СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды односоставных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды односоставных предложений

Просмотр содержимого документа
«Виды односоставных предложений»

Тема урока: «Виды односоставных предложений».


Цель урока: Углубить представления студентов об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.

Ход урока:

Проблемная ситуация: объяснить, почему в предложениях: Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.- перед союзом И необходима запятая. От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.


Запишите под диктовку строфу из стихотворения С.Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Сколько в этой строфе предложений?

Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Чем отличаются эти предложения?

Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)

Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:

  1. В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?

  2. В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?

  3. Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?

Итак, уметь «узнавать в лицо» односоставное предложение, которое может «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений.

Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». Для этого прочитаем в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме.

С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:

Найди главный член предложения


подлежащее сказуемое


Прочитайте в учебнике названия (§ 45). Какие бывают виды односоставных предложений?

Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанном параграфе, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.

Найди главный член предложения



подлежащее сказуемое


назывное Определи, чем выражено сказуемое




глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол;

наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в

повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении.

- не было нет.

я ты мы вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.

(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич.

☻ ср.р

безличное

(б/л)


Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:

Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено: словом нет? Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени? Кратким страдательным причастием в среднем роде? Глаголом 1 лица будущего времени? Неопределенной формой глагола? Наречием? Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени? безличным глаголом 3 лица будущего времени? Личным глаголом в безличном значении? Глаголом в повелительном наклонении? Словом не было? Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?

Если в предложении только подлежащее?

Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в справочной тетради ОК (опорных конспектов) в следующем виде:

От пруда тянуло холодом - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.

Люблю тебя, Петра творенье! - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. - предложение односоставное, так как в нем один главный член- подлежащее, это предложение назывное.

Цыплят по осени считают - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.


Запишем объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

Майский полдень. Топот и фырканье.

Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

В газетах бранят его очень.

На этот вопрос нельзя ответить сразу.

Дождя уже не было слышно.

Ему стало стыдно за человечество.

Чуть брезжило.

Мне уже было скучно спорить и хотелось спать.


Выполнение упр 185.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Сколько в этом тексте двусоставных предложений? Сколько односоставных? Какие виды односоставных предложений в нем есть?

Избушка ра..положилась на взгорке. Зайдеш(?) в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет.

Но вот затр..щали в камельке поленья. Потянуло густым зап..хом отта..вающей глины. Со стен каплет. Лучше набить полный камелек и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровиш..к. Через (пол)часа в избушк.. тепле..т. Можно скинуть (полу)шубок. Стены слегка парят оот камелька пыш..т жаром. И охватывает человека некое тихое блаженство радость. Теперь уж везде почти сухо но доски нар еще х..лодные. Можно пока кинуть на них (полу)шубок под голову мешок с харчами ноги протянуть к камельку. И др..мота охватит сил нет. Лень вставать и подкинуть еще в камелек. А надо.


Завершаем урок диагностической самостоятельной работой.- Определить тип односоставного предложения.


1 вариант.

1. Люблю тебя, моя Россия!

2. В справочном бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Ночь. Тишина.

5. В пальто тепло и сухо.

6. Не бывать тебе там.

7. Открой окно.

8. Нет спичек.


2 вариант.

1. Поражаюсь погоде, Маша!

2. В газетах пишут о выборах.

3. Вчера мне нездоровилось.

4. Москва. Красная площадь.

5. Нам здесь хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не спеши.

8. Ручки у меня нет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя