«Виды и способы взаимодействия педагога и учащихся по реализации кружковой деятельности»
Составила презентацию : председатель М/О учителей русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента Сабирова Наира Назировна,
Учитель - человек творческий, постоянно ищущий и мотивирующий учащихся на качественную и эффективную работу.
Если из жизни ребенка исключить все праздники и конкурсы, какой бы скучной она была. Именно на занятиях в кружках ученик проявляет свои таланты. Сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей – задача, достойная учителя.
Кружковая работа
Способ организации досуга ребенка
Смена стиля общения
Смена вида деятельности
Смена круга
общения
Формирование ответственности, самостоятельности
Занятия в кружке – это…
Общение
Повышение самооценки
Смена
обстановки
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.
Планирование и организация
кружковой работы
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий на основе их общего и н тереса, строящихся на дополнительном материале под руководством педагога.
Кружок организуется , исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
- Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта общего образования.
- Таким образом, кружковая работа в школе относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в школе выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый обучающийся ученик имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют обучающимся школьникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка , позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ученика;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки, как форма дополнительного образования в школе, могут открываться с различными целями:
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ученика или компенсирующие занятия (для слабоуспевающих учащихся).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом школы
- Программой кружка (цели и задачи, предполагаемый конечный результат)
- Планом работы кружка на год
- Списком детей
- Расписанием занятий
- Материалами контроля качеств (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- Изучение нормативно-правовой базы
- Выявление потребностей обучающихся учащихся, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах
- Анализ результативности работы по усвоению учащихся государственной программы общего и среднего образования.
- Разработка (подбор) программы кружка .
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка директором школы.
- Реализация плана работы кружка на практике .
- Анализ результативности работы кружка .
- Защита результатов кружковой работы перед родительской и педагогической общественностью. (выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)
- Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка , на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу учреждения.
- Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью, – с 5 по11 классы
Руководители кружков организуют свою деятельность посредством следующих форм:
С учащимися:
- Фронтальные занятия (групповые)
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Развлечения, досуг
- Участие в различного уровня конкурсах
С педагогами:
- Консультации, мастер - классы, семинары
С родителями:
- Консультации, мастер - классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.
Кружки могут быть различной направленности:
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Тематика кружков может быть разнообразна
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
- интересы учащихся и добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности учащихся, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой общего и среднего образования;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования учащихся именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на учащихся.
Схема разработки программы
кружковой работы.
- Титульный лист
- Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
- Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
- Учебно-тематическое планирование
- Диагностические карты, методы проведения диагностики
- Список литературы
Рекомендации по составлению программы кружка.
Процесс разработки программы должен включать определённые этапы :
- Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности
- Разработки программы :
- В чём смысл программы? В чём новизна и оригинальность? Каким будет результат реализации программы? Есть ли необходимость такой программы в школе?
- В чём смысл программы?
- В чём новизна и оригинальность?
- Каким будет результат реализации программы?
- Есть ли необходимость такой программы в школе?
- Этап создания проекта программы: Уделить внимание по определению целей и задач. Содержание занятий. Форма отчёта результатов деятельности.
- Уделить внимание по определению целей и задач.
- Содержание занятий.
- Форма отчёта результатов деятельности.
Структура программы
- Введение ( обоснование выбранного кружка)
- Пояснительная записка
- Тематический (учебный) план
- Основное содержание программы
- Особенности методики занятий
- Условия реализации программы
- Прогнозируемые результаты
- Дополнительные элементы программы
( дополнительная литература, приложения, рецензии)
В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику кружка и сформулировать следующее:
1. Краткие сведения о работе кружка
2. Учебно-методические пособия (если используются)
3. Примерная структура занятий.
4. Режим занятий.
Цели программы :
- Формирование профессиональной ориентации
- Развитие творческой активности
- Воспитание художественного вкуса
Задачи программы :
- Мотивационная
- Обучающая
- Познавательная
- Развивающая
- Эстетическая
В тематическом плане:
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
- Теоретическая часть ( беседы, лекции, семинары)
- Практикум ( самостоятельное выполнение работы).
- Формы обучения: коллективная и индивидуальная .
Содержание программы
Содержание изучаемого курса включает: - перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение; - содержание каждой темы в соответствии с компонентом государственного образовательного стандарта общего образования; - требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (что учащийся должен знать, что учащийся должен уметь).
Особенности методики занятий:
Основная форма занятий – занятие, проводимое по расписанию с постоянным составом учащихся.
Примерная структура занятия:
- Орг. момент
- Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, с дополнительным материалом
- Физкультминутка
- Работа по группам
- Релаксация
- Подведение итогов.
- Длительность занятий в 5-7 классе 45 минут, в 8-11 классах 60 минут
- Особенности набора детей: свободный
( по результатам анкетирования).
Условия реализации программы:
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе)
Учителя, педагоги дополнительного образования.
Принципы обучения:
- Создание комфортной атмосферы на занятиях.
- Личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательно-обучающемся процессе.
- Адекватность средств, форм и методов обучения поставленной цели.
- Приобщение каждого учащегося к культурным ценностям.
- Вовлечение учащихся в активную деятельность.
- Создание условий для самовыражения и самообразования, для раскрытия
- Учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
- Создание хорошей материально - технической базы.
- Организация содержательного досуга.
- Организация совместного досуга учащихся и педагогов.
Прогнозируемые результаты: ЗУН по годам обучения
К концу года обучения учащиеся должны:
- иметь представление о…
- знать понятия …
- иметь навыки …
Оформление титульного листа
Проверил Утверждаю
Зам.дир. по «М.и М.» Директор школы № __________ /Ф.И.О./ __________ /Ф.И.О/ «____»_______2019г.
ПРОГРАММА
/полное название кружка/
/дни занятий и время /
Руководитель: учитель русского языка
Рассмотрено на заседании М/О Протокол № ___от__________
Председатель М/О
________ /Ф.И.О/
Примерный план (кружковой работы)
Название кружка
Количество часов в неделю
I
«Занимательная грамматика»
«Юные литературоведы»
II
1
III
4
«Секреты и тайны русской грамматики»
1
1
4
« Любители русского языка»
1
IV
Всего
1
4
1
1
4
1
1
4
1
16
1
4
1
4
ИТОГО
7
7
7
7
28
Примерный график работы кружков методобъединения русского языка и литературы школы № 151 на 2019-2020 учебный год
№
Название кружка
Класс
1.
«Занимательная грамматика»
«Юные литературоведы»
2.
Время и место проведения
7«Г», 7«В»
«Секреты и тайны русской грамматики»
3.
Среда
Руководитель
4.
11:30
«Любители русского языка»
Пятница
8-11
15: 00
Кабинет № 29
9 «А»
Пятница
Ильяева Г.М.
Четверг
8»Б»
Кабинет № 27
Сабирова Н.Н.
14:00
14:00
Яркова О.В.
Кабинет № 28
Кабинет № 29
Керимова Ш.А.
Формы работы
- Практикум
- Творческие работы