СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие люди Нижнего Новгорода: Николай Иванович Лобачевский

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию подготовил ученик 10 класса Тютиков Дмитрий для участия в конкурсе Интеллектуальный марафон «Часы истории» в 2013 году.

Просмотр содержимого документа
«Великие люди Нижнего Новгорода: Николай Иванович Лобачевский»

       «Великие люди Нижнего Новгорода, Николай Иванович Лобачевский»   Выполнил работу  ученик 10 класса  МБОУ №2 городского округа города Шахуньи  Тютиков Дмитрий (16 лет)  Руководитель: учитель истории Кукушкин Михаил Юрьевич.            Шахунья  2013

«Великие люди Нижнего Новгорода, Николай Иванович Лобачевский» Выполнил работу ученик 10 класса МБОУ №2 городского округа города Шахуньи Тютиков Дмитрий (16 лет) Руководитель: учитель истории Кукушкин Михаил Юрьевич. Шахунья 2013

В истории науки часто бывает так, что истинное значение научного открытия выясняется не только через много лет после того, как это открытие было сделано, но, что особенно интересно, в результате исследований совсем в другой области знаний. Так произошло и с геометрией, предложенной Лобачевским, которая сейчас носит его имя.

В истории науки часто бывает так, что истинное значение научного открытия выясняется не только через много лет после того, как это открытие было сделано, но, что особенно интересно, в результате исследований совсем в другой области знаний. Так произошло и с геометрией, предложенной Лобачевским, которая сейчас носит его имя.

Детство Лобачевский родился в 1792 году в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Отец его занимал место уездного архитектора и принадлежал к числу мелких чиновников, получавших скудное содержание. В 1797 году умер отец и мать, в возрасте двадцати пяти лет, осталась одна с детьми без всяких средств.

Детство

Лобачевский родился в 1792 году в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Отец его занимал место уездного архитектора и принадлежал к числу мелких чиновников, получавших скудное содержание.

В 1797 году умер отец и мать, в возрасте двадцати пяти лет, осталась одна с детьми без всяких средств.

Детство В 1802 году она привезла троих сыновей в Казань и определила их в Казанскую гимназию, где очень быстро заметили феноменальные способности ее среднего сына.

Детство

В 1802 году она привезла троих сыновей в Казань и определила их в Казанскую гимназию, где очень быстро заметили феноменальные способности ее среднего сына.

В 1804 году старший класс Казанской гимназии был преобразован в университет, Лобачевского включили в число студентов по естественно-научномуотделению. Поведение его отмечалось как неудовлетворительное: преподавателям не нравилось «мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство, вольнодумствие».

В 1804 году старший класс Казанской гимназии был преобразован в университет, Лобачевского включили в число студентов по естественно-научномуотделению.

Поведение его отмечалось как неудовлетворительное: преподавателям не нравилось «мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство, вольнодумствие».

Годы учёбы Лекции по астрономии читал профессор Литрофф. Лекции по математике он слушал у профессора Бартельса, воспитанника такого крупного ученого, как Карл Фридрих Гаусс. Бартельс Гаусс

Годы учёбы

  • Лекции по астрономии читал профессор Литрофф. Лекции по математике он слушал у профессора Бартельса, воспитанника такого крупного ученого, как Карл Фридрих Гаусс.

Бартельс

Гаусс

в 1811 году получил степень магистра; в 1814 году получил звание адъюнкта чистой математики; в 1816 году был удостоен профессорского звания.
  • в 1811 году получил степень магистра;
  • в 1814 году получил звание адъюнкта чистой математики;
  • в 1816 году был удостоен профессорского звания.
 в 1818 году избран членом училищного комитета; с 1819 года Лобачевский преподавал астрономию;  с 1820 года, когда он был избран деканом Казанского университета; 3 мая 1827 года совет университета избрал Лобачевского ректором, хотя он и был молод — ему было в то время тридцать три.
  • в 1818 году избран членом училищного комитета;
  • с 1819 года Лобачевский преподавал астрономию;
  • с 1820 года, когда он был избран деканом Казанского университета;
  • 3 мая 1827 года совет университета избрал Лобачевского ректором, хотя он и был молод — ему было в то время тридцать три.
«воображаемая геометрия» Размышляя о постулатах Евклидовой геометрии, Лобачевский пришел к выводу, что по крайней мере один из них может быть пересмотрен. Основываясь на утверждении, что при определенных условиях прямые, которые кажутся нам параллельными, могут пересекаться, Лобачевский пришел к выводу о возможности создания новой, непротиворечивой геометрии, которую назвал «воображаемой геометрией».

