Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Виды сказуемого"»
Тема урока
- Повторение по теме «Виды сказуемого и способы его выражения»
Тип урока: обобщение и систематизация
- Цель обобщить и систематизировать знания по теме «Виды сказуемого и способы его выражения»
- Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения;
- Развить у учащихся критическое мышление, положительные мотивации к изучению русского языка;
- Воспитать уважительное отношение к русскому языку
Определите вид сказуемого
- 1. Я буду учиться--
- 2. Я могу учиться---
- 3.Я должен учиться ---
- 4. Я начал учиться--
- 5.Я становлюсь взрослее--
- 6.Я буду учителем—
- 7.Пусть выполнят план.
Простое глагольное сказуемое(ПГС)
сказуемое выражено глаголом в изъявительном, условном и повелительном наклонении
Выполнил бы — условное
быстро принесите, пусть выполнят, давайте подумаем – повелительное
изъявительное может быть в прошедшем времени, настоящем и будущем
будущее простое : нарисую
будущее сложное : быть + н.ф. глагола - буду рисовать
Составное глагольное сказуемое ( СГС)
- вспом.слово + н.ф глагола
Составное глагольное сказуемое (СГС)
- 1.глаголы начала ,продолжения , конца действия, возможности (мочь), желания (хотеть),процесса мысли, переживания(думать , любить, ненавидеть, мечтать)
- 2. краткими прилагательными: рад, готов, обязан, должен, намерен, способен
- 3.словами категории состояния : надо, нужно, можно, нельзя
Составное именное сказуемое (СИС)
- глагол связка+ именная часть
Составное именное сказуемое (СИС)
- 1.глагол Быть (в настоящем времени обычно отсутствует)
- Ночь была холодной . Ночь холодная
- 2.глаголы: явиться, бывать, казаться(показаться) ,стать(становиться),считаться, называться
- Её письма становились всё лаконичнее
3.Глаголы со значением движения, состояния, деятельности : например : ходить ,вернуться , идти, бежать, лежать , сидеть
Он становится спокойным
Составное именное сказуемое (СИС)
- 1.именем существительным в И.п. и Т.п, а также в любом косвенном падеже с предлогом или без него, именем прилагательным в И.п и Т.п в полной и краткой форме,в форме сравнительной или превосходной степени; причастием, местоимением, наречием, именем числительным
- Луна- спутник Земли. Луна является спутником Земли.
- 2.словосочетанием , фразеологизмом
- Новый знакомый оказался мастером на все руки
3.Инфинитивом
Курить- здоровью вредить
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными
- а) Деревья пожелтели.
- б) Собрание начнется в назначенный срок.
- в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
- г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
- д) Она водит машину
- е) Сыновья навестили своих родителей.
Проверка
- А) (Деревья начали желтеть.)
- Б) ( должно начаться)
- В) ( должен помочь)
- Г) ( рады помочь)
- Д) ( умеет водить)
- Е) ( смогут навестить.)
В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
- После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.
- 1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
- 2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
- 3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное
- 4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
Подчеркните сказуемое и укажите его тип.(рядом запишите тип сказуемого) Найдите подлежащее и подчеркните его.
- 1.Он всегда готов помочь другу.--
- 2. Книги могут рассказать о многом.---
- 3. Изредка порывами налетал ветер.---
- 4. У входа в купе стояло несколько человек.--
- 5. Я хотел бы посетить этот город.--
- 6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.--
- 7. Леса в Мещёре глухие.---
- 8. Мы долго говорили о случившемся.---
- 9. Телеграмма была отправлена утром.---
- 10. Природа в рассказах В.Короленко изображена с большим мастерством.--
- 11.Пусть принесут в дворец корзину с подснежниками.---
самостоятельная работа
- 1. Подчеркните сказуемое и укажите его тип.(рядом запишите тип сказуемого) Найдите подлежащее и подчеркните его
- 1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе.---
- 2. Принесли бы вы книгу.---
- 3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.---
- 4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его.---
- 5. Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение.---
- 6. Бопре в отечестве своём был парикмахером.--
- 7. И счастье я могу постигнуть на земле.--
- 8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки--.
- 9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты.---
- 10. Занятия со мной были поручены бабушке.---
- 11.Давайте возьмёмся за руки , друзья!---
2.) Запишите структуру составного глагольного сказуемого и составного именного сказуемого. Укажите, чем могут быть выражены все части СГС(вариант1)-- СИС ( вариант2 )
Рефлексия
- Утверждения
- +/-; ответ
- Я уверен, что знаю данную тему и могу выполнять задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и могу выполнять задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не могу выполнять задания по ней.
- Что вызвало наибольшую трудность?