Виды односоставных предложений
Конспект урока русского языка в 8 классе
Учитель: Левина Е.Д., г. Ярославль, МОУ «Открытая (сменная) школа № 94»
Цель: знакомство с видами односоставных предложений.
Задачи:
дифференциация односоставных и двусоставных предложений, морфемный анализ глаголов, актуализация правописания личных окончаний глаголов;
обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения, составление текста из отдельных предложений
воспитание интереса к родному языку.
Оборудование: алгоритм, схемы, разрезанный текст.
Ход урока:
Обучающимся раздаются разрезанные предложения.
Задание:
соберите из них текст (т.е. расположите в правильном порядке предложения),
докажите, что это текст,
покажите, чем связаны предложения.
--------------------------------------------------------------------------------------
На опушке обнажённой рощи я от..скиваю большую кучу сухих осенн.. листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой.
------------------------------------------------------------------------
Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свеж.. воздухом, всп..минаю забавные охотничьи случаи.
------------------------------------------------------------------------
Вдруг слышу: листья в мешке шевел..т(?)ся, словно в них кто-то вороча..т(?)ся.
------------------------------------------------------------------------
Беру мешок, развязываю, а из него выскакива..т и удира..т от меня ёж.
Найдите глаголы в предложениях. Какую синтаксическую роль они играют? Найдите подлежащие в предложениях.
Не во всех предложениях есть подлежащее, но перед нами настоящие предложение, содержащие законченное высказывание.
Чем определяется выбор гласной в окончаниях глагола?
Спряжением, (актуализация правила правописания личных окончаний глаголов)

3. Тема нашего урока - односоставные предложения.
Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение.
А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение.
Существует 4 вида односоставных предложений (работа с табличкой):

4. Обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения.
| 1. Есть ли сказуемое в предложении | |


да | | нет |
(см. п. 2) | | НАЗЫВНОЕ |
2. Можно подставить Я, ТЫ, МЫ, ВЫ | |


 | 3. Можно подставить ОНИ (или мн.ч. прошедшего времени)  |
да
| нет |
НЕОПРЕДЕЛЁННО - ЛИЧНОЕ | БЕЗЛИЧНОЕ |
5. Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставных предложений в тексте, с которым работали в начале урока. Попробуйте дополнить их подлежащим.
6. Пользуясь алгоритмом, определяем вид односоставного предложения:
Не бери в лес ружье. В дверь несмело постучали. И снова мне легко. Запах розы и жасмина. Осенний день шуршал ломкой листвой.
7. Подберите глагол из текста, предложенного в начале урока, соответствующий схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
8. Какой корень в слове отыскиваю? Почему мы пишем Ы, а не И?
9. Проведите фонетический разбор глагола отправляюсь.
Итог. Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений, посмотрим, как они функционируют в разных стилях речи.
Домашнее задание: Составьте односоставное предложение с глаголом НАПОЛН..ТЕ. Повторите правила правописания личных окончаний глаголов, личные местоимения.