СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и методы контроля знаний на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды контроля освоения знаний повышают ответственность обучающихся, воспитывают самоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«Виды и методы контроля знаний на уроках географии»

Гафнер Елена Андреевна

Учитель географии и биологии

Высшая квалификационная категория

МАОУ СОШ№1

г. Кунгур.

Виды и методы контроля знаний на уроках географии


Обязательная часть географической подготовки обучающихся – контроль освоения знаний. Систематический контроль знаний, умений, навыков и компетенций существенно повышает ответственность обучающихся, воспитывает самоконтроль и дает возможность применять дифференцированный подход в процессе обучения.

Применяя разноуровневые задания для контроля знаний отдельных групп обучающихся, учитель действует в соответствии с общей концепцией образования, которая утверждает личностно-ориентированный подход. Эффективность применения заданий различного уровня сложности способствует стремлению высоко мотивированных учащихся к достижению результатов, формирует предпосылки для принятия решения об участии в научно-исследовательской деятельности по географии, либо выбора географии в качестве предмета для ГИА в 9 или 11 классе.

Систематический контроль знаний эффективно формирует установку на длительное запоминание принципов и закономерностей процессов, изучаемых в физической и экономической географии, позволяет своевременно выявлять и восполнять пробелы в подготовке. На основе системного подхода происходит формирование и закрепление системы знаний о картине мира.

Виды контроля знаний могут быть традиционными и инновационными. Среди них в системе обучения наибольшее распространение имеет устный контроль знаний, быстро дающий информацию об уровне подготовки ученика. Тем не менее, следует учесть, что при данной форме контроля знаний на ответ учащегося влияют различные факторы, не всегда напрямую связанные с процессом обучения. Применение устного контроля рационально совмещать с другими формами и методами проверки уровня усвоения знаний.

В условиях внедрения ФГОС нового поколения значимость приобретает актуализация знаний учащихся. В процессе её проведения на начальном этапе урока совмещается устная проверка знаний одного ученика с контролем знаний в виде коллективного углубления и расширения знаний, при этом в обсуждение вовлекается большинство учеников класса. Учитель должен координировать коллективную работу, определяя те разделы науки, по которым сформированы недостаточные знания, направляя обсуждение. Одновременно выявляется уровень понимания теоретического и практического материала, ликвидируются пробелы в подготовке по предмету.

Практикуется индивидуальный контроль знаний в виде заданий конкретному ученику, который получает бланк и без посторонней помощи должен сформулировать ответы на поставленные вопросы.

Если ученик выбирает дисциплину для прохождения государственной аттестации, то возможна разработка заданий для индивидуального контроля по типу заданий ГИА. Применение такой формы контроля позволяет выявить уровень усвоения материала конкретного ученика, способствует психологической подготовке к процедуре ГИА.

Групповой контроль знаний подразумевает разделение класса на малые группы и выполнение ими заданий по изученным темам и разделам. Задания могут быть однотипные, дифференцированные. При такой форме контроля возможно применение усложненных заданий для тех групп обучающихся, которые досрочно справляются с заданиями базового уровня. Групповые задания могут выполняться в парах, либо в группах.

Рационально применять групповые формы контроля по итогам изучения разделов и тем курса для обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов картографического оформления и т. п.

Фронтальный контроль содержит задания, выполнение которых предлагается классу. В процессе контроля учитель изучает правильность формирования знаний, восприятия информации, степень закрепления в памяти основных терминов и понятий

Текущий контроль производится на каждом учебном занятии и включает разнообразные формы и методы. Для того, чтобы получить полную и достоверную информацию о сформированности основных знаний, учитель должен применять разнообразные формы контроля, сочетая индивидуальные с групповыми, устные с письменными. Также возможно применение новых педагогических технологий для контроля знаний обучающихся в виде сетевых и дистанционных форм.

Полностью заменить контроль знаний, проводимый на уроке, невозможно, но в настоящее время набирает популярность форма контроля, при которой учитель размещает задания для домашнего выполнения в личном блоге или сайте за определенное время до проверки на уроке. Ученики получают ссылку для доступа к заданиям и выполняют их к установленному сроку. Такая форма контроля способствует повышению медиаграмотности обучающихся, развивает навыки работы с информацией.

