СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вечерний звон" в лирике и искусстве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с произведениями Томаса Мура, Ивана Козлова. Анализ стихотворения Н. Рубцова "Левитан". 

Снятию эмоционального напряжения способствуют: использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов. Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.

Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Литература, живопись и музыка соединились в одном названии "Вечерний звон".

Просмотр содержимого документа
«"Вечерний звон" в лирике и искусстве»

Открытый урок по литературе в 6 «В» классе МБОУ СШ №36

имени генерала Городнянского

г. Смоленск

2017год

«Вечерний звон» в лирике и искусстве.

Цель: анализ стихотворения Н. Рубцова «Левитан», сравнение стихотворения И. Козлова «Вечерний звон», Т. Мура «Those evening Bells», анализ картины И. Левитана «Вечерний звон».

Задачи:

  1. Вспомнить основные факты биографии Н. Рубцова;

  2. Познакомить с жизнью и творчеством И. Левитана;

  3. Познакомить с жизнью и творчеством Т. Мура;

  4. Сравнить произведения Н. Рубцова «Левитан», И. Козлова «Вечерний звон», Т. Мура «Those evening Bells», выявить общие черты;

  5. Развивать познавательные способности, ассоциативно-образное мышление, расширять кругозор;

  6. Формировать нравственный образ картины мира посредством анализа лирического произведения.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с творчеством и биографией И. Левитана, картиной «Вечерний звон»;

  3. Знакомство с творчеством Т. Мура. Чтение стихотворения «Those evening Bells» на английском языке;

  4. Знакомство с дословным переводом «Те вечерние колокола», произведением И. Козлова «Вечерний звон»;

  5. Работа над стихотворением Н.Рубцова «Левитан»;

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете. Что их объединяет?

Своя сторона по шёрстке гладит, чужая насупротив.

Своя сторона не бывает холодна.

Родной куст и зайцу дорог.



Объединяет эти пословицы тема Родины.

Вот вы и определили тему нашего урока- тема «Родины». К этой теме обращаются и писатели, и художники, и музыканты. Сегодня на уроке мы рассмотрим несколько лирических произведений на тему «Родины». Слайд 1.

  1. Художник Исаак Левитан обращался в своих работах к данной теме.

Послушайте небольшой рассказ о художнике. (Сообщение Алина Григорович) Слайд 2

Картина «Вечерний звон» И. Левитана. (Сообщение Артём Романенков) Слайд 3



Работа по картине.

Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).

  • Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?

Скорее первое.

  • Какие образы передают в картине глубину пространства?

Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.

  • Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?

(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)



  1. То́мас Мур (28 мая 1779 — 25 февраля 1852) — поэт-романтик, песенник и автор баллад. Один из основных представителей ирландского романтизма. Наиболее известными его произведениями являются «Последняя роза лета» и сборник «Ирландские мелодии». Был близким другом и одним из первых биографов Байрона. Слайд 4



В России известен прежде всего благодаря стихотворению «Вечерний звон» (Those evening bells, из сборника National Airs, опубликованного в 1818 году), переведённому Иваном Козловым и ставшему известной песней.

Родился в семье ирландского мелкого торговца, католика. В 19 лет окончил Дублинский университет. С 14 лет сотрудничал в разных дублинских журналах.

Ирландия, её судьба, преобладает в тематике Мура. Даже в образах его восточного романа «Лалла Рук» нетрудно узнать ирландских борцов за свободу, а в мотивах его вставных поэм — ирландские мотивы.

  • Внимательно вслушайтесь в стихотворение. Скажите, какие звуки звучат?

Стихотворение на английском языке читают Астафьева Анастасия и Марченко Евгения. Слайд 5



Перевод с английского

Русский текст Козлова был написан, по‑видимому, в 1827 году (его первая публикация в альманахе «Северные цветы» на 1828 год). Текст Козлова представляет собой вольный авторский перевод стихотворения ирландского англоязычного поэта Томаса Мура «Those evening Bells» из его первого сборника «National Airs», изданного В. Пауэром в Лондоне и в Дублине в 1818 году.

Текст «Those evening Bells», выбранный Козловым для перевода, входил в цикл «Русских песен». Стихотворение пользовалось популярностью: его первую строчку приводят в англоязычном словаре цитат за 1919 год. Также любопытно, что стихотворение Мура будет спародировано английским юмористом Томасом Худом в детских стихах: «Those Evening Bells, those Evening Bells, How many a tale their music tells, Of Yorkshire cakes and crumpets prime, And letters only just in time!..»; а Брет Гартом написаны стихи «The mission bells of Monterey»: O bells that rang, O bells that sang… .



  1. Дословный перевод. «Те вечерние колокола». (Мелодия: Колокола Санкт-Петербурга) Слайд 6

Читает Аня Прудникова.



Вечерние колокола! Вечерние колокола!

