Практическая работа № 10
Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.
Цель: научится создавать, открывать на редакцию и сохранять текстовые документы. Ознакомиться с правилами ввода и возможностями редактирования текста; научится форматировать шрифты, производить проверку правописания и исправлять допущенные ошибки в автоматическом режиме.
Обеспечение занятия: конспект лекций, задание на урок, методические указания по выполнению практической работы, операционная система Windows, программа MS Word.
Порядок выполнения
-
Повторить теоретический материал.
Текстовый процессор – это программа для ввода, редактирования и обработки текстовых документов с различной информацией (например, с таблицами, графикой и т.д.).
Текстовые процессоры могут одновременно работать с несколькими документами в различных окнах. Ввод и редактирование текста осуществляется в активном окне, в котором возможен доступ к командам меню. Команды в меню Окно позволяют упорядочивать окна документов, переходить из одного окна в другое и разделять рабочую область окна на две части.
Основными этапами Создания (подготовки) текстовых документов в Word являются:
-
набор текста;
-
редактирование текста;
-
форматирование;
-
проверка правописания;
-
печать текста;
-
сохранение.
После ввода текста он подвергается различным изменениям. Редактирование
документа в Word осуществляется командами меню или нажатием клавиш на клавиатуре ПК.
К средствам редактирования относятся следующие команды (кнопки, которых расположенные на вкладке Главная):
-
проверка правописания;
-
выделить, вырезать, копировать, вставить через буфер обмена;
-
Найти и заменить;
-
Отменить и Вернуть (кнопки на панели быстрого доступа).
Операции редактирования осуществляются над:
-
Символами.
-
Строками.
-
Фрагментами.
Ввод символов осуществляется с клавиатуры (в режиме вставка или замена), а для удаления символов используют клавиши Backspace или Delete.
Редактирование существующего текста в Word с помощью команды Правка / Заменить.
Предусмотренная в Word возможность поиска и замены текста значительно ускоряет процесс редактирования (правки) большого текста. Кроме того, с помощью этой
команды можно осуществлять поиск и замену определенных параметров форматирования, специальных символов и других объектов документа.
Форматирование документа – это изменение его внешнего вида. WORD обеспечивает форматирование документов на пяти различных уровнях:
-
на уровне символов (изменение гарнитуры, начертания, размера и цвета шрифта, межбуквенного интервала в слове, анимации и т.д.);
-
на уровне абзацев (выравнивание по левому краю, по правому краю, по центру и по ширине; отступы справа и слева; отступ первой строки; отступы до и после абзаца; межстрочный интервал, управление разбивкой на страницы и т.д.);
-
на уровне страниц (параметры страниц, ориентация страниц, рамка, колонтитулы первой страницы, четных и нечетных страниц и т.д.);
-
на уровне разделов (формирование разделов со следующей страницы или на текущей странице, разбиение текста на колонки и т.д.);
-
на уровне документа (номера страниц, оглавление и т.д.).
- Ответить на вопросы
Что такое редактирование текста Как создать отступ первой строки
Как изменить интервал между абзацами Как изменить размер полей
- Выполните задания
Задание № 1 Запустите текстовый процессор Microsoft Office Word. Наберите фразу: «Я учусь форматировать текст», скопируйте ее 9 раз в столбик. Примените к каждому слову
шрифтовое оформление, указанное в задании.
Шрифт – Arial; размер – 16
Шрифт – Courier New; размер – 14; полужирный(Ж)
ШРИФТ – TIMES NEW ROMAN; РАЗМЕР – 15; КУРСИВ (К); ВСЕ ПРОПИСНЫЕ
Шрифт – Times New Roman; размер – 14; Ж; подчеркнутый (Ч)
Шрифт – Arial; размер – 20; подчеркнуть только слова Шрифт – Times New Roman; размер – 19; зачеркнутый
Шрифт – Arial; размер – 17; разреженный на 8 пт.
Шрифт – Courier New; размер – 29; все слова разным цветом
-
Задание № 2
Установите поля: левое и верхнее 2см, правое 1,5 см, нижнее 1 см. -
Установите красную строку 1,25 см.
-
Установите размер шрифта 14, шрифт Times New Roman.
-
Наберите текст (текст выдает преподаватель).
-
Установите разрывы перед абзацами 5 пт.
-
Выполните проверку орфографии.
-
Выполните выравнивание по ширине.
-
Установите автоматическую расстановку переносов. 9 Сохраните файл в свою папку.
Задание 3 Создайте следующий текстовый фрагмент, в котором шрифт каждого последующего слова (начиная с № 20, гарнитура ArialBlack) меньше
предыдущего на 1 пункт.
Задание 4
Создайте следующий текстовый фрагмент с учетом элементов форматирования (расположение на странице, размер шрифта, гарнитура шрифта, стиль, отступы).
Задание 5
А). На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы выберите команду Поля – Настраиваемые поля в диалоговом окне этой команды задайте верхнее и нижнее поля равным 2 см, левое – равным 3,5 см, правое – 1 см
Б)Напечатайте текст № 1. Проверьте правописание этого фрагмента средствами MS Word. Если есть ошибки, исправьте их в процессе ввода текста с помощью контекстного меню
ТЕКСТ № 1
В) Перейдите на новую страницу в этом же документе. Для этого нажмите одновременно на клавиши .
Г) Скопируйте текст № 2. Проверьте правописание этого фрагмента средствами MS Word. Если есть ошибки, исправьте их в процессе ввода текста с помощью контекстного меню.
ТЕКСТ № 2
« Путешествие П.И.Чичикова к Собакевичу было прерва…но непогодой. Дорога была застла…на пеленой дождя. Бричка качалась из стороны в сторону и тащилась по
взбороне…ному полю: лошади были изнуре…ны, бричка опрокинута, и Чичиков «руками и ногами шлёпнулся в грязь».
Как был обрадован наш герой, когда издали послышался собачий лай, и показалось что- то, похожее на крышу. Так Чичиков познакомился с Коробочкой, которая была и вежлива, и обходительна с нежда…ным гостем, предложив ему ночлег. Проснувшись, Чичиков окинул взглядом комнату. По стенам были развеша…ны картины, между ними висел портрет Кутузова и «писа…ный маслеными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире». Дворик, видный из окна, был наполнен птицей – индейками и курами…
Хозяйка была созда…на для жизни в деревне. В её поместье всё организова…но, собра…но, уложе…но. Все вещи размеще…ны по маленьким ящичкам. Недаром – Коробочка! Крестьянские избы выстрое…ны врассыпную и «не заключе…ны в правильные улицы», но «показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует». Каков контраст с поместьем Плюшкина, в котором всё заброше…но, и с поместьем Ноздрёва, в котором всё распрода…но.
Как грустна и печальна наша Россия! Как бесконечны и порой непостижимы её просторы! Эти мысли могли быть навея…ны лирической прозой Гоголя»
Д) Отформатируйте текст № 2 по параметрам:
-
Установите следующий междустрочный интервал: для первого абзаца - одинарный, для второго абзаца – полуторный, для третьего абзаца – множитель 1,25пт, для четвертого минимум 13 пт.
-
Установите следующие интервалы между абзацами: между 1 и 2 абзацами – 7,5 пт, между 2 и 3 абзацами – 12 пт, между 3 и 4 абзацами – авто.
-
Выполните следующие выравнивание текста: 1 абзац – по правому краю, 2 абзац- по левому краю, 3 абзац – по центру, 4 абзац по ширине
-
Установите следующие абзацные отступы: 1 абзац – слева 1 см, 2 абзац- слева 1,5 см, 3 абзац – справа – 0,63 см, 4 абзац – справа 0,5 см, слева 0,5 см
-
Установите следующую красную строку: 1 абзац – отступ 1,5 см, 2 абзац- выступ 1 см, 3 абзац – отступ – 2 см, 4 абзац – выступ 0,5 см
-
Добавьте в коллекцию автотекста слова «Путешествие П.И.Чичикова к Собакевичу» и используя функцию «Автотекст» вставьте их как заголовок к тексту, применив выравнивание «По центру»
-
Установите следующие форматирование шрифта:
Шрифт |
№ абзаца | Шрифт | Начертание | Размер | Интервал |
1. | Times New Roman | Курсив | 12 | Обычный |
2. | Courier New | Обычное | 9 | Разреженный на 1,2пт |
3. | Comic Sans MS | Курсив, подчеркивание | 10 | Уплотненный на 0,5пт |
4. | Monotype Corsiva | Полужирный | 9 | Обычный |
заголовок | Arial Black | Двойное подчеркивание | 16 | Разреженный на 1,5 пт |
Сохраните файл в папке своей группы, под своей фамилией.
Сделайте выводы
Какая была цель на урок?
Как установить рамку для абзаца? Как установить отступы слева?
Критерии оценивания (по 1 баллу за каждый критерий):
1. Умение формулировать цель. | |
2. Самостоятельность выполнения. | |
3. Владение теоретическим материалом | |
4. Грамотность выполнения. | |
5. Выполнение всех заданий | |
Ваша самооценка: | |
Контрольные вопросы
-
Чем редактирование отличается от форматирования текста?
-
Как производится форматирование абзаца в Word?
-
Как можно изменить положение текста относительно правого и левого полей? Как сделать так, чтобы текст оказался на левом или правом поле?
-
Как изменить интервал между выделенным и предыдущим абзацами? Как изменить интервал между выделенным и следующим абзацами?
-
Как создать выступ или отступ первой строки?
-
Какую помощь оказывает функция проверки орфографии?