СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды словарной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе показаны виды словарной работы на уроках русскогоязыка

Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы»


Методическое объединение учителей

начальных классов




Творческий отчет учителя

Полхоновой Н.Н.



Тема: « Виды словарной работы по русскому языку»




















2017г.



Тема: «Виды словарной работы на уроках русского языка»

Определяя ведущую задачу школы, В.Л.Сухомлинский писал: «Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом». Слово является носителем знаний.

Актуальность: В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. При обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания. Актуальность словарной работы обусловлена скудным словарным запасом школьников. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений.

Цель: показать необходимость проведения словарной работы в начальной школе, показать методы и приёмы работы с непроверяемыми написаниями, развивающие у младших школьников орфографическую зоркость, мышление и речь, память и воображение. развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В своей работе я использую опыт работы В.П. Канакиной, описанный в книге «Работа с трудными словами в начальных классах».

Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:

А) толкование слова;

Б) этимология слова;

В) однокоренные слова;

Г) сочетаемость слов;

Д) синонимы, антонимы,(фразеологизмы);

Е) «когда так говорят?»;

Ё) практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из худ.произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.

Для закрепления знаний по изученным словарным словам можно предложить способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологической особенности мышления младшего школьника. Для этого надо «оживить» букву, создать её «образ» в конкретном слове.

Учителю необходимо составить карточки со словами несколько необычного вида: вместо буквы, которую необходимо запомнить, рисуется предмет, обозначающий данное слово. Предмет этот должен внешне напоминать букву, которую он заменил. Например какой восход без солнца? (слайд5)

Для запоминания слов можно использовать рифмованные строки. Например: «Однажды мне купили шар, было здорово»: однажды. (Слайд 6)

В своей работе большую роль уделяю различным видам словарной работы. На этапе закрепления изученного я использую упражнения для формирования фонетических понятий. Например игра «Догадайся ,что за слово». (Слайд 7,8), ребусы (Слайд 9)

Морфологические упражнения(Слайд 10)

Лексические упражнения(Слайд 11, 12)

Синтаксические упражнения(Слайд 13,14)

При выполнении домашней работы по учебнику необходимо спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики.

В заключение хотелось бы отметить, что использование данных форм и средств работы над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Проведенная мною работа поможет при выполнении домашних заданий в виде: работы над словарным словом в предложении, составлении деформированного текста, составлении рассказов, написании сочинений и других видов работ.

Однако считаю тему, выбранную мною, решенной не до конца, необходимо работать над дальнейшим развитием речи, активизацией словарного запаса учащихся.

И в заключении хочется сказать.. ( слайд ).

Спасибо за внимание!












Использованная литература:



1.В.А Канакина « Работа над трудными словами в начальных классах».( М. «Просвещение» 1991)

2. С. Н. Лысенкова « Методом опережающего обучения» (М. «Просвещение» 1988)

3.В. А Лайло « Развитие памяти и повышение грамотности».(М. Изд. Дом «Дрофа» 1999)

4. И. Д. Агеева «Трудные слова «Обучающий словарик».( Санкт – Петербург, «Союз» 1999)

5.Г.А. Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». (М. изд. Центр «Владас» 2001)

6. В. Дмитриева « Словарные слова» (практическое пособие для школьников младших классов) (Санкт –Петербург, «Корона принт» 2000)

7. журналы «Начальная школа» (1988- 2000г.г.)



Интернет источники

  1. http://BiblioFond.ru

  2. http://infourok.ru

  3. http://metod-kopilka.ru

  4. http://nsportal.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!