльный – орфограмма-буква, правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов, безударная позиция гласного, пишется буква е, так как можно подобрать проверочное слово «зéркало», колосóк – колóсья, кóлос;

разбросать – орфограмма-буква, правописание приставок, оканчивающихся на з и с, опознавательный признак – стечение согласных, пишется буква з, так как после идет звонкий согласный б, распространить;

наткнуться – орфограмма-буква, правописание ь как показателя грамматической формы, опознавательный признак – стечение согласных, пишется ь, так как глагол стоит в неопределенной форме, проверяется по вопросу (что сделать?), наткнется (что сделает?);

не узнать – орфограмма-пробел, правописание не с глаголами, наличие не – опознавательный признак орфограммы, не с глаголом пишется раздельно, кроме случаев, когда глагол без «не» не употребляется, ненавидеть;

на огороде – орфограмма-буква, правописание падежных окончаний имен существительных, безударная позиция гласного, пишется буква е, так как существительное 2-го склонения стоит в форме предложного падежа единственного числа, на парте (1-е скл., П. п.);

садово-огородный – орфограмма-дефис, правописание сложных прилагательных, опознавательный признак – образование способом сложения, пишется через дефис, так как части равноправны, легкоатлетический (от «легкая атлетика» – словосочетание);

северо-восток – орфограмма-дефис, правописание сложных имен существительных, опознавательный признак – образование путем сложения, пишется через дефис, так как обозначает стороны света;

цикличность – орфограмма-буква, правописание букв и и ы после ц-, безударная позиция гласного и наличие шипящего, буква «и» пишется в корне слова, цыган (исключение);

мощность – орфограмма-буква, правописание ь как показателя мягкости, наличие шипящего, ь не пишется в сочетаниях с щ и ч, почтительный.

Задание.

Объясните причину постановки тире. Вспомните, что таких причин может быть три: 1) при обобщающих словах, 2) между подлежащим и сказуемым, 3) в неполном предложении.

1. Стены домов, гаражи, заборы – все покрыто первым снегом.

2. В необычные дни: день рождения, Новый год – особенно ждешь подарков и поздравлений.

3. Все поехали на каникулы в город Москву, а я – в Санкт-Петербург.

4. У каждого свой вкус: мой друг любит красный цвет, а я – зеленый.

5. Жить – Родине служить.

6. Ботаника – наука о растениях.

7. Заботиться о щенке – моя обязанность.

8. Двадцать – это имя числительное.

Образец выполнения задания.

предложения 1–2 – тире в предложении с обобщающим словом, 3–4 – в неполном предложении на месте пропуска слов, 5–8 – тире между подлежащим и сказуемым.

Задание.

Составьте алгоритм действий при выборе написания окончаний имен прилагательных.

Образец выполнения задания.

«Большая собака» требуется определить, какое окончание пишется в прилагательном «большая», для этого подставим от существительного к зависимому слову – имени прилагательному – вопрос (собака какая? большая), по вопросу определяем, что пишется окончание -ая.

По проселочной дороге, у древнего города, в краеведческом музее, по ответственному заданию, отважный разведчик, большой колодец, из глиняной посуды, с верным другом, прочные стены, заботливой рукой, материнская ласка.

Задание.

Запишите под диктовку и прокомментируйте написание не с именами прилагательными.

1. Облака были неописуемо яркими.

2. Мне удалось сдержать поток родившихся несбыточных надежд.

3. Я остановился, пораженный неожиданным известием.

4. Мы с тобою неразлучны.

5. В недуге горестном томится плоть.

6. Много нелепостей пишут газеты, много в них небылиц и россказней.

7. Неуверенно, неловко, как-то неуклюже делал малыш свои первые шаги по земле.

8. Приходите в гости к нам непременно.

Образец выполнения задания.

неописуемо (не употребляется без не, синоним «удивительно»),

несбыточных (не употребляется без не),

неожиданным (не употребляется без не, синоним «внезапным»),

неразлучны (не употребляется без не, синоним «верны»),

недуге (не употребляется без не, синоним «болезни»),

нелепостей (не употребляется без не, синоним «глупостей»),

небылиц (не употребляется без не, синоним «фантазий»),

неуверенно, неловко, неуклюже (синонимичный ряд),

непременно (не употребляется без не, синоним «обязательно»).





