нарушение в построении предложения с причастным оборотом | Причастие отвечает на вопрос КАКОЙ?, заменяется глаголом, имеет суффиксы АЩ-ЯЩ, УЩ-ЮЩ, ЕМ-ОМ-ИМ, ВШ-Ш, ЕНН-ЁНН-НН, Т | Ошибка 1: Прочитанные книги нами были интересны. Книги, прочитанные нами, были интересны. Ошибка 2: Книги, прочитанных нами, были интересными. Книги, прочитанные нами, были интересными. |
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Имеет суффиксы _а/-я, -в, -ши | Ошибка: Заглядывая вдаль, мною были сделаны выводы Заглядывая вдаль, я сделал выводы. |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Подлежащее и сказуемое должны согласоваться в роде, числе и падеже. Местоимения КТО и НИКТО всегда в ед.числе. Собирательные слова тоже: толпа (она), молодежь (она), множество (оно) Несклоняемые сущ, обозначающие животных, - м.р.: шимпанзе, кенгуру, пони. | Ошибка 1: Все, кто прочитали эту кигну, хвалили ее. Все, кто прочитал эту книгу, хвалил ее. Все, кто прочитал эту кигну, хвалили ее. Все, кто прочитал эту книгу, хвалили ее. Ошибка 2: Пони скакала по кругу. Пони скакал по кругу. |
ошибка в построении предложения с однородными членами | Ошибка в употреблении двойных союзов: НЕ СТОЛЬКО , СКОЛЬКО; НЕ ТОЛЬКО, НО И КАК, ТАК И Ошибка в употреблении однородных сказуемых (ищем два глагола с общим зависимым словом, убираем второй глагол, проверяем, можно ли так говорить) | ПРИМЕРЫ: Ольга любила НЕ СТОЛЬКО книги, НО И фильмы. (не столько, сколько) Ольга НЕ СТОЛЬКО любила книги, СКОЛЬКО фильмы. (не столько книги, сколько фильмы) Она любила и восхищалась творчеством Толстого. ( любила творчество и восхищалась им) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Несогласованные приложения даются в кавычках, они не склоняются при наличии главного слова | В кинотеатре «Сатурне» (в кинотеатре «Сатурн») |
ошибка в построении сложного предложения | Нужно проверить наличие лишнего местоимения ТО ( то, что) или исключить лишний союз (что…ли, например) | Она мне напомнила то, что надо прийти вовремя. Она спросила меня, что помню ли я об этом. |
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Все глаголы в предложении должны быть в одном времени и отвечать на один вопрос: что делать или что сделать. | Ошибка 1: Он оглянулся и видит: кто-то догоняет его на коне. Он оглядывается и видит: кто-то догоняет его на коне. Ошибка 2: Он оглядывается и увидит: кто-то догоняет его на коне |
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | Обращаем внимание на производные предлоги СОГЛАСНО чему? БЛАГОДАРЯ чему? ВОПРЕКИ чему? НЕСМОТРЯ НА что? А также на окончания сущ при предлоге ПО ПО приездЕ По приходЕ По окончаниИ По происшествиИ | Ошибка 1: Согласно приказа все должны были сдать оружие. Согласно приказу все должны были сдать оружие. Ошибка 2: По прочтению книги вы должны написать рецензию на нее. По прочтении книги вы должны написать рецензию на нее. |
Неправильное построение предложения с косвенной речью | Обращаем внимание на цитирование : местоимения я, мы меняются на меня, нас, ее, его | Ошибка 1: Пушкин писал, что «чувства добрые я лирой пробуждал» Пушкин писал, что чувства добрые он «лирой пробуждал» |
Ошибка в употреблении имени числительного | Обращаем внимание на склонение числительных и употребление собирательных числительных | Ошибка 1: Сестра с братом обои похожи на мать. Сестра с братом оба похожи на мать. |
| | |