СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ (ОПК)

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей ОРКСЭ

Просмотр содержимого документа
«Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ (ОПК)»

Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ и ОПК.

 

Ещё будучи ученицей, я оформляла в классном уголке стенд под названием «Учись учиться». На нём размещались рекомендации по работе с текстом, составлению плана, написанию различных видов конспектов. Тогда рекомендуемые там приёмы играли роль вспомогательных инструментов для формирования суммы знаний и умений, определённых программой. А сами навыки работы с различными источниками информации были как бы побочными продуктами образовательного процесса.

Сегодня школа перестала быть монопольным источником знаний. Значит, и роль её становится другой. Не дать сумму сведений и приёмов, а как раз «научить учиться». Ведь учиться нашим нынешним воспитанникам придётся всю жизнь. Поэтому одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих именно умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Интеграция, обобщение, осмысливание новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Уроки ОРКСЭ  дают большие возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

   Основные  функции универсальных учебных действий:
-     обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-     создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий.
   В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.

   Личностные  УУД:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

   Регулятивные УУД:

-целеполагание, как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоение того, что ещё не известно;

-прогнозирование - прогнозировать результат работы, уровень решения учебной задачи или выполнения задания, расход времени, возможные трудности;

-планирование, как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач;

контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени,

-коррекция, как способ исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки,

-самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций.

Реализация программы «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

           в содержании и построении уроков;

          в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

     в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

          в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

            в личном  примере ученикам.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Так как учеников в классе мало на уроках я использую такие формы учебной деятельности: работа в парах, работа в малых группах. Работа в парах и в малых группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных, т.е. дети учатся правилам общения.

При формировании коммуникативных УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.

Рассмотрим обычную ситуацию. Вот мы завершили комментированное чтение текста. Это может быть параграф учебника, а может – заготовленный мною художественный текст, соответствующий теме урока. Далее предлагаю ребятам составить 3 толстых и 3 тонких вопроса. Каждый выполняет это задание самостоятельно. При этом ребята преобразуют полученную информацию, т.е. мы формируем познавательные УУД. А дальше я предлагаю в парах обсудить вопросы и выбрать уже требуемое количество от пары. Эти отобранные вопросы будут заданы классу. Но прежде каждая пара объяснит свой выбор. То есть, ребятам надо не просто проанализировать составленные ими вопросы, но и аргументировать своё решение. Аргументы могут быть самыми разными: «Мы взяли 3 вопроса Жени и 3 – Миши, чтобы никому обидно не было»; «Мы выбрали самые интересные вопросы»; «А мы – самые трудные»… Важно, что ребята договариваются между собой, вырабатывают критерии, подбирают слова для доказательства соответствия своего выбора этим критериям». Эти коммуникативные УУД в дальнейшем позволят им эффективно работать в любой команде над любой задачей.

Один из способов формировать коммуникативные УУД – это интервью. При изучении таких тем, как «Защита Отечества», «Отношение христианина к труду», «Православная семья» дети получают задание, связанное с изучением прошлого собственной семьи. Практика показывает, что с течением времени это задание ребятам всё сложнее выполнять в силу того, что с каждым годом внутрисемейные связи становятся всё слабее, а желание родителей, бабушек и дедушек вести задушевные разговоры на темы семейной истории – всё меньше. Поэтому очень важным считаю подготовительный этап, который мы проводим на уроке, подбирая и записывая вопросы для таких интервью. Это и ребятам придаёт уверенности при выполнении задания, и родных дисциплинирует и заставляет их серьёзнее отнестись к миссии ребёнка.

Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это - задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера, например, «Укажите сходство и различие разных храмов».

Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.

В процессе изучения курса я привлекаю документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:

- кто автор документа?

- с какой целью написан документ?

- о чем говорится в тексте (о ком)?

- о каких событиях рассказывает автор?

- как он относится к тому, о чем пишет?

Такие алгоритмы помогают удерживать внимание на поставленной задаче, выстраивать движение к её решению, т.е. формировать регулятивные УУД. Ниже предлагаю примерные образцы различных памяток, которые могут быть модифицированы для конкретных педагогических условий.

Памятка к описанию исторического памятника (храма)

1. Как называется памятник?

2. Кто его создал (кто автор)?

3. Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).

4. Каково его назначение?

Памятка к составлению плана текста

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите текст по смыслу на логически законченные части.

3. Выделите в каждой части главную мысль.

4. Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.

5. Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Как определить главную мысль в тексте (части текста)?

1. Прочитайте текст.

2. Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.

3. Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.

Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов

1. Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).

2. Найдите различия.

3. Сделайте вывод

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Одним из условий эффективности процесса формирования у младших школьников рефлексивных УУД является организация деятельности учащихся по контролю, оценке и рефлексии собственных достижений и трудностей. Для этого целесообразно использовать дополнительные средства фиксации результатов оценочной деятельности, помимо традиционных дневников учащихся и тетрадей. Для фиксации личных достижений ученика используется портфолио.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!