СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и рекомендации по ведению коррекционной работе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата, причины их возникновения, рекомендации по ведению коррекционной работе и особенности речевого развития детей и подростков

Просмотр содержимого документа
«Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и рекомендации по ведению коррекционной работе»

Таблица «Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и рекомендации по ведению коррекционной работе»

Виды

Причины возникновения НОДА

Коррекционная работа и помощь детям с НОДА

Особенности речевого развития детей и подростков с НОДА

Детский церебральный паралич;

Полиомиелит;

Врожденная патология опорно-двигательного аппарата;

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз); сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности; физические травмы, ушибы плода;

Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции; физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

Некоторые лекарственные препараты;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

В коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

- преимущественно двигательных;

- преимущественно речевых;

- сочетание двигательных и речевых,

- недостатков общего психического развития.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа должна строиться дифференцированно.

В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

Логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);

Индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.

Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом.

Используются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.

Необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала (расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков).

У больных ДЦП рефлексы орального автоматизма, как правило, угнетены. В результате затрудняется как процесс кормления, так и развитие у них первых голосовых реакций. Дифференцированной голосовой активности нет – дети не гулят. задержка угасания, и даже усиление рефлексов орального автоматизма. Голосовые реакции (крик, кряхтенье) не приобретают коммуникативного значения. У них обнаруживаются гипомимия, асимметрия лица, паретичность мышц губ, спастичность, гиперкинезы и тремор языка, его неправильное положение в ротовой полости (корень языка напряжен, весь он оттянут назад, кончик не выражен). Недостаточная активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализатора. характерны нарушения голоса и дыхания, выраженность рефлексов орального автоматизма, отсутствие лепета. При этом имеют место слабое слуховое дифференцирование голоса, тона, недостаточность слухового внимания, что затрудняет у больных формирование начального понимания обращенной речи.

Итак, к году у детей с церебральным параличом наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность.

Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в два-три года. С большой задержкой у ряда больных ДЦП пополняется активный словарный запас. Пассивный словарь (понимание обращённой речи) обычно значительно больше активного. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Длительное время у них могут сохраняться нарушения грамматического строя речи. Особенно страдает у таких детей развитие связной речи.

Выводы: как мы видим больше всего факторов, влияющих на появление детей с НОДА больше в перинатальном периоде. Система комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!