Объяснительный диктант

Объяснительный диктант отличается от комментированного письма большей самостоятельностью учеников в процессе работы. Он способствует совершенствованию основных видов речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письму), интеллекту, формирует навыки проведения анализа различных языковых единиц. Диктуемый материал сначала записывается целиком, без каких-либо изменений и комментариев со стороны педагога или учеников, затем производится проверка и объяснение условий выбора написания орфограмм и знаков препинания. Поэтому объяснительный диктант применяется не в процессе первичного закрепления, а в более поздний период отработки правописных навыков.

Задание.

Напишите диктант, объясните написание безударных гласных в корнях слов.

Когда были приручены кошки?

Кошки – это очень древние животные. Домашние кошки, которые нам так хорошо известны, произошли от дикой кошки. Считается, что около 5 тысяч лет назад они были впервые приручены. Еще 4 тысячи лет назад ручные кошки были у египтян. Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Когда домашняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга ходила в трауре. Смерть храмовой кошки одевала в траур целый город. Было найдено много мумий этих животных, сделанных так же, как мумии фараонов и знатных придворных. Расплатой за убийство кошки была смерть. В Европе до 1000 года н. э., вероятно, кошек не было. Европейцы относились к этим животным иначе, чем египтяне. Считалось, что в ней заключены злые духи, что сохранилось в поверьях о ведьмах и приметах, связанных с черным котом. (А. Ликум. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т. 1. М.: Ключ «С»: Филологическое общество «Слово», 1993.)

Задание.

Запишите под диктовку предложения, затем объясните постановку или отсутствие знаков препинания при причастных оборотах.

1. Ночь, павшая на город, спрятала следы уставшего дня.

2. Зрители напряженно всматривались на сцену, таинственно полуосвещенную огнями рампы.

3. Сложенный из гибких веток шалаш, несмотря на внешнюю хрупкость, мог выдержать даже сильные порывы ветра.

4. Подбирающийся к логову зверя охотник должен быть предельно осторожен.

5. Растрепанные на ветру волосы были непослушными и все время падали на глаза.

6. Царевна, радующаяся подарку, была юна и свежа, словно нераспустившийся бутон цветка.

7. Мы отправились в дорогу, получив согласие и благословение родителей, принимающих расставание на долгий срок как горькую неизбежность.

8. Очертания далеких гор, вырастающих на горизонте великанами, создавали ощущение ничтожества человека перед величием природы.

9. Мой сосед, чем-то очень похожий на известного артиста, был удивительно обаятельным человеком.





Диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» позволяет научить школьников приемам самопроверки, что способствует, в первую очередь, развитию регулятивных учебных действий: ученик самостоятельно вычленяет проблему, определяет способ ее решения, вносит при необходимости коррективы. Подобная систематически организованная работа положительно влияет на формирование ценных личностных качеств школьников: самостоятельности, требовательности к себе, ответственности и способности к адекватному самооцениванию. Обычно такой диктант предлагается накануне контрольной или проверочной работы, поскольку является промежуточным звеном между коллективной и полностью самостоятельной деятельностью обучающихся.

Особенность диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что ученики, осуществляя запись диктуемого материала (слов, словосочетаний, предложений, текста), фиксируют все случаи написания, в которых у них нет уверенности: либо оставляют пропущенными буквы и знаки препинания, либо подчеркивают сомнительные орфограммы и пунктограммы, либо делают пометки на полях в виде знаков вопроса или каких-либо других условных обозначений. После записи диктуемого материала осуществляется коллективная проверка по словам, словосочетаниям или отдельным предложениям. Ученики в ходе проверки вносят исправления в случае необходимости или вписывают буквы на месте сделанных ранее пропусков. Каждый ученик в процессе проверки работы может задать вопрос учителю или ученикам класса с просьбой объяснить условия выбора написания – это приветствуется, такая инициатива поощряется учителем.

Для формирования большей самостоятельности можно на этапе проверки заменить помощь учителя ответами самих учеников или обращением к справочной литературе (орфографическим словарям, справочникам, учебникам и т. д.), которая в этом случае должна быть в достаточном количестве предоставлена. Привлечение справочной литературы или иных поисковых систем позволит обеспечить осознанный перенос и применение универсальных учебных действий в конкретных ситуациях для решения познавательных задач, формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования.

Вопросы, кроме того, могут задавать не только ученики, но и сам педагог, акцентируя внимание детей на отдельных трудностях написания.

