СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды глагола" урок-исследование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Виды глагола" урок-исследование»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Кафедра непрерывного образования









Итоговая работа по программе повышения квалификации:

«Формирование универсальных учебных действий школьников

в условиях реализации ФГОС ООО»


Методическая разработка организации учебной деятельности

в 5 классе

по теме «Совершенный и несовершенный вид глагола»

(в рамках предмета русский язык)








Работу выполнила –

слушатель группы № 94

Киселева Юлия Владимировна,

МОУ СОШ№1

г. Фрязино,



Руководитель курса ПК –

д.п.н., профессор Е.С.Антонова







Москва 2018

Урок – исследование.

Цели:

- формировать способность к исследованию: обнаружение необходимых учебных умений по построению нового понятия «вид глагола», по оформлению нового знания;

- формировать умение выделять существенные признаки видов глаголов, обобщать их и формировать определение понятия.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организа-ционный момент.

Цель: мотивация к действию. Заинтересовать учащихся новой темой.

Приветствие.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию лингвистическую задачку: «Алеша весь вечер готовился к зачёту по математике: учил теоремы и решал задачи. А Ася прочитала и повторила всё за один час.

Вопрос: Кто из ребят точно сдал зачёт по математике?»




- Выписываю на доске в 2 столбика глаголы из задачи.


Готовился Прочитала

Учил Повторила

Решал


В чем разница между глаголами в этих столбиках?


Процесс Завершение

Действия





Ребята, внимательно выслушав условия задачи, предлагают свои варианты с обоснованием собственного мнения.





В ходе дискуссии некоторые ребята обращают внимание, что Алёша мог и не решить задачу, и нет точного указания на то, что он подготовился.



- В одном столбике глаголы женского рода, в другом – мужского.

- в столбике справа глаголы, которые указывают на то, что действие уже случилось.

- в левом результат действия не известен и неизвестно, сколько времени действие длится.


Р: целеполагание

К: умение сформулировать ответ

П: анализ языковых единиц.

  1. Проверка домашнего задания

  2. Подготовка к изучению нового материала

Цель: Проверить домашнее задание и создать мотив к изучению новой категории категорией глагола.

Дома вы должны были написать по 10 глаголов в два столбика: Что делать? И Что сделать?

Сможете ли вы распределить их по нашим группам?


Ребята зачитывают свои глаголы и обращают внимание на то, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать, указывают на процесс действия, а глаголы, отвечающие на вопрос что сделать, говорят о законченности действия.

Р: прогнозирование,

анализ слов при распределении. П: Классификация

К: постановка

вопроса

4. Наблюдение за фактами языка

Цель: сравнивая и сопоставляя глаголы выделить определение вида и его основные характеристики.








































На доске получилась следующая надпись:


Процесс Завершение

Действия

Что Что

делать? сделать?

Готовился Прочитала

Учил Повторила

Решал Придумать

Писали Сшить


Кто из вас, мои юные ученые, сможет сформулировать: что такое вид глагола?


Что мы должны узнать о видах глагола?




























Вместе формулируем определение: вид глагола – это глагольная категория, которая указывает на процесс или на завершенность действия.





- Как они называются?

- Как их различать?

- Как они изменяются?


Ребята легко подбирают названия видам глаголов.

Там, где действие завершено – глаголы совершенного вида, а там где действие еще не завершено, а есть указание только на процесс – несовершенный вид глагола.

Так же определяют правило-помощник их различия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать? А глаголы несовершенного вида – что делать?


Р: понятия с способы определения. Планирование

К: умение сформулировать ответ.

П: обобщение и Классификация

5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.

Цель: научить обобщать полученные знания и делать выводы

Как проверить, верны ли наши наблюдения?

А что в интернет нам выдает научные знания?

А какие научные источники есть в нашем распоряжении?

Посмотреть где-нибудь. В Интернете, например.


Нет.



Учебник. (Ребята читают параграф учебника и убеждаются, что сделали правильные выводы)

Р: самопроверка и самооценка

К: умение формулировать ответы.

П: Обобщение

6. Применение понятия на новом языковом материале.

