Дюньдик Светлана Владимировна
Учитель начальных классов
МАОУ "СОШ №112 с углубленным изучением информатики" г. Новокузнецк
Веб-квест как активная форма проектной деятельности
Web-Quest - это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете: наличие проблемы, поиск информации, решение проблемы.
Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией.
Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто “реальное” и “полезное”, что ведет к повышению эффективности обучения. Участие в веб-квестах дает обучающимся: новые знания, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, новыми пакетами прикладных программ, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем.
Веб-квесты помогают достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в проекте, школьники оценивают свои знания и возможности с позиции максимально эффективного их использования в совместной деятельности, что, в конечном итоге, должно привести к правильному решению поставленной проблемы. Участвуя в веб-квесте, ребята активно используют информационное пространство Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности
Технология использования веб-квестов на уроках относится к методам обучения с использованием информационных ресурсов сети Интернет. В этом методе хорошо реализуется поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательской деятельности обучаемых, основанной на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использование коммуникационных компонентов для учебного общения учащихся и педагогов. В наше время данная технология обучения особенно актуальна, так как доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит школьников основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, для выполнения заданий учителя, самостоятельного обучения и организации досуга.
Технология веб-квест способствует повышению качества обучения, так как влияет не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Данная технология позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия (УУД).
Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующей схеме:
1. Введение: Цель этого раздела - подготовить и “зацепить” учащегося. Введение содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.
2. Задание: Это исследовательская часть, т.к. задание должно заставлять учащихся на основании фактов смотреть дальше, изучая взаимосвязь предметов и событий, отделяя истинные знания от ложных.
3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Формирование УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Развивается одна из социально – значимых компетентностей – информационная компетентность. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Учитывая все выше сказанное, был разработан web-квест «Интернет-KIDS».
Цель web-квеста «Интернет-KIDS» - научить ребят с младшего школьного возраста понимать какие сайты и материалы глобальной сети интернет станут для них незаменимыми помощниками, а какие несут в себе реальную опасность.
Задачи:
познакомить с правилами безопасной работы в сети интернет;
формировать навыки безопасной работы в сети интернет;
выявление и развитие творческого потенциала обучающихся.
К участию в web-квесте «Интернет-KIDS» были приглашены и допущены обучающиеся 2-х классов. Проходил он во время весенних каникул, в блоге по адресу: http://kvest-kids112.blogspot.ru/
Мероприятие проходило в 3 этапа. Этапы web-квеста:
Подготовительный этап:
Регистрация – заполнение мини-анкеты участника.
Знакомство с историей развития интернета.
Знакомство с традициями празднования дня интернета и интересными фактами об Интернете.
Знакомство с правилами безопасной работы в сети Интернет.
Основной этап:
Поиск ответов на задания.
Онлайн-ответы на вопросы викторины, посвященной безопасной работы в сети Интернет.
Заключительный этап:
Подведение итогов – награждение самых любознательных, но грамотных пользователей сети Интернет.