Виды и стили общения
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА.
- Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга ; обмен сведениями с помощью языка или жестов ; процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:
- Сообщение
- Разговор
- Рапорт
- Точка зрения
- Комплименты
- Интересы
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ .
- Средства общения – способы кодирования, передачи , переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ .
- Мимика
- Жестикуляция
- Визуальный контакт
- Пара- и экстралингвистика
- Проксемика (область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.)
ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ.
- Цель общения –общающийся должен ответить на вопрос: «Ради чего он вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными между собой, средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.
- Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
- Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.
- Стиль общения – это система принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида.
- Стиль тесно связан с психологическими особенностями его мышления, коммуникативными свойствами и т.п.;
- Стиль общения не является врожденным качеством;
- Описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы;
- Социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
- Стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.
Особенности
мышления человека,
коммуникативные
свойства
Процесс
взаимодействия
с окружающими
Стиль Общения
Характеристики
деловой сферы
Культурные ценности,
традиции
Сферы
общественной
жизни
(политика, экономика и т.д.)
Выделяют:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный,
- ритуальный,
- манипулятивный,
- гуманистический.
Ритуальное общение
- Главная задача - поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.
- Партнер - как бы необходимый атрибут выполнения ритуала. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры.
Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности - это все элементы ритуального общения.
Манипулятивное общение
- В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным.
- Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение.
- Любое обучение убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение.
Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше –один тон, если ниже –другой.
Гуманистическое общение
- Это в наибольшей степени личное общение.
- Позволяет удовлетворить человеческие потребности(понимание, сочувствие, сопереживание).
- Цели не закрепляются и не планируются
Авторитарное общение
- Это власть одного в процессе общения.
- Единоличное принятие решения, приказы, указания.
- Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление.
- Инициатива других людей не поощряется.
Демократическое общение
- Для него присуще коллегиальное принятие решений
- Поощрение активности участников.
- Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.
Либеральное общение
- Либерал, или уступчивый, в общении «плывет по течению».
- Часто прибегает к уговариванию собеседника.
- Малоинициативные в общении.
Вывод
- Стиль общения - это склонность к определенному виду общение, направленность, готовность к нему, что проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций. Однако, человек может менять стиль общения в зависимости от ситуации.
Виды общения
Открытое общение –
то такое общение, при котором человек может и хочет четко, ясно и полно выразить свою точку зрения или отношение к чему-либо, кому-либо и готов понять и учесть точку зрения и позицию других людей (собеседников).
Закрытое общение -
это общение, которое возникает при нежелании или неумении ясно выразить и донести до сознания собеседника свою позицию, отношение, мысль или информацию.
Монологическое общение –
это достаточно распространенный вид общения, в котором изначально задана неравноправность партнеров. В данной ситуации один из собеседников как правило владеет большей информацией и обладает большими полномочиями и правами в реализации какой-либо задачи через конкретного партнера по общению.
Диалогическое общение –
общение, в основе которого лежат такие важные качества, как доверие и уважительное отношение к собеседнику, равноправные отношения в общении, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного (варианта) решения.
Контакт масок -
это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека (партнера по общению), когда используется набор стандартных социально-психологических «масок» (вежливости, участливости, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п.).
Примитивное общение –
это общение, при котором другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п. При «нужности» и «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели.
Формально-ролевое общение –
общение, на д данном уровне которого каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы и т.п.
Деловое общение –
Общение, которое возникает у людей как правило в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата.
Духовное общение –
На данном уровне общения находятся как правило люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию.
Манипулятивное общение –
данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой-либо выгоды от собеседника (партнера), но при этом истинная цель всячески скрывается от человека.
Светское общение –
Для этого уровня общения характерна поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правилами.
Спасибо за внимание!