Если после написания диктанта «Проверяю себя» предполагается проведение обобщающего урока, то учитель имеет возможность построить обобщающее занятие с учетом трудностей, которые испытывают ученики после изучения конкретной темы. Поскольку даже после устранения пропусков ученики оставляют условные значки в самом тексте диктанта или на полях тетрадей, учитель, собрав работы, имеет возможность проанализировать все допущенные ошибки и возникшие проблемы, выяснить, какие правила вызывают у учеников наибольшие трудности. Обобщив результаты такого анализа, учитель подбирает для завершающего урока соответствующий материал и вносит коррективы в свои планы и конспекты занятий с учетом конкретных классов.

Диктант «Проверяю себя» может применяться и с целью контроля усвоения учениками учебных сведений по орфографии и пунктуации. В этом случае после всех сделанных разъяснений работы собираются и оцениваются, причем оценка выставляется более строго, так как оставшиеся в работах ошибки могут быть результатом только собственной самонадеянности или невнимательности учеников к вопросам одноклассников и комментариям учителя.

Задание.

Напишите диктант «Проверяю себя».

Кто изобрел язык жестов?

На протяжении многих столетий глухонемые считались опасными для общества. Во многих странах их считали ненормальными и помещали в психиатрические лечебницы или даже убивали.

В шестнадцатом веке появился человек, который захотел хотя бы чем-нибудь помочь этим несчастным. Им был итальянский врач Джером Кардан, веривший, что глухонемых можно научить пользоваться специальными знаками. Его работа привлекла большой интерес, и в течение семнадцатого века был создан алфавит для глухонемых, который сохраняется до настоящего времени. Однако потребовалось еще столетие для того, чтобы была открыта первая школа для глухонемых в городе Лейпциге в Германии. В наше время в каждой цивилизованной стране мира есть учебные заведения для глухонемых и лиц со слабым слухом. (А. Ликум. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т. 2. М.: Ключ «С»: Филологическое общество «Слово», 1993.)

Задание.

Напишите диктант «Проверяю себя».

В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко. К югу, где за пологом туч пряталось ноябрьское низкое солнце, небо было светло, светлее земли, а к северу оно спускалось широкой, ровно темнеющей завесой и у самой земли становилось изжелта-черным и непро-зрачным, как ночью. На тяжелом фоне его темные здания казались светло-серыми, а две белые колонны у входа в какой-то сад, опустошенный осенью, были как две желтые свечи над покойником. И клумбы в этом саду были взрыты и истоптаны грубыми ногами, и на сломанных стеблях тихо умирали в тумане запоздалые болезненно-яркие цветы.

И сколько ни было людей на улицах, все торопились, и все были сумрачны и молчаливы. Печален и страшно тревожен был этот призрачный день, задыхавшийся в желтом тумане. (Л. Н. Андреев. В тумане.)





Предупредительный диктант

Написание предупредительного диктанта – это завершающий этап написания обучающих диктантов. Он предполагает максимальную самостоятельность учеников, при этом его цель не оценка работы, а выявление оставшихся по каким-либо причинам у учеников пробелов в знаниях, которые можно восполнить уже только за счет занятий во внеурочное время, во время консультаций. Ошибки, допущенные в предупредительном диктанте, анализируются учителем и затем комментируются в классе накануне контрольного диктанта или контрольной работы. Работа над ошибками в предупредительном диктанте – это подготовка к контрольному диктанту.

От контрольного предупредительный диктант отличается объемом (обычно он меньше, чем контрольный), структурой (может состоять из отдельных словосочетаний и предложений), особенностями оценивания (оценка не обязательно выставляется в журнал).

Для достижения лучшего результата в процессе подготовки к контрольному диктанту при написании предупредительного диктанта учитель может организовать само- или взаимопроверку, для чего ученики обмениваются тетрадями, сверяют с записью на доске или в книге, отвечают на вопросы учителя или одноклассников и т. д.). Предупредительный диктант обеспечивает совершенствование разных видов речевой деятельности, формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста, учит школьников планировать свои действия, направленные на подготовку к контрольной работе с учетом характера допущенных ошибок.

Задание.

Напишите диктант. Поставьте знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сверьте по окончании работы собственные записи и записи на доске. Найдите в тексте примеры слов на правописание н и нн в разных частях речи, дефисное написание слов, безударных проверяемых гласных в корнях

Облака кончились именно тогда, когда стало казаться, что иначе и не бывает. Они не кончились, а как бы раздвинулись, и впереди открылся просторный коридор, наполненный великолепным утренним перламутровым светом. На нижнем слое облаков была видна наша тень и на верхнем – тоже. Это было странно, хотя бы потому, что ни один предмет в природе не может, как известно, отбрасывать одновременно две тени. Кажется, я удивился, а может быть, и нет, потому что понял, что вторая тень вовсе не наша, а «мессера», который шел довольно высоко над нами. Хорошо, если бы он был один. Но за ним, как рыбы на солнце, блеснули второй и третий.