Как много рассказывает их музыка:

О юности, о доме и о том сладком времени,

Когда я в последний раз слушал их умиротворяющий перезвон.



Те счастливые часы миновали;

И многие сердца, которые тогда были веселы,

Ныне покоятся в могильной тьме

И больше не слышат этих вечерних колоколов.



И так же будет, когда меня не станет:

Этот гармоничный перебор не умолкнет,

Когда другие барды пройдут по этим долинам

И воспоют вам хвалу, милые вечерние колокола.



Иван Козлов (1779—1840) Слайд 7

Иван Иванович Козлов происходил из знатной дворянской семьи. Он родился в 1779 г. в Москве и получил прекрасное домашнее образование. В шестнадцать лет Козлов поступил в гвардию. Первую половину своей жизни этот светский щеголь, прекрасный танцор не помышлял о литературных занятиях. После перехода на гражданскую службу он быстро продвигался вверх по служебной лестнице, перед ним открывались широкие перспективы для карьеры. Но в 1816 г. стремительное движение жизни было остановлено тяжелой болезнью. Козлов стал быстро терять зрение и к 1821 г. совершенно ослеп и вследствие паралича лишился ног.

За годы болезни Козлов выучил английский и немецкий языки (итальянский и французский он знал с детства), стал знатоком мировой поэзии, начал переводить и писать стихи. Современники не без оснований полагали, что несчастье послужило тем толчком, давшим выход его поэтическому дарованию. Творчество Козлова действительно во многом питалось настроениями и чувствами человека, съедаемого сокрушительным недугом, борющегося с ним, мучительно ищущего оправдания своей трагической участи.

Стихотворение Томаса Мура «Вечерний звон» (1827) в его переводе становится классикой русской народной песни.





Стихотворение И. Козлова Слайд 8

«Вечерний звон» Читает Кусова Дарья



Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!



Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон.



Лежать и мне в земле сырой!

Напев унывный надо мной

В долине ветер разнесет;

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!



  • Сравните дословный перевод стихотворения Т. Мура и И. Козлова. Что мы слышим?

/Стихотворение И. Козлова плавное.

  1. Николай Рубцов, находясь под впечатлением от картины И. Левитана «Вечерний звон», пишет стихотворение «Левитан». Слайд 9.

Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.

Давайте посмотрим на картину глазами лирического героя стихотворения «Левитан» и попробуем понять его чувства. (Чтение стихотворения)

О чём это стихотворение? Почему вы так решили?

/Стихотворение о родине.

Какие образы рисует автор? Обратите внимание на существительные.

/Лачуги, мгла, звон, колокол, колокольчик, окна, колонны, луга, душа, Русь.

Образ Руси, родины, главный. Именно этому образу и посвящено произведение.

Местоимение Я говорит нам, что лирическим героем является сам автор.

  • На что обратил внимание герой в первую очередь?

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла...

Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.

  • Какие тропы встречаются в этих строках?

Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.

  • Что обозначает это слово? Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Работа со словарём.

В словаре Ожегова: лачуга - это бедная хижина, небольшой и плохой дом. Синонимы: дом, хижина, хибара, развалюха, халупа, хибарка, хатёнка, развалюшка и др.

  • Почему Н. Рубцов использует слово «лачуга», а не иное?

Лачуга, как уже говорилось, старое, ветхое жильё, возможно, именно она напоминает автору его малую родину.

  • Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?

Возможно, он испытывает тоску, грусть.

  • Какое определение относится к существительному «мгла»? Назовите синонимы к этому слову.

«Алеющая» - краснеющий, пламенеющий, рдеющий, брусвянеющий и др.

  • Почему автор использует слово «алеющая»?

Данное слово показывает алый закат на картине.

Следим за взглядом героя дальше.

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.

  • Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”? Сравните колокольчик с церковным колоколом. Что общего?

Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.

  • Правильно, лирический герой не только видит, но и слышит колокольный звон. Как автор передаёт звук колоколов?

При помощи аллитерации (звуковые повторы). Повторяются звуки – к,л,з.

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, —

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

При помощи ассонанса. Повторяется звук о.

  • В стихотворении трижды использовано слово «звон», а также слова «звонят», «звонит». Как вы думаете почему?

Наверное, для того чтобы создать чувство перезвона колоколов.

  • Какую роль в стихотворении играют слова «заокольный» и «окольный»?

  • Что они означают?

Работа со словарём. Толковый словарь Даля. Заокольный- дальний, неблизкий, не в околице находящийся. Заоколичный, за околицей, за городьбою села находящийся.

Окольный- это околица, изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Также место вокруг селения, окрестность, округа.

С помощью этих слов расширяется пространство звука.

Физкультминутка. Встаньте. Слушайте внимательно строки из стихотворения. Мысленно произносите звуки к, л, з, раскачиваясь как колокол.

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, —

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Молодцы! Мы с вами не только услышали звук колоколов, но и представили их в движении.

