Построение вступительной и заключительной части сочинения
Билан КВ, учитель русского языка и литературы
Виды заключительной части сочинения
Виды вступительной части сочинения
- заключение «об актуальности»;
- историко-литературное ;
- лирическое;
- заключение-цитата .
- историческое вступление;
- аналитическое вступление;
- лирическое .
Историческое вступление
Уместно, если тема сочинения связана с обсуждением исторически актуальных социальных и нравственных проблем. Представляет собой краткую характеристику исторической эпохи или эпохи создания произведения
« Век нынешний и век минувший»
Пример
« АС Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума» спустя два года после окончания отечественной войны с французами и закончил в 1824г.- за год до восстания декабристов. События военных лет послужили толчком к появлению в русском обществе людей, размышляющих о судьбах своей родины, о путях обновления и переустройства ее жизни. Мысли этих людей шли в разрез с социальным укладом, жизненными устоями и моралью, господствовавшей в то время в обществе. Именно такой человек, открыто противопоставляющий свою новую идеологию устоявшимся, традиционным взглядам окружающих, стал главным героем комедии Грибоедова. Чацкий, человек нового времени, появляясь в гостиной московского дома Фамусова, где все пропитано духом консерватизма, вступает в конфликт со всеми, утверждая неизбежность столкновения «века нынешнего» и «века минувшего»
Историческое вступление может указывать на место конкретного произведения в литературном процессе
«Изображение фамусовского общества в комедии АС Грибоедова «Горе от ума»
«Комедия АС Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества. Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста, не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?»
Историческое вступление может содержать элементы биографии писателя
«Стихотворение АС Пушкина «Вновь я посетил..»
(Восприятие, истолкование, оценка)»
«Стихотворение «Вновь я посетил..» - одна из вершин пушкинской лирики, завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. А накануне, 25 сентября, Пушкин писал жене: «В Михайловском нашел я всё по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть..» Принято считать, что эти строки легли в основу стихотворения, и, конечно, это так – в этом убеждает почти дословное совпадение фрагментов письма и стихотворных строк. Но как изменилась тональность восприятия жизни! Как творчески переосмыслил жизненные впечатления в тексте стихотворения поэт!
Темы сочинений, где можно использовать историческое вступление
- «Кутузов и Наполеон – два разных типа полководцев в Отечественной войне 1812года»
- «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век»
- «Реализм и романтизм в творчестве АИ Куприна»
- «Автор и герой в романе АС Пушкина «Евгений Онегин»
- «Тема одиночества в поэзии МЮ Лермонтова»
- «Материнское горе в поэме АА Ахматовой»
- Поэма «Двенадцать» как поэтическое завещание АА Блока
Составьте вступление к сочинению на одну из тем
- «891 день мужества ленинградцев»
- Тема войны в романе ЛН Толстого «Война и мир»
- «По ком звонит колокол»
- Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» МЕ Салтыкова-Щедрина
- Тема «общей жизни нации в романе ЛН Толстого «Война и мир»
- Поэт и родина в лирике АТ Твардовского
- «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..»(ВГ Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы)
- Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Лирическое вступление
Это личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельные произведения и тд
Используется в тех случаях, когда тема сочинения ориентирует на выражение вашей читательской позиции
«Любимые герои произведения
по роману ЛН Толстого «Война и мир»
«Любимые герои произведения по роману ЛН Толстого «Война и мир»
« Роман ЛН Толстого «Война и мир» я прочитала первый раз в 6 классе. Помню, что тогда я не все читала с одинаковым увлечением. Конечно, скучны были длинные описания батальных сцен, непонятны философские размышления Толстого. Главы же, где главным действующим лицом была Наташа Ростова, сразу же стали моими любимыми. Прошло 5 лет. Многое изменилось за это время, и роман Толстого воспринимается теперь совсем иначе, но образ любимой героини и сейчас притягивает меня, манит своей тайной. И сегодня Наташа остается для меня идеалом русской женщины»
«Моё любимое произведение русской классики»
« Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.
Мне нравятся многие стихи АС Пушкина, но в большей степени меня привлекает Пушкин–прозаик. Я зачитал до дыр «Повести Белкина», восхищался Дубровским, но «Капитанская дочка» потрясла моё воображение и осталась любимым произведением»
«История одного преступления» (ФМ Достоевский «Преступление и наказание»)
«Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и сточки зрения психологии. Ведь «ПН» – произведение, исследующее психологическое состояние до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию? Чтобы разобраться в этом, обратимся к началу этой истории»
«Нравственная проблематика творчества ВМ Шукшина»
«Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью» Читаю эти слова Шукшина и невольно думаю, что писатель говорит о себе самом, что он и был «избран», чтобы поведать о своем народе правдиво, глубоко, с любовью. По-другому не объяснить секрет его дара, потрясающего уже не одно поколение. Шукшин пришел в литературу со своей нравственной программой, с собственными представлениями о современном человеке»
Составьте вступление на одну из тем:
- Тема любви в произведениях о ВОВ
- Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (по произведениям ИА Бунина)
- Мир людей глазами мобильного устройства
- Что такое счастье? Тема любви в произведениях писателей 19 века
- «У войны не женское лицо»
- Чем люди живы? (на примере произведения писателей русской литературы)
Аналитическое вступление
Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы.
- Литературоведческое понятие
- Нравственно-философское понятие
- Заявлена проблема, требующая от автора сочинения понимания и конкретизации
«Романтические черты поэм МЮ Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
« Романтизм как литературное направление сформировался в конце 18 - начале 19века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков встал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлению о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, темы внутренней и внешней свободы.
В России у истоков романтизма стояли Батюшков, Жуковский, развивалось это направление в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтизм»
«Тема денег в русской литературе»
«Как вы представляете жизнь без денег? Жизнь каждого человека проходит в постоянной заботе о благосостоянии, мы думаем о деньгах, копим их, бережем. Для нас потеря кошелька - большая трагедия. Конечно, важны и любовь, и дружба, и семья, но ведь семью надо кормить… Мы осуждаем людей, тратящих деньги на пустяки, не уважаем азартные игры и тем более карманников. И так было всегда. С тех пор, как из монгольского языка в русский пришло слово «деньги», оно произносится постоянно. Естественно, что оно не обошло и литературу 19 века. Из произведений классиков мы можем узнать не только об отношении героев к богатству и бедности, но даже суммы долгов и взяток! Чем же были деньги для героев Пушкина, Грибоедова, Гоголя? Какие черты характера проявляют Чацкий, Фамусов, Савельич, когда говорят о деньгах? К чему ведет героев жажда наживы или щедрость?»
Составьте аналитическое вступление на одну из тем:
- «Новый мир» в романе Е.Замятина «Мы»
- Тема времени и пространства в произведении ИА Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Гуманность и гуманизм в пьесе М Горького «На дне»
- Проблема счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Нигилизм Базарова: за и против (По роману ИС Тургенева «Отцы и дети»)
- «Что есть красота…»
Заключение
В заключении текста обычно содержатся выводы, сделанные на основе доказательств тезиса.
Типы заключений:
- Заключение-вывод
- Заключение-следствие
Виды заключений:
- Заключение «об актуальности»
- Историко-литературное
- Лирическое
- Заключение-цитата
Заключение-вывод В этом заключении должен быть ясный ответ на поставленный вопрос. «Образ провинциальной барышни в русской литературе»
ВСТУПЛЕНИЕ
С давних времен художников, скульпторов, писателей волновал образ женщины. В разные эпохи женщины изображались по-разному. Мягкие черты, округлые формы, красота лиц отличают древнегреческие и древнеримские скульптуры; с портретов средневековых дам на нас смотрят высокомерные королевы, принцессы и герцогини в великолепных шелковых и парчовых платьях… А какими же были барышни в русской провинции 19 века?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Писатели 19 века, изображавшие в своих произведениях провинциальных барышень, показали качества настоящих русских женщин. Татьяна АС Пушкина, Лариса АН Островского, Дуня ФМ Достоевского, Катя Туркина АП Чехова – эти героини наделены чутким сердцем, горячей душой, внутренней и внешней красотой. Они являются образцом чистоты, благородства, искренности и мужества. Они способны «зажечь» сердца и вдохновить на подвиги.
Заключение-следствие Раздвигает рамки темы, содержится литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом произведением в литературном процессе.
Историко-литературное заключение
Изображение фамусовского общества в комедии «Горе от ума» оставило свой след в истории русской литературы. Грибоедов положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, наметив почти все типы, которые будут возникать позже на страницах других произведений. Грибоедовская Москва невольно вспоминается, когда читаешь пушкинские строки: «Но в них не видно перемены,// Все в них на старый образец…»
Как не вспомнить грибоедовскую Москву, когда попадаешь в гостиную Ростовых или на бал Иогеля… Все то же и Английский клуб, и девушки-невесты, и своенравные старухи, и сплетни… Поистине, «что нового покажет мне Москва?»
Пожалуй, нельзя не согласиться с Гончаровым, считавшим, что «русская литература никогда не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым»
Заключение об актуальности
Сама форма произведения-воспоминание- предполагает, что автор делится опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем, чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть АС Пушкина «Капитанская дочка» - яркое подтверждение тому .
Заключение-следствие
Лирическое заключение
Связывает анализируемый материал с личным опытом автора
А ещё этот же «пушкинский лубок», которым теперь для меня проникнут «Станционный смотритель», делает бессмертным и давно прошедшее лето в Выре, и хомут на деревянной стене, и белый вьюнок, и полосатую версту. И осень, которая тоже стала для меня частью «Повестей Белкина», когда серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с полей, унося красивые листья со встречных деревьев.
Заключение-цитата
Цитата должна быть связана с темой сочинения.
Ежегодно в день рождения писателя в Сростках, на горе Пикет, собирается тысяча людей. Они приезжают на родину писателя, как будто к самому Шукшину. Вот что сказал по этому поводу ВП Астафьев: «На эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить, потому что значение художника нами ещё до конца не осознано»