Согласно всем правилам, мы должны были удрать от них возможно скорее. И мы бы удрали, если бы облака не остались где-то далеко позади в виде неподвижно мрачного синего здания. Удирать было некуда, и уже – трр, трр, – точно камешки, посыпались выстрелы на плоскости, разбежались по кабине. Короче говоря, мы отстреливались, как могли, они отстали, и я, наконец, повел самолет по прямой. (По В. А. Каверину. Два капитана.)





Контрольный диктант

Контрольный диктант – наиболее традиционная, привычная для школьной практики форма проведения диктанта. Кроме обязательного выставления оценки за полностью самостоятельно написанную работу, контрольный диктант требует соблюдения целого ряда нормативных требований. Эти требования касаются объема текста или словарного диктанта, допустимого соотношения проверяемых и непроверяемых написаний.

Нормативы прописывают и критерии оценивания работы. Требования определяются возрастом детей и минимумом усвоения школьной программы.

Нормы оценивания контрольных диктантов

Проведение контрольных диктантов, кроме особенностей организации, предполагает соблюдение учителем требований к подбору материала, к объему и нормам оценивания качества выполнения работы, что способствует сохранению единообразия в выполнении работы и объективности оценивания.

Контрольный словарный диктант преимущественно строится по материалу, позволяющему оценить уровень умений писать слова не с одной, а с несколькими орфограммами.

Орфографические правила, на знание которых нацелен диктант, могут быть объединены каким-либо общим признаком (например, все случаи написания мягкого знака, все орфограммы с одним опознавательным признаком, правописание всех служебных частей речи и т. д.).

Объем контрольного словарного диктанта не должен превышать:

для 5 класса – 15–20 слов;

для 6 класса – 20–25 слов;

для 7 класса – 25–30 слов;

для 8 класса – 30–35 слов;

для 9 класса – 35–40 слов;

для 10–11 классов – 50 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующими нормативами.

 Отметкой «5» оценивается работа, не содержащая ошибок.

 Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1–2 ошибки.

 Отметка «3» ставится за работу в случае, если было допущено 3–4 ошибки.

 Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

 При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Владение правописными и учебно-языковыми сведениями по русскому языку проверят также контрольный тестовый диктант, представляющий собой ряд вопросов или утверждений с набором возможных ответов, лишь часть которых является верной. Объем тестового диктанта превышает размеры словарного, поскольку запись ответов очень компакта, представляет собой ряд цифр, букв или условных обозначений.

Поскольку тесты чаще всего предъявляются с помощью компьютера, то оценивается работа, исходя из процентного соотношения количества ошибок к числу предлагаемых заданий.

При оценке контрольного тестового диктанта рекомендуется руководствоваться следующими нормативами.

 Отметкой «5» оценивается работа, не содержащая ошибок (100 % верных ответов).

 Отметка «4» ставится за диктант, в которой ученик дал 75–99 % верных ответов.

 Отметка «3» ставится за работу в случае, если правильно было выполнено 50–74 % заданий.

 Отметка «2» ставится за диктант, в котором процент правильно выполненных заданий составляет 25–49 %.

 При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Следует учесть, что разнообразные компьютерные программы, по-зволяющие провести тестовый диктант, имеют индивидуальные особенности, поэтому нормы оценивания в каждом случае могут отличаться. Представленные нормативы носят в данном случае лишь рекомендательный характер. Отличия могут быть также связаны с содержанием материала, спецификой изучаемой темы.

Текст контрольного диктанта может представлять собой не только набор отдельных слов, словосочетаний, предложений, но и связный текст, причем последний является более предпочтительным, так как в нем в сочетании представлены различные орфограммы и знаки препинания. В качестве материалов для контрольных диктантов необходимо подбирать тексты, относящиеся к различным типам и стилям речи.

Объем контрольного текстового диктанта составляет:

для 5 класса – 90–100 слов;

для 6 класса – 100–110 слов;

для 7 класса – 110–120 слов;

для 8 класса – 120–150 слов;

для 9 класса – 150–170 слов;

для 10–11 классов – 180–190 слов.