Цель: закрепить понимание нового понятия.

Что нам необходимо сделать, как ученым –лингвистам, чтобы найти ответ на последний вопрос нашего урока?













Две группы, которые справились быстрее всех, выполняют разбор у доски.

Делаем вывод, что глаголы изменяются по лицам, числам и временам, но у глаголов совершенного вида не может быть формы настоящего времени.












А как виды глагола ведут себя в предложении? Как это проверить?


Раздаю каждой группе карточки, на которых по 2 простых распространенных предложения.

Делаем вывод:

Учащиеся предлагают много различных вариантов, но мы останавливаемся на самом оптимальном: выполняем морфологический разбор глаголов. Делятся на группы и выполняют морфологический разбор глаголов из домашней работы, используя два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.

У ребят возникает вопрос вид - это постоянный признак глагола или непостоянный? И как определить вид глагола? (вместе приходим к выводу, что вид это постоянный признак)

Алгоритм: 1. посмотреть на значение глагола.

2. проверить, задав вопрос. Если глагол отвечает на вопрос что делать? , то это глагол несовершенного вида, если же вопрос что сделать? - совершенный вид.



Предлагают сделать синтаксический разбор предложений.



Выполняют разборы.



В предложении глаголы и совершенного, и несовершенного ведут себя одинаково – чаще всего являются сказуемым.

Р: алгоритм определения

К: постановка вопроса и умение формулировать ответ, речевое сопровождение действия

П: анализ и обобщение

7. Итог урока.

Цель: сформулировать понятие и как его определить.

С какую глагольную категорию мы сегодня с вами изучали?

Какие задачи стояли перед нами на уроке?



Кто готов назвать определение вида глагола?





Как вывели определение совершенный и несовершенный вид? Что мы сделали?




Дальше что мы сделали?






Какую особенность заметили?





Что нужно будет сделать дома обязательно?

Вид глагола.



Узнать что такое вид.

Какие виды бывают.

Как называются и как изменяются.


(Сначала говорит, как правило, более сильный ученик, затем обязательно прошу слабого учащегося повторить.)


Внимательно понаблюдали за словами, посмотрели на то, что их объединяет.

Задавали вопросы.

Выполняли морфологический и синтаксический разбор, чтоб ответить на вопрос: как они изменяются.


Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. (слабые ученики проговаривают это обязательно)


Выучить определение

Р: рефлексия,

Алгоритм.

К: умение формулировать ответ

П: Обобщение


8. Домашнее задание.

  1. Выучить понятие вид глагола.

  2. Выполнить упражнение № 463 или составить 7- 10 заданий «Четвертый лишний», чтобы отработать самостоятельное определение вида глагола.

3* составить загадку, иллюстрацию по теме совершенный и несовершенный вид

(первое задание обязательно нужно выполнить, второе задание даётся на выбор, а третье задание творческое, выполняется по желанию за дополнительную оценку).

Желаю Удачи и творческого вдохновения










Приложение:


Глаголы для морфологического разбора:


1 группа: поют, играет, услышишь, ухнул.

2 группа: скрипят, лает, отбарабанили, зажужжала.

3 группа: свистят, кашляет, испортилась, нахмурились.

4 группа: хмурились, ходил, налетел, сказали.

5 группа: сбросить, поймать, ехать, делаю

6 группа: повторить, нырнуть, поливаешь, греюсь.



Предложения для синтаксического разбора.


  1. В саду росло яблони вишни и груши.

  2. На каникулах мы прочитали интересные книги.

  3. Я ехал в тарантасе с тройкой и слушал звон колокольчика.

  4. Воевода Претич победил печенегов не силой а хитростью.

  5. Филька разломил буханку посолил хлеб и отдал коню.

  6. День стоял пасмурный но тёплый

  7. Скворцы летят со своих зимних становищ с юга Европы.

  8. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев.

  9. Не тронул Иван-царевич медведя пожалел.

  10. Баба – Яга в ступе едет пестом погоняет.

  11. Снег лежал везде на склонах гор и на деревьях.

  12. Забурлилась заиграла загремела Волга.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя