СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды односоставных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – первый по изучению темы "Односоставные предложения" - рассчитан на обучающихся 8 класса открытых (вечерних) общеобразовательных школ. Материал урока отличается доступностью, адаптирован к психолого-педагогическим особенностям обучающихся. Но нужно отметить, что материалы урока (алгоритм, таблица личных окончаний глаголов, задания могут быть рекомендованы к использованию в 8, 9 классах общеобразовательных школ).

Просмотр содержимого документа
«Виды односоставных предложений»

Виды односоставных предложений

Конспект урока русского языка в 8 классе

Учитель: Левина Е.Д., г. Ярославль, МОУ «Открытая (сменная) школа № 94»

Цель: знакомство с видами односоставных предложений.

Задачи:

  • дифференциация односоставных и двусоставных предложений, морфемный анализ глаголов, актуализация правописания личных окончаний глаголов;

  • обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения, составление текста из отдельных предложений

  • воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: алгоритм, схемы, разрезанный текст.

Ход урока:

  1. Обучающимся раздаются разрезанные предложения.

Задание:

  • соберите из них текст (т.е. расположите в правильном порядке предложения),

  • докажите, что это текст,

  • покажите, чем связаны предложения.

--------------------------------------------------------------------------------------

На опушке обнажённой рощи я от..скиваю большую кучу сухих осенн.. листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой.

------------------------------------------------------------------------

Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свеж.. воздухом, всп..минаю забавные охотничьи случаи.

------------------------------------------------------------------------

Вдруг слышу: листья в мешке шевел..т(?)ся, словно в них кто-то вороча..т(?)ся.

------------------------------------------------------------------------

Беру мешок, развязываю, а из него выскакива..т и удира..т от меня ёж.

  1. Найдите глаголы в предложениях. Какую синтаксическую роль они играют? Найдите подлежащие в предложениях.

Не во всех предложениях есть подлежащее, но перед нами настоящие предложение, содержащие законченное высказывание.

Чем определяется выбор гласной в окончаниях глагола?

Спряжением, (актуализация правила правописания личных окончаний глаголов)








3. Тема нашего урока - односоставные предложения.

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение.

А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение.

Существует 4 вида односоставных предложений (работа с табличкой):

















4. Обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения.



1. Есть ли сказуемое
в предложении



да


нет

(см. п. 2)


НАЗЫВНОЕ




2. Можно подставить
Я, ТЫ,
МЫ, ВЫ




да

нет

(см. п. 3)


ОПРЕДЕЛЁННО - ЛИЧНОЕ







3. Можно подставить ОНИ (или мн.ч.
прошедшего времени)



да

нет

НЕОПРЕДЕЛЁННО - ЛИЧНОЕ


БЕЗЛИЧНОЕ



5. Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставных предложений в тексте, с которым работали в начале урока. Попробуйте дополнить их подлежащим.

6. Пользуясь алгоритмом, определяем вид односоставного предложения:

Не бери в лес ружье. В дверь несмело постучали. И снова мне легко. Запах розы и жасмина. Осенний день шуршал ломкой листвой.


7. Подберите глагол из текста, предложенного в начале урока, соответствующий схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

8. Какой корень в слове отыскиваю? Почему мы пишем Ы, а не И?

9. Проведите фонетический разбор глагола отправляюсь.

Итог. Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений, посмотрим, как они функционируют в разных стилях речи.

Домашнее задание: Составьте односоставное предложение с глаголом НАПОЛН..ТЕ. Повторите правила правописания личных окончаний глаголов, личные местоимения.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя