СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечер русского романса: "Романса трепетные звуки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальную гостиную на районном семинаре классных руководителей я представила жанром романса: прекрасным и волнующим, страстным и вдохновляющим, пленительным и неповторимым. Гости семинара увидели девушек-барышень конца ХVIII - начала ХIХ века (Фофонова Елена, Солопова Мария, Морозова Виктория), услышали прекрасное «живое» исполнение романсов не только нашими педагогами (Колесниковой Н.С., Леушиной В.П.), но и обучающимися. Девятиклассник Нехаенко Егор покорил слушателей исполнением романса «Я встретил вас» сл. Ф. Тютчева муз. неизв. автора. Миненкова Татьяна 9.кл. нежно и проникновенно исполнила романс Б.Фомина на сл. П. Германа «Только раз бывает в жизни встреча». В тишине и в безмолвии, стараясь не пропустить ни единого слова слушали наши гости романс «Очарована, околдована…», который с любовью и волнением исполнил для прекрасных женщин худ. рук сельского Дома Культуры Соломатин В.В. Всё мероприятие прошло на одном дыхании, при свечах и надолго оставило в памяти и душах присутствующих что-то чистое, доброе и нежное.

Просмотр содержимого документа
«Вечер русского романса: "Романса трепетные звуки"»

(Звучит 1. «Романс о романсе»), постепенно музыка становится всё тише и тише. Слайды 1 и 2

Сценарий вечера русского романса.

Ход мероприятия:

Слайд №3 Учитель Леушина В.П.: Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким – то стремленьем

Звуки откуда-то льются вокруг,

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь...

В эти минуты растаять бы можно

В эти минуты легко умереть.

. Слайд №4

2. Звучит романс. «Очарована, околдована…» сл.Н.Заболоцкого. муз. М. Звездинского

исп. Соломатин В.В

Учитель: Добрый вечер, уважаемые слушатели! Сегодня мы с вами собрались в нашей музыкальной гостиной, чтобы окунуться в чарующий мир русского романса. В чём же заключается его притягательная сила и необыкновенная прелесть?

Слайд №5

Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт. Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей. Они отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной.

Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

3. Звучит романс «Не уходи, побудь со мной». музыка Н. Зубова, слова М. Пойгина (видео)

Слайд №6. Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России. Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют.

Слайд №7 А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Обучающиеся 6 класса.

Слайд №8 Никулин Влад 1: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV веке. странствующие певцы-трубадуры создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Слайд №9 Катя Трутаева 2: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.



Слайд №10 Горяйнов Ф. 3. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

Слайд №11 Панькова А. 4: С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Бытовой - значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью. Романс, сходный с русской народной песней, - как бы своеобразное лирическое высказывание. Мелодия такого романса схожа с русской народной песней. Здесь поёт каждый звук, каждое слово, здесь просто и естественно выражены искренние чувства. Давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 века и вспомним о вечерах домашнего музицирования.

Слайд №12.

4. Романс «Под лаской плюшевого пледа». Стихи М.Цветаевой. Муз. А.Петрова (видео)

Вика Морозова (ведущая): К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, результатом личных переживаний. И как бы ни развивалось творчество композитора, в нем всегда находилось место романсу, всегда оставался укромный уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, которые и становились благоприятной почвой для всходов романсовой лирики, встреча с которой рождает целый мир воспоминаний, прекрасных чувств.

А вот имена тех композиторов, которые известны всему миру: (презентация) Слайд №13

1.Александр Егорович Варламов

2.Александр Александрович Алябьев,

3.Александр Львович Гурилёв

4.Александр Сергеевич Даргомыжский,

5.Модест Петрович Мусоргский,

6.Николай Андреевич Римский-Корсаков, Слайд №14

7.Михаил Иванович Глинка.

8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Слайд №15

Сколько изумительных романсов было создано этими великими композиторами!

Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.



5. Звучит романс «Белой акации гроздья душистые». музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского.

Фофонова Е: Если спросить, какой романс один из самых популярных, единодушный ответ будет: «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.С. Пушкина. История этого романса началась ещё в 1819 году. Слайд №16.

Представьте себе Петербург. Один из шумных светских вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки. Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Он следил взглядом за очень юной очаровательной женщины. «Как будто тяжелый груз давил её, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами» - вспоминала Анна Керн.

Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.

А она? Забыла ли она Пушкина? Нет, она стала восторженной поклонницей его стихов. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Анны, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её.

А.П.Керн вспоминает: «Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листках которого я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье». Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел на меня, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять».

Боев Дмитрий: Но, когда и как Михаил Глинка нашёл пушкинский стих? Слайд №17

В марте 1839 года на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно, как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Глинку поразила её печальная задумчивость, созвучная его настроению. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

6. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье». (А. С.Пушкин. М.И. Глинка) в исп. Ивана Козловского. Видео.

Вед. В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.

- Что же представляет собой этот вид вокальной музыки? Слайд № 18

Птицин Коля: Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Слайд №19 Арсеньев И. : До сегодняшнего мероприятия мы и не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже такие великие певцы как: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Слайд №20 Соломатина Надя.: Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, С.Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил», «Отговорила роща золотая» и др.