Объем текста может быть уменьшен, если контрольный диктант предполагает наличие дополнительного грамматического задания.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами:

 Отметка «5» выставляется за работу без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

 Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте в сумме не более 4 ошибок, среди них: 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок; допускается также выставление 4 баллов за работу, в которой допущено 3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

 Отметкой «3» может быть оценена работа с 4 орфографическими и 4 пунктуационными ошибками, или 3 орфографическими и 5 пунктуационными ошибками, или 7 пунктуационными ошибками при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант с 5 орфографическими и 4 пунктуационными ошибками. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если те и другие содержат однотипные и негрубые ошибки.

 Отметка «2» выставляется за диктант, в котором в сумме допущено не более 14 ошибок: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

 При большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1».

Следует также помнить, что все ошибки на правописание в дополнительном грамматическом задании суммируются с ошибками в самом диктанте, и оценка выводится соответственно из расчета суммы ошибок.

При этом оценивается текстовый контрольный диктант с дополнительным заданием двумя оценками: первая выставляется за грамотность выполнения работы в целом, вторая – за качество выполнения грамматического задания.

При оценке дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормативами:

 Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

 Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.

 Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

 Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

 Отметка «1» ставится, если ученик полностью не выполнил задание.

В диктанте учениками допускаются неверные написания: ошибки и описки.

Орфографические и пунктуационные ошибки – это неверные написания, нарушающие требования соответствующих правил или традиционных написаний слов и предложений.

Описки же не связаны с правилами орфографии и пунктуации («мумага» вместо «бумага»), а появляются вследствие невнимательности либо искажения звукового облика слова и свидетельствуют о недостаточном умении производить звуковой анализ, пользоваться послоговым проговариванием. Все описки исправляются учителем и не могут влиять на выставление оценки за работу, так как не характеризуют грамотность учеников.

Ошибки, которые могут быть отнесены к нескольким группам:

Повторяющиеся ошибки – это ошибки, допущенные в одном и том же слове или корне однокоренных слов. Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

Однотипные ошибки – ошибки, допущенные на одно и то же правило. К однотипным ошибкам не относятся случаи, требующие опоры на значение слова или подбора однокоренных слов в качестве проверочных, поэтому ошибочные написания проверяемых и некоторых непроверяемых безударных гласных в корне слова и проверяемых сомнительных согласных, включая непроизносимые, однотипными ошибками не считаются. Однотипные ошибки подсчитываются следующим образом: первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Поправки – самостоятельное исправление учениками неверного написания на верное. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок оценка снижается на один балл. Оценка «отлично» не может быть выставлена при наличии 3 и более исправлений.

К негрубым относятся ошибки:

1) во всех исключениях из правил;

2) во всех случаях, требующих запоминания (малоупотребительные слова с двойными согласными, написание слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, не вошедших в принятый в школе словарь-минимум);

4) в написании заглавной буквы в составных собственных наименованиях;

5) на слитное или раздельное написание приставок в составе наречий, не регулируемое правилами;

6) на слитное и раздельное написание не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

7) на написание ы и и после приставок в корне;

8) в случаях трудного различения не и ни;

9) в именах собственных иноязычного происхождения;

10) при замене одного пунктуационного знака другим, если не нарушается смысл высказывания;

11) при единичном пропуске одного знака препинания при обособлении;

12) при пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или при нарушении их последовательности.

Две негрубые ошибки считаются за одну.

При оценке диктантов подчёркиваются, но не учитываются ошибки: а) в переносе слов, б) на правила, не входящие в обязательный минимум для средней школы; в) на ещё не изученные правила; г) в словарных словах, над которыми не проводилась специальная работа; д) при передаче авторской пунктуации.

Нормативы оценивания контрольных диктантов:

Нормативы оценивания
контрольного словарного диктанта

Нормативы оценивания
контрольного тестового диктанта

«5» – без ошибок

«4» – 1–2 ошибки

«3» – 3–4 ошибки

«2» – 5–7 ошибок

«1» – большее число ошибок

«5» – верно выполнено 100 % заданий

«4» – 75–99 %

«3» – 50–74 %

«2» – 25–49 %

«1» – менее 25 %


Нормативы оценивания
контрольного текстового диктанта

Нормативы оценивания
дополнительного задания

«5» – 0/0, 1/0, 0/1 (негруб.)

