МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(МГОУ)
Кафедра непрерывного образования
Итоговая работа по программе повышения квалификации:
«Формирование универсальных учебных действий школьников
в условиях реализации ФГОС ООО»
Методическая разработка организации учебной деятельности
в 5 классе
по теме «Совершенный и несовершенный вид глагола»
(в рамках предмета русский язык)
Работу выполнила –
слушатель группы № 94
Киселева Юлия Владимировна,
МОУ СОШ№1
г. Фрязино,
Руководитель курса ПК –
д.п.н., профессор Е.С.Антонова
Москва 2018
Урок – исследование.
Цели:
- формировать способность к исследованию: обнаружение необходимых учебных умений по построению нового понятия «вид глагола», по оформлению нового знания;
- формировать умение выделять существенные признаки видов глаголов, обобщать их и формировать определение понятия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организа-ционный момент. Цель: мотивация к действию. Заинтересовать учащихся новой темой. | Приветствие. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию лингвистическую задачку: «Алеша весь вечер готовился к зачёту по математике: учил теоремы и решал задачи. А Ася прочитала и повторила всё за один час. Вопрос: Кто из ребят точно сдал зачёт по математике?» - Выписываю на доске в 2 столбика глаголы из задачи. Готовился Прочитала Учил Повторила Решал В чем разница между глаголами в этих столбиках? Процесс Завершение Действия | Ребята, внимательно выслушав условия задачи, предлагают свои варианты с обоснованием собственного мнения. В ходе дискуссии некоторые ребята обращают внимание, что Алёша мог и не решить задачу, и нет точного указания на то, что он подготовился. - В одном столбике глаголы женского рода, в другом – мужского. - в столбике справа глаголы, которые указывают на то, что действие уже случилось. - в левом результат действия не известен и неизвестно, сколько времени действие длится. | Р: целеполагание К: умение сформулировать ответ П: анализ языковых единиц. |
-
Проверка домашнего задания -
Подготовка к изучению нового материала Цель: Проверить домашнее задание и создать мотив к изучению новой категории категорией глагола. | Дома вы должны были написать по 10 глаголов в два столбика: Что делать? И Что сделать? Сможете ли вы распределить их по нашим группам? | Ребята зачитывают свои глаголы и обращают внимание на то, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать, указывают на процесс действия, а глаголы, отвечающие на вопрос что сделать, говорят о законченности действия. | Р: прогнозирование, анализ слов при распределении. П: Классификация К: постановка вопроса |
4. Наблюдение за фактами языка Цель: сравнивая и сопоставляя глаголы выделить определение вида и его основные характеристики. | На доске получилась следующая надпись: Процесс Завершение Действия Что Что делать? сделать? Готовился Прочитала Учил Повторила Решал Придумать Писали Сшить Кто из вас, мои юные ученые, сможет сформулировать: что такое вид глагола? Что мы должны узнать о видах глагола? | Вместе формулируем определение: вид глагола – это глагольная категория, которая указывает на процесс или на завершенность действия. - Как они называются? - Как их различать? - Как они изменяются? Ребята легко подбирают названия видам глаголов. Там, где действие завершено – глаголы совершенного вида, а там где действие еще не завершено, а есть указание только на процесс – несовершенный вид глагола. Так же определяют правило-помощник их различия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать? А глаголы несовершенного вида – что делать? | Р: понятия с способы определения. Планирование К: умение сформулировать ответ. П: обобщение и Классификация |
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия. Цель: научить обобщать полученные знания и делать выводы | Как проверить, верны ли наши наблюдения? А что в интернет нам выдает научные знания? А какие научные источники есть в нашем распоряжении? | Посмотреть где-нибудь. В Интернете, например. Нет. Учебник. (Ребята читают параграф учебника и убеждаются, что сделали правильные выводы) | Р: самопроверка и самооценка К: умение формулировать ответы. П: Обобщение |
