Виды разборов. Требования к оформлению. 4- 5 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Первомайская ООШ»
Переяслова Надежда Александровна
Отсутствие единых требований
- Основа проблемы- это разнобой между учителями в плане требований, не диалог, а конфронтация, взаимные претензии и упреки.
РУССКИЙ ЯЗЫК виды разборов
5 класс
4 класс
- - звуко-буквенный разбор
- -разбор слова по составу
- -разбор слова как части речи
- -разбор предложения по членам предложения
- -фонетический разбор
- - морфемный разбор
- -морфологический разбор
- -синтаксический разбор
УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова
Фонетический (звуко-буквенный) разбор
4 класс
5 класс
Письменный разбор в 5 классе (реально)
О-сен-ний – 3 слога – [ АС ’ ЭН ’ ИЙ ]
[ а ] –гл., безударный, обозначен буквой «а»;
[c ’ ] – согл., глухой, парный, мягкий, парный, обозначен буквой «эс»;
[ э ] – гл., ударный, обозначен буквой «е»;
[ н ’ ] - согл, сонорный, мягкий, парный,
обозначен удвоенной буквой «эн»;
и- [ и ] – гл., безударный, обозначен буквой «и»;
й- [ й ] – согл., сонорный, мягкий,
непарный, обозначен буквой
«и краткая»;
6 зв., 7 б.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (как части речи)
- существительное
-местоимение
-существительное
-прилагательное
- местоимение
местоим .
Синтаксический и пунктуационный разборы
МАТЕМАТИКА
- А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский
Основные проблемы
- - при нахождении значения выражения (примеры в несколько действий) промежуточные значения большинством пятиклассников «по привычке» подписываются вверху над соответствующим арифметическим действием, при этом сами вычисления не всегда записываются (требование основной школы – выполнять вычисления каждого действия письменно)
- - при оформлении решения составных задач арифметическим способом многие дети в последнем действии не пишут пояснений, но указывают развернутый ответ (требование основной школы – пояснения во всех действиях и краткая запись ответа)
Методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка
Начальная школа
5 класс
Разбор простого предложения производился без обязательного указания видов второстепенных членов предложения
Рекомендуется в большей степени использовать терминологию (названия разборов) , в ознакомительном порядке рассказывать о видах второстепенных членов .
Изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в начальной школе не проводится.
К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой запись звуко-буквенного анализа слов.
Учителям основной школы следует учитывать, что графически орфограммы в начале 5 класса изображаются по учебникам начальной школы .
К концу преподавания в 4 классе научить учащихся единому со средней школой морфологическому разбору частей речи.
Методические рекомендации по преемственности преподавания математики
Начальная школа
5 класс
Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел.
Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами.
В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается
Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят.
Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать , складывать,вычитать,решать простые и составные задачи в объеме, превышающем программный материал
Довести работу над порядком действий в выражениях до навыка,учить всегда выполнять письменные вычисления , если устное выполнение не является условием упражнения.
Рекомендуется учесть, что в программе начальной школе использовались выражения, содержащие до 5 арифметических действий
Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий, учитывать, что алгебраический способ решения задач в начальной школе практически не используется
Работа с обыкновенными дробями (доли, части целого). Сравнение , сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем ( на ознакомительном уровне).
Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся
Продолжить развитие математической речи обучающихся.
Проблема преемственности разрешима
- Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная, и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.
Давайте поможем нашим детям стать успешными и в средней школе
Общие рекомендации учителям начальных классов и учителям – предметникам.
- Как можно раньше узнать учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
- Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
- Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена должен начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе, и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
- Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
Общие рекомендации учителям начальных классов и учителям – предметникам.
- Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
- Проведение родительского собрания.
- Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
- Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
- Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
- Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.