Infourok.ru имеет сервис для создания блогов. Функциональная доступность сайте является очень доступной и понятной по ряду причин. Одна из которых – отсутствие назойливой рекламы, требующей обязательного просмотра. Строгая политика администрации не разрешает размещать материалы с высоким рейтингом; запрещено нарушение авторских прав, спам, распространение вирусов и пр. Организовать работу на Infourok.ru может каждый преподаватель, даже не обладающий специальными навыками. При этом достаточно иметь любую электронную почту и уметь использовать MC Office. Блог на Infourok.ru отлично подходит для начинающего пользователя, прост в дизайне и редактировании, а строгое модерирование со стороны администрации позволяет избегать нежелательной навязчивой реклама и спама. Для регистрации необходимо создать аккаунт на сайте Инфоурок. Используя возможность создавать и наполнять новые страницы, преподаватель может успешно размещать необходимые учебные материалы, презентации, опорные схемы, задания для учеников и другую необходимую для работы информацию.

Проведение итогового контроля должно соответствовать требованиям, предъявляемым к процедуре экзаменационных и годовых контрольных работ. Итоговый контроль содержит задания по важнейшим разделам, либо по курсу целиком. Контроль носит многоцелевой характер и позволяет выявить, знают ли учащиеся изученный материал, имеют ли навыки его применения на практике, обладают ли способностью оперировать информацией, сравнивать, обобщать и систематизировать её, делать выводы. Комплекс сведений, получаемых в процессе контроля, необходим для эффективного управления обучением и воспитанием.

Контроль важен и для того, чтобы в случае выявления пробелов в усвоении или фактических ошибок, происходил анализ их причин, и устранялась возможность повторения их в дальнейшем. Разнообразие применяемых форм контроля в первую очередь направлено на включение в работу всех учащихся класса.

Условиями эффективности контроля являются:

1. Сочетание методов и форм текущего контроля знаний с контролем по итогам изучения отдельных разделов или тем.

2. Систематическое освещение результатов контроля в виде экрана успеваемости класса, либо другим способом. Поддержание соревновательного момента и учебной мотивации достигается при позитивном анализе результатов. Следует избегать административного тона при анализе итогов, применяя педагогический такт. По результатам систематического контроля знаний и при использовании рейтинговой системы оценивания формируется индивидуальный рейтинг ученика.

3. Применение приемов актуализации знаний по итогам контроля. Чаще всего контроль выявляет определенные пробелы в знаниях. Для их эффективного устранения следует актуализировать изученный материал, что также способствует лучшему запоминанию.

К традиционным формам контроля также относят тестовые задания, зачеты, письменные работы, контрольные работы, которые могут требовать развернутого ответа. Используются задания открытого и закрытого типа. Задания закрытого типа подразумевают выбор ответа из предложенных вариантов. Повышение объективности оценки компетенций обучающихся по географии достигается путем включения в структуру контрольной работы заданий со свободным ответом (открытого типа). В их оценке выявляются учебные достижения, предметные знания, умения и навыки, а также навыки логического мышления, умения обобщать и делать выводы, анализировать информацию, кратко и точно формулировать ответ. Наличие данных умений и навыков гарантирует формирование как общих, так и профессиональных компетенций у выпускников школ в случае их дальнейшего обучения в профессиональных и высших учебных заведениях.

Тестовая методика контроля знаний получила широкое распространение в связи с применением данного типа заданий в процедуре ГИА. При разработке тестовых заданий учителю важно не только систематизировать материал, но и разработать критерии оценивания, применение которых позволит объективно оценить уровень знаний ученика. В условиях заданий должен быть указан способ оформления ответов, оговорено наличие одного или нескольких вариантов ответа. При разработке задания повышенной сложности следует отметить условными знаками. Общим является правило, согласно которому составленные задания должны охватывать изученный материал.

Тестовые задания могут быть сформулированы в виде заданий на выявление соответствия, внесения краткого дополнения.

Положительной стороной применения тестового контроля является хорошая накопляемость оценок, возможность произвести оценивание большого количества работ, охватить всех присутствующих на учебном занятии. Недостатком такой формы контроля является невозможность проверить умения учащихся давать развернутые ответы на вопросы.

Классификация видов тестовых заданий по критериям проверки знаний учащихся:

1. Тесты на воспроизведение изученной информации применяются для входного контроля для диагностики начального уровня знаний, могут использоваться по итогам изучения разделов и тем по географии.

2. В тестах на самостоятельный анализ информации учащиеся должны ознакомиться с предлагаемым заданием, а затем выбрать ответ.

