СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды напильников. Опиливание заготовок из сортового проката. 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков № 31-32 по технологии 6 кл(мальчики).  

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  • Продемонстрировать приемы рубки металла на плите.
  • Продемонстрировать приемы рубки в тисках.

Просмотр содержимого документа
«Виды напильников. Опиливание заготовок из сортового проката. 6 кл»

Конспект урока № 31-32

ТЕМА: Виды напильников. Опиливание заготовок из сортового проката.

Задачи: 1.Ознакомить учеников с видами напильников. 2.Научить приемам опиливания металла. 3.Развивать умение обрабатывать металл, а также творческие способности учеников.

Тип урока: комбинированный, практическая работа № 14 «Опиливание заготовок из сортового проката».

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, зубило, молоток, напильники разных профилей, надфиль, заготовки, черновые заготовки, таблицы.

Оформление доски: тема урока, кроссворд, новые слова (напильники: драчовые, личные, бархатные, рашпильная насечка, надфиль)

Дата проведения: 2 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

1 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

7 мин

1.УСТНЫЙ ОТВЕТ ПО КАРТОЧКЕ.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

--Как выполняется рубка металла?

2.Для этого вспомни:

  • Инструменты для рубки металла.

  • Приемы рубки на плите.

  • Приемы рубки в тисках.

3.Сделай вывод.


2.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  • Продемонстрировать приемы рубки металла на плите.

  • Продемонстрировать приемы рубки в тисках.


3.ТЕСТИРОВАНИЕ.

Вариант 1

1.Рубка осуществляется с помощью:

а) зубила, крейцмейселя и молотка;

б) кернера, киянки и ножовки;

в) молотка и долота.

2.От чего зависит угол заострения режущей кромки зубила?

а) от твердости обрабатываемого материала;

б) от ширины зубила;

в) от длины зубила;

г) от металла, из которого изготовлено зубило.

3.Как надо наносить удары при рубке?

а) сильно и быстро; в) быстро и точно по центру головки зубила;

б) сильно, точно по центру головки зубила; г) аккуратно и осторожно.

4.Чему равен угол заточки лезвия при рубке цветных металлов?

а) 35-45°; б) 80°; в) 60°.

5.Какой припуск на обработку необходимо оставить при рубке металла зубилом?

а) 1-2 мм; б) 2-3 мм; в) 4-5 мм.


Вариант 2

1.Какой режущий инструмент применяется при рубке металла?

а) зубило, крейцмейсель, молоток;

б) зубило, крейцмейсель;

в) зубило, канавочник, тиски.

2.Куда надо смотреть при рубке металла?

а) на головку зубила; б) на режущую кромку зубила; в) на молоток; г) на кисть руки.

3.Как зависит угол заточки режущей кромки зубила от качества металла?

а) чем больше прочность металла, тем больше угол заточки и наоборот;

б) чем больше твердость металла, тем больше угол заточки и наоборот;

в) чем больше твердость металла, тем меньше угол заточки и наоборот.

4.Чему равен угол заточки лезвия при рубке стали?

а) 35-45 °; б) 80°; в) 60°.

5.Какие приемы рубки металла зубилом существуют?

а) рубка на плите и в тисках;

б) рубка на верстаке и на подкладной доске;

в) рубка на наковальне и на торцевом срезе ствола дерева.



Отвечает один ученик.






Выполняют два ученика.













Выполняют задания теста.

III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

2 мин

Дежурные раздают заготовки, обработанные зубилом.

На прошлом уроке мы научились рубить металл зубилом. Как вы помните и видите, на заготовках, обработанных зубилом очень много дефектов, это вмятины, заусенцы, шероховатость, неровные края. Для удаления неровностей применяется специальный инструмент. В 5 классе вы уже работали с этим инструментом, когда обрабатывали древесину.

План:

  1. Устройство напильника.

  2. Типы напильников по форме поперечного сечения.

  3. Виды насечек напильников.

  4. Приемы опиливания заготовок.

  5. Правила безопасной работы при опиливании.


Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.КРОССВОРД.

1.Чертежный инструмент для разметки заготовок и разработки эскизов (Карандаш).

2.Инструмент для строгания древесины (Рубанок).

3.Главный инструмент дачника (Лопата).

4.Инструмент для измерения линейных размеров (Линейка).

5.Конструкционный материал, относящийся к группе черных сплавов (Сталь).

6.Приспособление для разметки и контроля углов в 90° (Угольник).

7.Человек, занимающийся обработкой древесины (Плотник).

8.Приспособление для закрепления заготовок при их обработке (Тиски).

9.Инструмент для выпиливания по тонколистовым материалам (Лобзик).


2.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ НАПИЛЬНИКА.

В объеме учебника: § 22 стр.95.

Напильник представляет собой стальной закаленный стержень определенного профиля с большим количеством мелких режущих зубьев, образующих насечку.

Опиливание – слесарная операция, которая заключается в снятии с заготовки тонкого слоя металла с помощью напильника.


3.ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ РАССКАЗ О ВИДАХ НАПИЛЬНИКОВ.

Классификация напильников по форме поперечного сечения:

  • Плоские напильники применяются для опиливания наружных и внутренних плоских поверхностей. У напильника только одно ребро имеет насечку, это позволяет опиливать одну плоскость и не портить другую, сопряженную с ней под углом 90°.

  • Квадратные напильники используют для распиливания квадратных, прямоугольных и многоугольных отверстий, а также для опиливания узких плоских поверхностей.

  • Трехгранные напильники служат для опиливания острых углов, как с внешней стороны детали, так и в пазах, отверстиях и канавках.

  • Полукруглые напильники применяются для выпиливания закруглений в углах, пазах сложного профиля, а также углов менее 60°. Плоской стороной опиливают поверхности, а полукруглой – вогнутые (полукруглые) выемки.

