Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ и ОПК.
Ещё будучи ученицей, я оформляла в классном уголке стенд под названием «Учись учиться». На нём размещались рекомендации по работе с текстом, составлению плана, написанию различных видов конспектов. Тогда рекомендуемые там приёмы играли роль вспомогательных инструментов для формирования суммы знаний и умений, определённых программой. А сами навыки работы с различными источниками информации были как бы побочными продуктами образовательного процесса.
Сегодня школа перестала быть монопольным источником знаний. Значит, и роль её становится другой. Не дать сумму сведений и приёмов, а как раз «научить учиться». Ведь учиться нашим нынешним воспитанникам придётся всю жизнь. Поэтому одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих именно умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Интеграция, обобщение, осмысливание новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Основные функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Регулятивные УУД:
-целеполагание, как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоение того, что ещё не известно;
-прогнозирование - прогнозировать результат работы, уровень решения учебной задачи или выполнения задания, расход времени, возможные трудности;
-планирование, как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени,
-коррекция, как способ исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки,
-самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций.
Реализация программы «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Приёмы формирования коммуникативных УУД
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Так как учеников в классе мало на уроках я использую такие формы учебной деятельности: работа в парах, работа в малых группах. Работа в парах и в малых группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных, т.е. дети учатся правилам общения.
При формировании коммуникативных УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.
Рассмотрим обычную ситуацию. Вот мы завершили комментированное чтение текста. Это может быть параграф учебника, а может – заготовленный мною художественный текст, соответствующий теме урока. Далее предлагаю ребятам составить 3 толстых и 3 тонких вопроса. Каждый выполняет это задание самостоятельно. При этом ребята преобразуют полученную информацию, т.е. мы формируем познавательные УУД. А дальше я предлагаю в парах обсудить вопросы и выбрать уже требуемое количество от пары. Эти отобранные вопросы будут заданы классу. Но прежде каждая пара объяснит свой выбор. То есть, ребятам надо не просто проанализировать составленные ими вопросы, но и аргументировать своё решение. Аргументы могут быть самыми разными: «Мы взяли 3 вопроса Жени и 3 – Миши, чтобы никому обидно не было»; «Мы выбрали самые интересные вопросы»; «А мы – самые трудные»… Важно, что ребята договариваются между собой, вырабатывают критерии, подбирают слова для доказательства соответствия своего выбора этим критериям». Эти коммуникативные УУД в дальнейшем позволят им эффективно работать в любой команде над любой задачей.
Один из способов формировать коммуникативные УУД – это интервью. При изучении таких тем, как «Защита Отечества», «Отношение христианина к труду», «Православная семья» дети получают задание, связанное с изучением прошлого собственной семьи. Практика показывает, что с течением времени это задание ребятам всё сложнее выполнять в силу того, что с каждым годом внутрисемейные связи становятся всё слабее, а желание родителей, бабушек и дедушек вести задушевные разговоры на темы семейной истории – всё меньше. Поэтому очень важным считаю подготовительный этап, который мы проводим на уроке, подбирая и записывая вопросы для таких интервью. Это и ребятам придаёт уверенности при выполнении задания, и родных дисциплинирует и заставляет их серьёзнее отнестись к миссии ребёнка.
Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это - задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера, например, «Укажите сходство и различие разных храмов».
Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.
В процессе изучения курса я привлекаю документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:
- кто автор документа?
- с какой целью написан документ?
- о чем говорится в тексте (о ком)?
- о каких событиях рассказывает автор?
- как он относится к тому, о чем пишет?
Такие алгоритмы помогают удерживать внимание на поставленной задаче, выстраивать движение к её решению, т.е. формировать регулятивные УУД. Ниже предлагаю примерные образцы различных памяток, которые могут быть модифицированы для конкретных педагогических условий.
Памятка к описанию исторического памятника (храма)
1. Как называется памятник?
2. Кто его создал (кто автор)?
3. Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).
4. Каково его назначение?
Памятка к составлению плана текста
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Разделите текст по смыслу на логически законченные части.
3. Выделите в каждой части главную мысль.
4. Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.
5. Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Как определить главную мысль в тексте (части текста)?
1. Прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.
3. Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.
Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов
1. Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).
2. Найдите различия.
3. Сделайте вывод
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Одним из условий эффективности процесса формирования у младших школьников рефлексивных УУД является организация деятельности учащихся по контролю, оценке и рефлексии собственных достижений и трудностей. Для этого целесообразно использовать дополнительные средства фиксации результатов оценочной деятельности, помимо традиционных дневников учащихся и тетрадей. Для фиксации личных достижений ученика используется портфолио.