7. Звучит романс «Отговорила роща золотая». (исп. учитель Колесникова Н.С)

Учитель: Сейчас нам предстоит встреча со знаменитыми людьми, которых я пригласила к нам в музыкальную гостиную. (Слайд №21)

Он - чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20 – летний Федор Иванович Тютчев. Она 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата. 1823 год. Слайд №22

Амалия: Какой Вы застенчивый, Теодор! Можно я буду Вас так называть? ( Фофонова Е) Тютчев: Да, конечно. (Нехаенко Е.) Она: Вам нравятся старые улицы Мюнхена? Он: Да, конечно. Она: Вас впечатляют старинные немецкие поместья? Он: Да, конечно. Она: Вы удивительно воспитаны. Он: А вы… Вы ослепительная красавица, Амалия! Она: И не вздумайте из-за меня стреляться на дуэли. Он: (Рассеянно, все время глядя на нее) Да… То есть нет. Я уезжаю из Мюнхена в отпуск… Но Вы… Вы одарены редкостной, уникальной красотой.(Прощаясь, уходит.) Она: Прощайте, Теодор. (Уходит).

Учитель: Возвратившись из полугодового отпуска, проведенного в России, Ф. И. Тютчев узнал, что Амалия обвенчалась с другим, более чиновным и состоятельным его сослуживцем по русскому посольству бароном Крюденером, такова была воля родителей. Шли годы. Давно женатый на другой, Ф.Тютчев пронес через всю свою жизнь любовь к той, которую уже не смог разлюбить, которая навсегда осталась в душе поэта овеянная молодостью, солнцем и ни с чем не сравнимыми воспоминаниями. 26 июля 1870 года. (почти через полвека графиня Амалия Адленберг (по второму мужу) навестила смертельно больного поэта, воскресив в его памяти это «время золотое». В этот же день, на одном дыхании он написал бессмертные стихи, посвященные любви, протянувшейся через всю жизнь. “Я встретил Вас – и все былое…”. Слайд №23

8. Звучит романс “Я встретил Вас…”. (Ф.И.Тютчев – муз. неизв. автора) исп.Нехаенко Егор 9 кл.

Ведущая:

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить.

Шурупова Настя.

Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс Эраста Агеевича Абаза на стихи Ивана Сергеевича. Тургенева - “Утро туманное”. Рождение этого романса связывают с именами женщин, которых любил И.С. Тургенев. Это Татьяна Бакунина, Полина Виардо.

Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”. Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью. Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице. Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву. Там и родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи… Слайд №24

9. Звучит романс «Утро туманное».(муз. Э. Абаза сл.И. Тургеневв) в исп. Олега Погудина (видео)

Ведущая: Слайд №25

Романс немного старомоден, Но, всё же за душу берет, Мы упиваемся в восторге, Припомнив горечь вешних вод. Уходит по боку усталость Когда поют простой романс. Еще ничто не начиналось, Но все случилось прежде нас……

Ведущая Морозова В. В двадцатом веке романс не переставал быть популярным и любимым. Известны имена великих исполнителей романсов : Варвара Панина, Изабелла Юрьева, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Вадим Козин и, конечно же, Александр Вертинский. Многие композиторы двадцатого века обращались к жанру романса. Одним из них был Борис Иванович Фомин. Слайд №26

Солопова Маша 9 кл.: Б. И. Фомин был музыкально одаренным человеком, он - потомок М. В. Ломоносова. Родился в семье врача. Ввиду исторических событий в те времена (первая мировая война, гражданская война), он не смог получить музыкального образования, но ему помогли талант и упорство в самообразовании. Возвратившись после окончания гражданской войны в 1921 г. в Москву, он увлекся театром, сочинял детские балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставят ему клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начинает заниматься жанром романса. Огромную известность ему принес в 1924 году романс «Только раз бывает в жизни встреча». А несколько позднее большими тиражами были изданы и мгновенно раскупались его романсы: «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые», «Эй, друг, гитара». Но к концу 20-х годов в нашей стране старинные романсы были запрещены. Б. И. Фомин болезненно это переживал. Композитор много сделал для развития романса. Более 20 лет его квартира была вокальной мастерской для известных певиц Т. Церетели, К. Шульженко, Л. Черной и многих других. В годы Великой Отечественной войны песни Б. И. Фомина были очень популярными, композитор верил, что критика, которой постоянно подвергалось его творчество, гонение - это лишь временное заблуждение, что его романсы все равно будут звучать, будут жить. Он был прав.







Слайд №27 10. Звучит романс «Только раз» сл. П.Германа муз. Б. Фомина.



Слайд №28. Ведущая Морозова В.:

Грустит романс тревожно и светло, И к вам непостижимо в слове каждом. Приходит откровение само, Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Учитель.

Двадцать первый век тоже не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!

(Зажигаем свечи)

Учитель: Слайд №29

В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

11.Звучит романс «А, напоследок, я скажу». (А. Петров — Б. Ахмадулина)

На фоне музыки презентация «Портреты исполнителей русских романсов». Слайды № 30-34

Хочется еще раз взглянуть на тех исполнителей, в чьем творчестве присутствовал жанр романса:

Александр Николаевич Вертинский, Сергей Яковлевич Лемешев, Иван Семенович Козловский, Клавдия Ивановна Шульженко, Алла Николаевна Баянова, Лещенко, Пётр Константинович Л. Черная, Надежда Васильевна Плевицкая, , Утёсов, Леонид Осипович, Шаляпин, Фёдор Иванович, Юрьева, Изабелла Даниловна, Нани Брегвадзе, Обухова Надежда Андреевна, Нежданова Антонина Васильевна. А. Малинин, Валерия, Е.Дятлов О.Погудин

Ведущая:

Вот, и подошла к концу наша встреча. Мы рады, если каждый, кто побывал сегодня в нашей музыкальной гостиной, унесёт с собой в душе прекрасные, поэтичные чувства к русским романсам, в которых живёт любовь... Ведь пока жива душа, что-то же должно быть прекрасным и для неё.

Слайд №35 До новых встреч на вечере русского романса!

Вновь звучит 1. «Романс о романсе». 1 куплет.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!