6. Применение понятия на новом языковом материале. Цель: закрепить понимание нового понятия. | Что нам необходимо сделать, как ученым –лингвистам, чтобы найти ответ на последний вопрос нашего урока? Две группы, которые справились быстрее всех, выполняют разбор у доски. Делаем вывод, что глаголы изменяются по лицам, числам и временам, но у глаголов совершенного вида не может быть формы настоящего времени. А как виды глагола ведут себя в предложении? Как это проверить? Раздаю каждой группе карточки, на которых по 2 простых распространенных предложения. Делаем вывод: | Учащиеся предлагают много различных вариантов, но мы останавливаемся на самом оптимальном: выполняем морфологический разбор глаголов. Делятся на группы и выполняют морфологический разбор глаголов из домашней работы, используя два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида. У ребят возникает вопрос вид - это постоянный признак глагола или непостоянный? И как определить вид глагола? (вместе приходим к выводу, что вид это постоянный признак) Алгоритм: 1. посмотреть на значение глагола. 2. проверить, задав вопрос. Если глагол отвечает на вопрос что делать? , то это глагол несовершенного вида, если же вопрос что сделать? - совершенный вид. Предлагают сделать синтаксический разбор предложений. Выполняют разборы. В предложении глаголы и совершенного, и несовершенного ведут себя одинаково – чаще всего являются сказуемым. | Р: алгоритм определения К: постановка вопроса и умение формулировать ответ, речевое сопровождение действия П: анализ и обобщение |
7. Итог урока. Цель: сформулировать понятие и как его определить. | С какую глагольную категорию мы сегодня с вами изучали? Какие задачи стояли перед нами на уроке? Кто готов назвать определение вида глагола? Как вывели определение совершенный и несовершенный вид? Что мы сделали? Дальше что мы сделали? Какую особенность заметили? Что нужно будет сделать дома обязательно? | Вид глагола. Узнать что такое вид. Какие виды бывают. Как называются и как изменяются. (Сначала говорит, как правило, более сильный ученик, затем обязательно прошу слабого учащегося повторить.) Внимательно понаблюдали за словами, посмотрели на то, что их объединяет. Задавали вопросы. Выполняли морфологический и синтаксический разбор, чтоб ответить на вопрос: как они изменяются. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. (слабые ученики проговаривают это обязательно) Выучить определение | Р: рефлексия, Алгоритм. К: умение формулировать ответ П: Обобщение |
8. Домашнее задание. | -
Выучить понятие вид глагола. -
Выполнить упражнение № 463 или составить 7- 10 заданий «Четвертый лишний», чтобы отработать самостоятельное определение вида глагола. 3* составить загадку, иллюстрацию по теме совершенный и несовершенный вид (первое задание обязательно нужно выполнить, второе задание даётся на выбор, а третье задание творческое, выполняется по желанию за дополнительную оценку). Желаю Удачи и творческого вдохновения | | |
Приложение:
Глаголы для морфологического разбора:
1 группа: поют, играет, услышишь, ухнул.
2 группа: скрипят, лает, отбарабанили, зажужжала.
3 группа: свистят, кашляет, испортилась, нахмурились.
4 группа: хмурились, ходил, налетел, сказали.
5 группа: сбросить, поймать, ехать, делаю
6 группа: повторить, нырнуть, поливаешь, греюсь.
Предложения для синтаксического разбора.
-
В саду росло яблони вишни и груши.
-
На каникулах мы прочитали интересные книги.
-
Я ехал в тарантасе с тройкой и слушал звон колокольчика.
-
Воевода Претич победил печенегов не силой а хитростью.
-
Филька разломил буханку посолил хлеб и отдал коню.
-
День стоял пасмурный но тёплый
-
Скворцы летят со своих зимних становищ с юга Европы.
-
Подножие дуба приютило еще многих постояльцев.
-
Не тронул Иван-царевич медведя пожалел.
-
Баба – Яга в ступе едет пестом погоняет.
-
Снег лежал везде на склонах гор и на деревьях.
-
Забурлилась заиграла загремела Волга.