  • Обратите внимание на последнюю строфу. В ней автор использует слово «колокольца». В словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство — с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.

  • Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?

Надежду, радость, ощущение полноты бытия.

  • Подумаем над многоточием в конце стихотворения.

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

  • Они звонят не глуше... а как? Что означает слово «глуше»?

«Глуше»- тише. Они звонят громко.

  • Найдите метафору в последней строфе.

Метафора «луга звонят».

  • К кому обращены последние строчки последние строчки стихотворения?

К Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.

  • В последней строчке стихотворения упоминается Русь. Почему Русь, а не Россия, Родина, Отчизна?

Русь – древнее название, уходящее своими корнями в далекое прошлое, время идет, но красота не меняется. Родина-это Русь, это ее многовековые традиции, это алый закат и монастырь, это вся красота русской природы.

  • Прослушайте колокольный перезвон. Какие чувства у вас вызывает мелодия? Слайд 10.

Напишите творческую работу. Это может быть синквейн, лирическое произведение или небольшой текст.

  1. Рефлексия. «Ромашка Блума»

  1. Простой вопрос. Назовите, кто в своём творчестве использовал тему «Вечерний звон»? (Т. Мур, И. Козлов, И. Левитан, Н. Рубцов)

  2. Уточняющий вопрос. Если я правильно понял(а), то, работая над анализом стихотворения, нужно использовать «Толковый словарь»?

  3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос. Почему Н. Рубцов использует образ колокольчиков наряду с образом колокола?

  4. Творческий вопрос. Что изменилось бы, если в стихотворении не было бы следующих строк: «…Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн….»

  5. Оценочный вопрос. Почему в стихотворении Н.Рубцова мы слышим звон колоколов?

  6. Практический вопрос. Как бы вы изобразили вечерний звон в своём произведении-в стихотворении или на картине?

  1. Что общего в изображении «малой родины» и родной природы в произведениях Н. Рубцова и И. Левитана?

Эти поистине великие художники понимали и раскрывали всю прелесть русской природы. Её красота не броская, они видят её в обыденном: речка, изба, горница, обитель. Для них характерен «церковный пейзаж». Во многих стихотворениях Н. Рубцова и художника Левитана преобладает грустное настроение.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию на тему «Вечерний звон».











































Приложение №1

Исаак Левитан

Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

Финансовые трудности заставили семью художника переехать в Москву, где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – Перовым, Саврасовым и Поленовым. Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – «Владимирка».

В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из русских художников, до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

В последующие годы художник трудится не покладая рук – «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – «Озеро. Русь» - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.

Картина «Вечерний звон» И. Левитана.

Мастер несколько раз обращается в своем творчестве к удивительной гармонии русской природы и православных ценностей. Вот и в этой работе зритель имеет возможность увидеть в картине все то, что так часто ускользает от взгляда в жизни.

Идея написать монастырь в лучах заходящего солнца зрела у автора достаточно долго. Он тщательно выбирал натуру, приглядывался, делал бесконечные наброски, пока, наконец, не увидел небольшую обитель на берегу Волги. Обрамляющая монастырь зелень, ленивая река, мостки, а, самое главное, освещение в утренние и вечерние часы, произвели на художника такое сильное впечатление, что вдохновения хватило сразу на две живописные работы, созданные с разным настроением, написанные в разных ракурсах и различающиеся тематически.

В картине четко читаются три плана с символическим значением. На первом плане берег, затемненный вечерними сумерками. К берегу ведет узкая тропинка, на песчаном пляже устроена маленькая пристань для лодок. Две пустые лодки ожидают пассажиров, третья, полностью нагруженная уже достигла середины реки.

Символическое значение переднего плана картины несомненно связано с миром земным, суетным и сумрачным. Тонкая тропинка - путь, с которого начинается духовное возрождение. Сама река в картине, как Стикс в древнегреческой мифологии, символизирует границу между мирами. Лодочная переправа снова отсылает зрителя к мифам Греции: Харон - перевозчик душ за плату в две монеты. Река у мастера становится символом препятствий и соблазнов на пути к Богу. Главным в работе является дальний план. Здесь мы видим обитель залитую лучами вечернего солнца. Противоположный берег начинается с широкой дороги прямо от воды до монастырских ворот. Башни и купола храмов скромны и сдержанны. Все величие духовного пристанища создается золотистым вечерним светом и розовыми отблесками облаков в небе. Автор наполнил свою картину призывом к духовному возрождению, которое ведет к жизни в гармонии с природой. Буйная зелень, обрамляющая монастырь со всех сторон, в отличие от скудной растительности на "ближнем" берегу, подчеркивает созвучие и гармонию между храмом и природой.

Автору блестяще удалась водная гладь, отражающая "светлую" сторону реки. Буйство красок, которое расцветило небо на картине, добавляет в настроение работы сказочную и загадочную нотки. Многоплановость и глубокий смысл работы делает ее одной из самых интересных в творчестве великого мастера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!