СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды и специфика зрительных нарушений у детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды и причины нарушения зрения у детей.Классификация детей с нарушением зрения.Обучение детей с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
««Виды и специфика зрительных нарушений у детей»»


Реферат по дисциплине:

Общая характеристика соматического и психического статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



По теме:

«Виды и специфика зрительных нарушений у детей»





Исполнитель:


Майсурадзе Елена Васильевна










2021 год








Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

  1. Виды и причины нарушения зрения у детей……………………………4

  2. Классификация детей с нарушением зрения…………………………...7

3. Обучение детей с нарушением зрения………………………………….9

Заключение………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………13




















Введение

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир. Исследования ученых показали, что более 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но с возрастом наше зрение ухудшается. А ведь оно обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем 95% информации об окружающем мире.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.
Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание.

Плохое зрение у детей является серьезным поводом для беспокойства родителей. У ребенка имеются определенные трудности в изучении окружающего мира, такие дети значительно ограничены в общественных контактах

Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Почти у 65% малышей легко диагностировать патологию и скорректировать зрение еще до поступления в детский сад. К сожалению, существуют дети с очень тяжелыми нарушениями, слепоту которых вылечить не под силу даже высококлассным специалистам, их примерно 8% от всех клинических случаев. Невидящие и слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. Детей с полной и частичной слепотой необходимо отдавать в сад и школу компенсирующего типа, где с ними будут заниматься педагоги по специально разработанной программе.[2]

Цель: Изучить виды и специфику зрительных нарушений у детей младшего школьного возраста для укрепления и сохранения зрения у детей, профилактики дальнозоркости и близорукости.


Виды и причины нарушения зрения у детей


Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения.

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. 

Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.[3]

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Обязательно необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия с таким ребенком.(помещение должно быть хорошо освещенным).


Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.


Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.[2]


Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Причины нарушения зрения могут иметь приобретенную или врожденную природу.

1. Врожденные причины:

нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например,

  • дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

  • генетическая предрасположенность;


  • перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;

  • врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.



  1. Приобретенные причины:

  • кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

  • повышенное глазное давление;


  • травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

  • последствия перенесенного заболевания;

  • преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).


Признаки возможного нарушения зрения, при котором ребенка необходимо показать окулисту:

  • у ребенка бывают часто покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет;

  • глаза часто слезятся, есть выделения;

  • ребенок часто жмурится и плотно закрывает веки;

  • наблюдая за чем-нибудь, ребенок часто склоняет голову набок, рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния;

  • у ребенка часто болит голова;

  • косоглазие, даже если оно едва заметно или проявляется время от времени;

  • затуманивание или помутнение зрачков (хрусталик становится толстым, и через него с трудом проходит свет);

  • сухость слизистой оболочки глаза;

  • нечеткость изображения (нарушение аккомодации).


Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить[4].





Классификация детей с нарушением зрения



Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.[4]





























Обучение детей с нарушением зрения

Воспитание и обучение слепых и слабовидящих детей, наряду с детьми, имеющими нормальное зрение, необходимо начинать с раннего возраста. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. С ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь. Поэтому родителям необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему следует выполнять руками и телом. Игровые умения у таких детей формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением.

По мере взросления ребенка, ведущей становится учебная деятельность. Но из-за нарушения зрения не все дети и не всегда могут обучаться в школе для детей с нормальным развитием.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей средой. [5]

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением срока обучения слепых и слабовидящих по сравнению с обычной школой дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.[6]

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тифлопедагогами, тифлопсихологами образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.[7]

В рамках организации индивидуально ориентированной помощи (далее ИОП) ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психлого - педагогического консилиума.

Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования[1]
















Заключение


Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Чтобы избежать нарушения зрения у детей, прежде всего молодые родители должны вести здоровый образ жизни, особенно матери в период беременности и лактации. При воспитании детей родители всегда должны подавать хороший пример отношения к своему здоровью и, в частности, к сохранению зрения. Бережно относиться к зрению необходимо как с рождения, так и в раннем дошкольном возрасте, когда еще можно способствовать правильному развитию рефракции глаза и нормальной остроте зрения. Для эффективности работы по профилактике и коррекции зрения необходимо создавать специальные условия, способствующие своевременному выявлению проблем, связанных с заболеваниями органов зрения и наиболее качественному лечению.

При появлении первых признаков нарушения зрения необходимо обратиться в детские лечебно – профилактические учреждения и пройти комплексное обследование органов зрения. На базе дошкольных образовательных учреждений должны создаваться условия для сохранения здоровья детей. И в большинстве случаев они созданы  и направленны на охрану зрения детей. Необходимо отметить и тот факт, что эффективность профилактических мероприятий в ДОУ зависит от наличия квалифицированных кадров и специализированного оборудования, позволяющего обследовать и проводить лечебно – профилактическую и коррекционную работу.


Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.





















Список литературы

    1. Создание специальных условий для детей с нарушения ми зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсо новой. — М.: МГППУ, 2012. -56 с.

    2. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. — Москва, Феникс, 2010 г.

3.Мирянская Н, Синякина А. Основы Тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, 2014 г.

4.http://proglaza.ru/articles-menu/vidy-narusheniy-zreniya-u-detey.htm

5.http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6794-deti-s-narusheniem-zrenija.php






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!