«4» – 2/2, 1/3, 0/4

«3» – 4/4, 3/5, 0/7; (5/4, 6/6)

«2» – 7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1» – большее число ошибок

«5» – верно выполнена вся работа

«4» – верно выполнено 3/4 задания

«3» – выполнено не менее 50 %

«2» – не выполнено более 50 %

«1» – работа полностью не выполнена

Задания для контрольного словарного диктанта.

Запишите словосочетания, назовите и выделите все орфограммы в словах.

1. Сдать в багаж, плантация цитрусовых в Италии, животный инстинкт самосохранения, преобладание ярко-красного колорита, резкий изгиб шоссе, газета «Местный спрос», нелестный отзыв, не догадываешься ни о чем, спеть под аккомпанемент, военно-морская авиация, цыкнуть из-за мешающего шепота.

(8 класс, 35 слов.)

2. Мечтаешь стать врачом, независимое расследование, начертить касательную к окружности, застенчивый взгляд, не разбираться в микросхемах, узкий-преузкий каньон, сдобная булочка, средство для загара, не-крепкое здоровье, чесночная приправа, чудесное превращение, прекрасная сказка, присядь на пенек, съешь пирожок, неловкое приземление, частное детективное агентство.

(9 класс, 40 слов.)

Задание для контрольного текстового диктанта.

Запишите тексты под диктовку, назовите все орфограммы в словах, объясните причину постановки знаков препинания в предложениях.

1. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Сидевший в них человек обернулся и дружески кивнул Каю, точно знакомому. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему, и он ехал дальше. Вот они выехали за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, стемнело так, что кругом не было видно ни зги. Мальчик поспешно отпустил веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал, но никто не услышал его! Снег валил, санки мчались, ныряли в сугробах. (Г.-Х. Андерсен. Снежная королева. 5 класс. 94 слова.)

2. Алиса стала спускаться на землю, что оказалось совсем не просто: шея то и дело запутывалась среди ветвей, так что приходилось останавливаться и вытаскивать ее оттуда. Немного спустя Алиса вспомнила, что все еще держит в руках кусочки гриба, и принялась осторожно, понемножку откусывать сначала от одного, а потом от другого, то вырастая, то уменьшаясь, пока, наконец, не приняла прежнего своего вида.

Поначалу это показалось ей очень странным, так как она успела уже отвыкнуть от собственного роста, но вскоре она освоилась и начала опять беседовать сама с собой.

– Ну вот, половина задуманного сделана! Как удивительны все эти перемены! Не знаешь, что с тобой будет в следующий миг… Ну ничего, сейчас у меня рост опять прежний. А теперь надо попасть в тот сад. Хотела бы я знать: как это сделать? (Л. Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. 7 класс. 127 слов.)

3. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например об ожидании почтового дня: во вторник и пятницу полковая наша канцелярия бывала полна офицерами: кто ждал денег, кто письмá, кто газет. Пакеты обыкновенно тут же распечатывались, новости сообщались, и канцелярия представляла картину самую оживленную. Сильвио получал письма, адресованные в наш полк, и обыкновенно тут же находился. Однажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения. Пробегая письмо, глаза его сверкали. Офицеры, каждый занятый своими письмами, ничего не заметили. «Господа, – сказал им Сильвио, – обстоятельства требуют немедленного моего отсутствия; еду сегодня в ночь; надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня в по-следний раз. Я жду и вас, – продолжал он, обратившись ко мне, – жду непременно». С сим словом он поспешно вышел; а мы, согласясь соединиться у Сильвио, разошлись каждый в свою сторону. (А. С. Пушкин. Повести Белкина. Выстрел. 8 класс. 141 слово.)

4. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу. Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа он был в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться. (А. С. Пушкин. Повести Белкина. Метель. 10 класс. 189 слов.)





конкурсный диктант (диктант-соревнование)

Диктант-соревнование – это не только и не столько обучающий или контролирующий вид работы, сколько средство стимулирования учеников. Он проводится обычно в школе во время «Недели русского языка». Особое влияние оказывает конкурсный диктант на формирование личностных учебных действий, так как успешность его написания значительно повышает самооценку, авторитет и, следовательно, мотивацию обучающихся. Морально-этическое значение диктанта-соревнования сочетается с возможностью влиять на познавательные действия, поскольку на конкурс предлагаются более сложные, чем обычно, тексты или реже – отдельные слова, словосочетания и предложения.

