Детский церебральный паралич; Полиомиелит; Врожденная патология опорно-двигательного аппарата; Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. | Инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз); сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности; физические травмы, ушибы плода; Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции; физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); Некоторые лекарственные препараты; экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок). | В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений: - преимущественно двигательных; - преимущественно речевых; - сочетание двигательных и речевых, - недостатков общего психического развития. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно. В цикл коррекционных занятий обязательно включаются: Логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия); Индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций. Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы. Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков). | У больных ДЦП рефлексы орального автоматизма, как правило, угнетены. В результате затрудняется как процесс кормления, так и развитие у них первых голосовых реакций. Дифференцированной голосовой активности нет – дети не гулят. задержка угасания, и даже усиление рефлексов орального автоматизма. Голосовые реакции (крик, кряхтенье) не приобретают коммуникативного значения. У них обнаруживаются гипомимия, асимметрия лица, паретичность мышц губ, спастичность, гиперкинезы и тремор языка, его неправильное положение в ротовой полости (корень языка напряжен, весь он оттянут назад, кончик не выражен). Недостаточная активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализатора. характерны нарушения голоса и дыхания, выраженность рефлексов орального автоматизма, отсутствие лепета. При этом имеют место слабое слуховое дифференцирование голоса, тона, недостаточность слухового внимания, что затрудняет у больных формирование начального понимания обращенной речи. Итак, к году у детей с церебральным параличом наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в два-три года. С большой задержкой у ряда больных ДЦП пополняется активный словарный запас. Пассивный словарь (понимание обращённой речи) обычно значительно больше активного. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Длительное время у них могут сохраняться нарушения грамматического строя речи. Особенно страдает у таких детей развитие связной речи. |