  • Круглые напильники используются для распиливания круглых и овальных отверстий и вогнутых поверхностей.

  • Ромбические напильники применяются для опиливания зубьев шестерен, зубчатых дисков и звездочек, а также для зачистки заусенец с зубьев этих деталей после обработки их на станках.

  • Ножовочные напильники служат для опиливания внутренних углов, зубьев шестерен, клиновидных канавок, узких пазов, плоскостей в трехгранных, квадратных и прямоугольных отверстиях.


Виды насечек напильников:

  • Напильники с одинарной насечкой применяют при опиливании мягких материалов (латуни, цинка, алюминия, бронзы, меди и др.). Кроме того, такие напильники используют для заточки пил, а также для обработки дерева. Одинарная насечка наносится под углом 70-80 ° к оси напильника.

  • Напильники с двойной насечкой применяют для опиливания стали, чугуна и других твердых материалов. В таких напильниках одна насечка называется нижней, или основной, а другая – верхней, или вспомогательной. Нижняя насечка делается под углом 55°, а верхняя – по углом 70-80° к оси напильника.

  • Рашпильная насечка выполнена в виде расположенных в шахматном порядке пирамидальных выступов и канавок, образующих сравнительно крупные и редкие зубья. Напильники с такой насечкой применяются для опиливания свинца, цинка, а также кожи, дерева, каучука, резины.


Типы напильников по числу насечек:

В зависимости от величины зуба, насечки и числа зубьев, приходящихся на 1 см длины, слесарные напильники делятся на шесть классов: 0,1,2,3,4,5.

  • 0; 1 – драчовые напильники, у которых на 1 см длины приходится 5-12 зубьев (крупная насечка). Применяют при грубой обработке, когда требуется снять большой слой материала. Такие напильники за один ход снимают слой толщиной до 0,1 мм и дают точность обработки 0,1-0,15 мм.

  • 2; 3 – личные напильники, у которых на 1 см длины приходится 13-25 зубьев (средняя насечка). Личные напильники применяют после того, как основной слой материала уже снят. Для обработки личным напильником обычно оставляется припуск не более 0,3 мм. Личной напильник снимает слой толщиной до 0,08 мм, при этом достигается довольно высокая точность обработки – 0,05 мм.

  • 4; 5 – бархатные напильники с числом зубьев на 1 см длины 25-80 (самая мелкая насечка). Бархатные напильники применяют только для самой точной отделки, подгонки, доводки деталей и шлифования поверхностей. Эти напильники снимают очень небольшой слой металла и дают высокую точность обработки 0,01-0,05 мм.



4.ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ ОПИЛИВАНИЯ.

Рабочая поза.

Рабочая поза считается правильной, если согнутая правая рука образует угол 90° между плечевой и локтевой частью. Стоять нужно прямо, левая нога выдвигается вперед, а правая отставляется в сторону для более прочной опоры. При этом корпус работающего должен располагаться под углом 45° к оси тисков.


Хватка инструмента.

Ручку напильника берут правой рукой, а левую накладывают на конец напильника, но не обхватывают его. Слесарь берет в правую руку напильник так, чтобы рукоятка упиралась в ладонь руки, четыре пальца захватывали рукоятку снизу, а большой палец помешался сверху. Ладонь левой руки накладывают поперек напильника на расстоянии 20-30 мм от его носка. При этом пальцы должны быть слегка согнуты, но не свисать; они не поддерживают, а только прижимают напильник. Локоть левой руки должен быть немного приподнят. Правая рука от локтя до кисти должна составлять с напильником прямую линию.


Распределение усилий нажима на напильник при опиливании.

При опиливании на напильник нажимают только при движении вперед. В начале движения максимальным должен быть нажим левой рукой, а нажим правой – минимальным. По мере продвижения напильника нужно увеличивать нажим правой рукой и уменьшить нажим левой. Движение напильника назад должен быть свободным, мягким, без нажима.


Виды опиливания.

  • Поперечное;

  • Продольное;

  • Перекрестное;

  • Круговое.



5.СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О НАДФИЛЯХ И РАБОТЕ С НИМИ.


6.ИНСТРУКТАЖ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НАПИЛЬНИКОМ.

Правила безопасности:

  • Нельзя работать напильником с расколотой или слабо насаженной ручкой.

  • Нельзя работать напильником без ручки.

  • Не следует подгибать пальцы левой руки под напильник, чтобы не поранить их во время работы.

  • Нельзя проверять качество обрабатываемой поверхности пальцем.

  • Нельзя сдувать опилки с тисков и верстака (они могут попасть в глаза) или смахивать руками (для этого на рабочем месте имеется щетка-сметка).

  • Нельзя проверять качество опиливания на ощупь.

  • Нельзя ронять на пол инструменты и заготовки.


Записывают определение в тетрадь










Разгадывают кроссворд.




















Слушают учителя















































Слушают учителя























Слушают учителя



V этап: Практическая работа

30 мин

Практическая работа № 14

«Опиливание заготовок из сортового проката».

1.Вводный инструктаж.

  • Выбор высоты тисков.

  • Подготовка рабочего места.

  • Выбор напильников для работы.

  • Опиливание металла напильником.


2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.


3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.








Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Какие бывают напильники в зависимости от формы поперечного сечения?

  2. Что общего между напильником и слесарной ножовкой?

  3. Какие способы опиливания поверхностей вы знаете?

  4. В чем особенность рашпиля?

  5. Какие работы выполняют бархатным напильником?



Отвечают на поставленные вопросы.

VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины и пути преодоления. Объявляет ученикам оценки. Называет лучших учеников.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 22 стр. 95-98.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как выполняется опиливание металла?


Записывают в дневник и тетрадь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!