Его написание сопровождается созданием торжественной, праздничной обстановки. Текст диктанта может быть или заранее известен ученикам (как в случае с разученным диктантом), если уровень подготовки детей низок, или быть совершенно незнакомым. Можно накануне предупредить детей об уровне сложности диктанта, познакомить со списком правил, которые следует повторить дома самостоятельно. Допустимо и проведение одного или серии словарных диктантов, построенных на материале текста конкурсного диктанта. Источником может являться текст, изучаемый на уроке литературы, или фрагмент параграфа учебника по любой изучаемой в этот период дисциплине. В этом случае интеграция материала позволит формировать интерес учеников не только к изучению русского языка, но и к учебной деятельности в целом.

Эффективен такой диктант, если его проведение – это не единичный эпизод из жизни детей, а традиционное, ежегодное мероприятие, которого дети с нетерпением ждут и к которому они серьезно и со всей ответственностью готовятся. Задача педагогов школы в этом случае – заранее создать соответствующий праздничный настрой, обеспечить оформление класса или школы, подготовить объявление о датах проведения диктанта, оповестить о результатах и наградить в торжественной обстановке победителей.

Оценивание диктанта может производиться по традиционной пятибалльной системе либо в соответствии с заранее известной ученикам шкалой. Например, полученные баллы могут обозначать количество допущенных ошибок; или количество максимальных баллов может определять количество орфограмм в тексте и т. д.

Результаты написания конкурсного диктанта-соревнования могут оформляться в виде рейтинга, таблицы, в которой баллы, полученные за написание диктанта, определяют место ученика в списке. Или же лучшие работы могут быть отмечены дипломами. В любом случае каждый ученик, участвующий в течение нескольких лет в подобных соревнованиях, должен иметь возможность оценить свой прогресс или его отсутствие.

Текст диктанта, конечно, может быть достаточно традиционным. Однако интерес к конкурсному диктанту возрастает, если предлагаемый текст будет сильно отличаться от привычного. Так, он может быть нарочито трудным, с очень большой степенью концентрации орфограмм и пунктограмм. Особенно это важно для подготовки выпускников. Уровень сложности диктанта может приближаться к уровню олимпиадных заданий. Его объем может отличаться от нормативного в сторону увеличения. Это может быть текст, составленный самими учениками. В любом случае задача педагога – привлечь к нему живой интерес и пробудить у учеников желание проверить свои силы.

Проведение конкурсного диктанта может являться единственным и вполне самостоятельным заданием, или быть представленным в виде игры, или быть всего лишь отборочным этапом, на котором определяются победители – будущие участники олимпиад и конкурсных программ.

Задания для проведения конкурсных диктантов.

Задания, аналогичные представленным, позволяют активно и оригинально осваивать основные нормы литературного языка, а повышенный уровень сложности таких заданий из-за большей концентрации орфографических и пунктуационных трудностей дает возможность в короткие сроки повторить, закрепить, прочно усвоить большее количество правил, отрабатывая их на большем, чем обычно, количестве примеров.

1. Для определения самого грамотного ученика поучаствуйте в соревновании на написание диктанта. Подготовьтесь к конкурсу: диктант проверяет умение писать слова с удвоенными согласными в корне (далее текст дается без деформаций).

Интеллигентный дилетант

Абитуриент элитарного коммерческого вуза со сложной аббревиатурой в названии Ипполит Аполлонов готовился к экзаменам. Он считал себя интеллектуалом, имел хобби, любил плавать в бассейне брассом и баттерфляем и играть в волейбол. Ипполит мечтал стать кинорежиссером или продюсером. Он часто грезил о съемках где-нибудь на коралловом атолле среди муссонов и пассатов, об аплодисментах в Каннах или Ницце, о триумфе с иллюминацией, аттракционами и спецэффектами, о льющихся рекой долларах.

Квартира Ипполита напоминала территорию, занятую оккупантами. На стеллажах валялось колоссальное количество иллюстрированных фолиантов. В холле были разбросаны карикатуры на известных импресарио, поэтесс и актрис. Баррикады из бестселлеров, написанных беллетристами всех народов и рас, загромождали коридор. Аннотированные указатели и эссе по искусству покрывали импортные паласы.

В субботу состоялся экзамен по русистике. Вытянув билет, Аполлонов стал декламировать перед экзаменаторами балладу известного российского поэта, который некогда считался диссидентом и был вынужден эмигрировать в Голландию. Ипполит, как ему казалось, искусно имитировал манеру чтения самого автора и поэтому сильно грассировал. Однако такое чтение профессор и его коллеги сочли искусственным. Они велели прекратить буффонаду и проанализировать содержание баллады. Подобное поведение комиссии показалось Ипполиту агрессивным. Ощутив прессинг, он в состоянии стресса начал лепетать что-то об аллитерациях, однако не смог найти в стихотворении ни аллюзий, ни аллегорий, ни асимметричной композиции. В результате ему поставили два балла по пятибалльной системе.

