Предмет | Основы безопасности жизнедеятельности. |
Класс | 5 |
Тема | «Виды террористических актов и их последствия» |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Технология | Кейс-технология (метод анализа ситуаций) |
Формы работы | Фронтальная, самостоятельная. |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал - текст |
Цель | обучающая: познакомить учащихся с понятием «террористический акт»; рассмотреть примеры террористических актов; сформировать навыки правильного поведения в ситуациях связанных с террористической деятельностью. развивающая: - способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, внимания. воспитательная: - воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих. |
Задачи | ознакомить учащихся с разнообразными видами террористических актов; развитие личностных качеств, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения; уточнить способы обеспечения личной безопасности; - воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих. |
Основные термины, понятия | Террористический акт |
Планируемые результаты | Предметные: - знать основные виды террористической деятельности, знать понятие – террористический акт. Личностные: -использовать в повседневной жизни приобретённые знания. Метапредметные: выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения; умение формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать заложником. умение составлять план своих действий при угрозе террористических актов. |
Формируемые УУД: | Познавательные: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. умение сравнивать и анализировать информацию; Регулятивные: - умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; - развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: - делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Умение работать в команде и согласовывать действия |
Межпредметные связи | ОБЖ, история. |
Этапы урока | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Целеполагание (5 мин) Открытие новых знаний (10 мин) Этап закрепление (10 мин) Итог урока. (5 мин) Рефлексия (8 мин) Домашнее задание (3 мин) Оценочно - результативный компонент (2 мин) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развитие УУД , результаты |
Мотивация к учебной деятельности Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. | «Здравствуйте, ребята! А сейчас я хочу. Чтобы вы погладили себя по голове и сказали «Какой я хороший, какой я умный!», а теперь то же самое сделайте и скажите своему соседу по парте!» Вы, наверное заметили, что на нашем уроке присутствуют гости. Не оставим их без внимания и поприветствуем наших гостей. Скажите им «Здравствуйте!» и улыбнитесь. Вот теперь мои хорошие, добрые и умные детки начнем наш урок. Садитесь. | Выполняют задание. Приветствуют учителя, приветствуют друг друга. | Личностные: создание положительного эмоционального настроя Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками. |
Этап. Целеполагание Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | 1 слайд: «Чтобы научиться распознавать опасности и предвидеть их последствия, избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации не возможно, а главное самим не создавать опасные ситуации.» «Ребята, я предлагаю вам просмотреть слайды и записать в тетрадь слова, с которыми вы ассоциировали бы следующие картинки» После просмотра и записи учащиеся озвучивают свои ответы. Учитель делает запись ключевых слов на доске. (Насилие, жестокость, взрыв, диверсия, заложник, преступник, смертник, террорист, опасность…) « А теперь, ребята попробуйте объединить в одно общее понятие выделенные термины. Что у нас что получится, какая ассоциация возникает у вас при чтении этих слов ? Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? «Правильно! Тема нашего урока «Виды террористических актов и их последствия». Запишите пожалуйста тему Мы сегодня продолжим разговор о терроризме. А как вы думаете, какое основное понятие мы рассмотрим на уроке? Террористический акт и его последствия. | Просмотр презентации После просмотра и записи учащиеся озвучивают свои ответы. Предполагаемые ответы учащихся: Взрыв, террорист, заложник и т.д. Определяют тему урока. ребята записывают | Предметные: - знать основные виды террористической деятельности, знать понятие – террористический акт. Регулятивные: - волевая саморегуляция -целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, -прогнозирование. Личностные: - понимание необходимости получения новых знаний, - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап. Открытие новых знаний Цель: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний. | «Ребята, а давайте теперь более подробно рассмотрим все виды терактов» Найдите в учебнике все виды терактов и запишите их в тетрадь. Учитель предлагает детям прочитать текст, который находится на парте Ответьте на вопрос – «Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?»
| Просмотр презентации и фиксирование ответов в тетрадь. Ответы ребят | Познавательные: умение слушать и понимать информацию, осуществлять решение учебных задач операции анализа, делать обобщения и выводы. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы. |
«Ребята, у вас на парте лежат листы разных цветов с текстом. Пожалуйста, внимательно прочитайте сейчас информацию, которая на них находится. Правила поведения Если вы обнаружили неизвестный предмет Не прикасайтесь к нему. Не паникуйте. Немедленно сообщите о находке старшим . Отойдите как можно дальше от находки. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения. Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки: Признаки взрывного устройства: — Присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета. — Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п. — Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек). — Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески; — Необычное размещение предмета; — Наличие предмета, несвойственного для данной местности; — Специфический запах, несвойственный для данной местности. Правила поведения Если вас захватили в заложники Постарайтесь соблюдать спокойствие и не показывать своего страха. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь вступать с ними в беседу, не стремитесь разжалобить их или отговорить от выполнения намеченного ими плана. Выполняйте все их требования и не реагируйте на их действия в отношении других заложников. Не следует высказывать свое возмущение. Не нарушайте установленных террористами правил, чтобы не спровоцировать ухудшения условий вашего содержания. Не следует, например, пробовать связаться с родными, или правоохранительными органами. Это может быть воспринято вашими похитителями как неповиновение. | Учащиеся работают с текстом. | Познавательные: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. умение сравнивать и анализировать информацию; Коммуникативные: - делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, умение работать в команде и согласовывать действия Личностные: -использовать в повседневной жизни приобретённые знания. Метапредметные: умение формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать заложником. умение составлять план своих действий при угрозе террористических актов. |
4 Этап. Закрепление | 1. Решение учебной ситуации А сейчас, я вам хочу рассказать, что поступила информация о том, что в нашем классе находится какой-то опасный предмет. Нам необходимо найти его и действовать согласно с теми правилами, с которыми вы сейчас ознакомились. После того как они находят предмет. Делается анализ, все ли они делали правильно? (Обратить внимание – прикасались ли дети к незнакомому предмету, сообщили ли учителю о находке, отошли ли на безопасное расстояние) Ситуационная задача. В это время один из учеников разыгрывает роль террориста. «Вы – заложники. Всем встать. Руки поднять за голову. Отвернуться к стене лицом.» Быстро, быстро. Никто не разговаривает. Всем молчать. (Замена динамической паузы) | Ребята ищут Ответы учащихся. Все выполняют указания террориста. | Познавательные: умение работать с информацией, выполнение операций анализа. Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; умение работать индивидуально, осуществлять контроль своей деятельности. |
5 Этап. Итог урока | «Ребята, а теперь скажите мне, а все ли вы поступили правильно. Согласно правилам, с которыми вы ознакомились ранее?» Какие главные правила при теракте надо соблюдать? К гостям: Уважаемые гости! А вы заметили, какие действия дети сделали не правильно? | Ответы учащихся. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выполнять действия согласно правилам. |
6 Этап. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Итак. У вас на партах еще один листок розового цвета. Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы - сегодня я узнал(а) -было интересно -было трудно - я выполнял(а) задание - я понял(а), что - теперь я могу - я научился - у меня получилось - урок дал мне для жизни - мне захотелось Моя оценка за урок _______ | Ответы детей. | Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: умение систематизировать знания по теме. |
7 Этап. Домашнего задания Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Прочитать параграф 6.3. Сделать сообщение по теме «Ложные сообщения о терактах» с. 120-121 учебника. Нарисовать плакаты на тему «Терроризм - преступление против человечества» | | Ученики записывают задание в дневник. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
8 Этап. Оценочно - результативный компоненет | «Спасибо за совместную работу!» Учитель озвучивает оценки поставленные детьми | | |