3. Тесты оценочного характера позволяют учащимся самостоятельно проанализировать корректность выполнения заданий. В таких тестах интерпретация ответов (ключ) приводится сразу по завершении процедуры тестирования.

4. Сравнительные тестовые задания позволяют оценить навыки сравнения и умения устанавливать взаимосвязи.

5. Обучающие тесты школьники могут составлять самостоятельно, а также использовать их для взаимного контроля.

Зачет как форма традиционного контроля знаний используется для обобщения и повторения знаний. Зачет организуют как в письменной, так и в устной формах. По географии эффективно сочетание устной формы зачета с выполнением практических заданий на контурных картах. Выполняя графические задания, учащиеся совершенствуют практические навыки работы с картой, повторяют и закрепляют правила изображения объектов на местности, закрепляют материал по изученным разделам. Для ряда учащихся, в зависимости от индивидуальных различий в способах восприятия информации (по К. Роджерсу), процесс нанесения на карту объектов, выделение их различными цветами способствует повышению эффективности обучения в целом.

Проведение зачета в игровой форме возможно как при изучении физической географии в среднем звене (творческие, ролевые игры), так и по результатам изучения разделов экономической географии (деловые игры).

Контроль знаний может быть организован в форме семинара. На семинарских занятиях учащиеся получают навыки формулировать гипотезы и утверждения, аргументировать их актуальность, отстаивать свое мнение.

В некоторых случаях семинар организуется в виде заседания экспертных групп, каждая из которых работает над одним вопросом, затем коллективно заполняется сводная таблица по теме работы, происходит само- и взаимооценка. Оптимально использование практически значимых заданий, решение которых может послужить основой для проектной или исследовательской деятельности.

Географический диктант также является одной из форм контроля знаний. Методика его проведения позволяет использовать данную форму контроля на любом учебном занятии.

Вспомогательным средством при организации контроля знаний являются дидактические раздаточные материалы. Задания для них разрабатываются в соответствии с требованиями по программе, но могут быть разделены на различные уровни сложности (базовый, профильный). Карточки для проведения проверочных работ применимы на каждом занятии для индивидуального выборочного или фронтального контроля. При оснащении учебного кабинета проектором или телевизором учитель может разработать мультимедийные презентации для контроля знаний, что повышает уровень охвата учащихся, позволяет быстро проверить работы, либо произвести взаимную проверку и оценивание работ самими учащимися. Следует также учесть, что само- и взаимопроверка – это качественные особенности современного урока по ФГОС ООО.

Самостоятельная работа учащихся используется для текущего и периодического контроля. К ней относится заполнение рабочих тетрадей, дневников наблюдений, контурных карт. Если учитель использует для выдачи задания для самостоятельной работы дидактические материалы, то процесс усвоения знаний и их закрепления происходит с учетом индивидуальных особенностей учеников. Для самостоятельного выполнения подходят и задания реферативного типа, эссе, отчеты о прочитанных географических книгах.

При выполнении самостоятельной работы в виде разработки заданий для взаимного контроля, творческих заданий (кроссворды), составлении атласа может быть задействован творческий компонент и IT-технологии.

К примеру, учащимся предлагается составить маршрут собственного передвижения по пути в учебное заведение с использованием одной из известных навигационных систем, или измерять высоту снежного покрова по пути в учебное заведение в нескольких местах в течение зимних месяцев и составить диаграмму, отражающую количество выпадающих осадков.

К инновационным формам контроля знаний относят выполнение майнд-карт по изученным темам, применение приемов скрайбинга, контроль с использованием сетевых и дистанционных средств.

Таким образом, все виды контроля и проверки знаний направлены на стимулирование и развитие мыслительной деятельности обучающихся; на развитие внимания и памяти, воображения. В ходе выполнения заданий обучающиеся проявляют аналитические способности, умения использовать, анализировать и сравнивать изученный материал. Качественная положительная оценка проделанной работы способствует формированию положительной мотивации обучающихся. При оптимальной организации изучения и контроля учебного материала происходит минимализация и повышение вариативности домашнего задания, формируется среда психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.


Список источников:

1.Кузнецова Э.А. Практикум по методике обучения географии.: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос ун-та, 2014. — 95 с.

2.Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 110 с.

3.Сушкова О.Ю. Методика преподавания географии: Учебно-методическое пособие для вузов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. — 34 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!