В состоянии полного аффекта Ипполит написал своим аккуратным, каллиграфическим почерком апелляцию, однако никаких иллюзий при этом не испытывал. И действительно, аттестационная комиссия не пошла на компромисс и после короткой дискуссии оставила оценку без изменений.

Ипполита охватила апатия, переходящая в депрессию. Он чувствовал какое-то жжение в груди, его терроризировала бессонница и мучили галлюцинации. Ипполит потерял аппетит и стал отказываться даже от деликатесов. После колоссального провала на экзамене жизнь перестала казаться ему идиллией. Но зато он понял, что если не будет упорно трудиться, то может так и остаться на всю жизнь интеллигентно выглядящим дилетантом. (И. И. Бакланова. Будущим студентам // Русский язык в школе. – 2007. – № 7. – С. 20–22.)

2. Напишите конкурсный диктант на тему «Звонкие и глухие согласные» (текст дается без деформации).

Женитьба герцога Зальцбургского

Герцог Зальцбургский уже давно подумывал о женитьбе. Его одиночество вызывало насмешки. Герцог боялся потерять престиж и понимал, что свадьба улучшит его имидж.

Однажды на Святки герцог совершил поездку в Альпы. Зябким утром он вышел из поезда на заасфальтированную площадку вокзала. Неподалеку от шлагбаума, возле пакгауза, его ждала упряжка лошадей. Не очень громоздкий багаж герцога составлял лишь рюкзак с элегантными застежками. Достав крупномасштабную карту, герцог осмотрелся. Перед ним открывался экзотический ландшафт.

Вскоре герцог подъехал к усадьбе. Она была окружена деревьями, которые покрывала легкая изморозь. У коттеджа его встретил консьерж. Съев на завтрак кусок ветчины и отказавшись от ростбифа, плюшки и коврижки, герцог отправился на прогулку. Мягкий снег, который был похож на рафинад и блестел, как топаз, тронула легкая зыбь. По нему тянулся след какой-то пичужки. Проверив смазку на лыжах, герцог поехал по зигзагам скользкого склона туда, где виднелся замерзший пруд. Но тут он допустил промашку. Задев какую-то деревяшку, он вверх тормашками покатился вниз, к вырубкам. При этом герцог потерял фуражку и варежки, выронил очечник и сломал дужку от очков. Он сильно повредил лодыжку и не мог подняться без чьей-либо поддержки. Между тем рядом, как нарочно, никого не было.

Герцог воспринял случившееся философски. Он достал мундштук, чтобы закурить, но смог сделать только одну затяжку. Внезапно к озябшему герцогу подбежала афганская борзая случайно забредшего сюда фельдшера. Фельдшер помог герцогу дойти до ближайшей сторожки. В избушке фельдшер налил герцогу кофе из фляжки и сделал перевязку. Рана оказалась пустячной.

Хозяйка избушки дала проголодавшемуся герцогу яичницу и кружку чая. Это была симпатичная девушка с зелеными, как изумруд, глазами и задорными кудряшками. Несмотря на веснушки, ее никак нельзя было назвать дурнушкой. Она показалась герцогу персонажем какой-то сказки: не то Белоснежкой, не то Золушкой. «Это судьба», – подумал герцог.

Прошел год, и теперь в герцогском доме живет не только милая хозяюшка, но и две его наследницы – забавные девчушки-двойняшки. (И. И. Бакланова. Будущим студентам // Русский язык в школе. – 2007. – №7. – С. 20–22.)

3.  В рамках проведения конкурсной «Недели русского языка» для получения конкурсных баллов составьте самостоятельно текстовый диктант: 1) на постановку знаков препинания в простом предложении; 2) на правописание гласных и согласных в корнях; 3) так, чтобы все слова в тексте начинались с одной буквы, в качестве образца:

Шалея, шторм шарахал шхуну,

Швыряя шустро шалый шквал,

Шугая шхуной шашни шума,

Штурвалом шкипер шуровал.

Шепча, шурша шарфом шафрановым,

Шквал шторма шкипер штурмовал,

Шикуя шармом шейных шрамов,

Шершавый шлифовал штурвал…

(М. Ю. Шкловер. Стихи на одну букву (АБстишки).)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!