«воображаемая геометрия»

  • Размышляя о постулатах Евклидовой геометрии, Лобачевский пришел к выводу, что по крайней мере один из них может быть пересмотрен. Основываясь на утверждении, что при определенных условиях прямые, которые кажутся нам параллельными, могут пересекаться, Лобачевский пришел к выводу о возможности создания новой, непротиворечивой геометрии, которую назвал «воображаемой геометрией».
«воображаемая геометрия» 23 (11) февраля 1826 год – представление 1-го сочинения по «воображаемой геометрии» физико-математическому факультету в Казани (в 1829 году вышло в свет)  в 1832 году появилось собрание трудов венгерских ученых, отца и сына Больяи, по неевклидовой геометрии. Янош Больяи

«воображаемая геометрия»

  • 23 (11) февраля 1826 год – представление 1-го сочинения по «воображаемой геометрии» физико-математическому факультету в Казани (в 1829 году вышло в свет)
  • в 1832 году появилось собрание трудов венгерских ученых, отца и сына Больяи, по неевклидовой геометрии.

Янош Больяи

Семейная жизнь в 1836 г. (44 года) женился на богатой оренбургско-казанской помещице Варваре Алексеевне Моисеевой. Семейная жизнь Лобачевского вполне соответствовала его общему настроению и его деятельности. Занимаясь поиском истины в науке, он в жизни выше всего ставил правду.

Семейная жизнь

  • в 1836 г. (44 года) женился на богатой оренбургско-казанской помещице Варваре Алексеевне Моисеевой.
  • Семейная жизнь Лобачевского вполне соответствовала его общему настроению и его деятельности. Занимаясь поиском истины в науке, он в жизни выше всего ставил правду.
Семейная жизнь У Лобачевского было четыре сына и две дочери. Старший сын, Алексей, любимец отца, очень напоминал его лицом, ростом и телосложением; младший сын страдал какой-то мозговой болезнью, он едва мог говорить и умер на седьмом году. Семейная жизнь Лобачевского принесла ему много горя.

Семейная жизнь

  • У Лобачевского было четыре сына и две дочери. Старший сын, Алексей, любимец отца, очень напоминал его лицом, ростом и телосложением; младший сын страдал какой-то мозговой болезнью, он едва мог говорить и умер на седьмом году.
  • Семейная жизнь Лобачевского принесла ему много горя.
Зарубежные издания В 1837 году труды Лобачевского печатаются на французском языке. В 1840 году он издал на немецком языке свою теорию параллельных, заслужившую признание великого Гаусса. В России же Лобачевский не видел оценки своих научных трудов.

Зарубежные издания

  • В 1837 году труды Лобачевского печатаются на французском языке.
  • В 1840 году он издал на немецком языке свою теорию параллельных, заслужившую признание великого Гаусса.
  • В России же Лобачевский не видел оценки своих научных трудов.
Последние годы жизни В последние годы жизни Лобачевского преследовали всякого рода огорчения. Старший сын его, имевший большое сходство с отцом, умер студентом университета; в нем проявились те же необузданные порывы, которыми отличался в ранней молодости и отец.

Последние годы жизни

  • В последние годы жизни Лобачевского преследовали всякого рода огорчения. Старший сын его, имевший большое сходство с отцом, умер студентом университета; в нем проявились те же необузданные порывы, которыми отличался в ранней молодости и отец.
В 1845 году единогласно избран ректором университета на новое четырехлетие В 1846 году, 7 мая, кончился срок пятилетия его службы как заслуженного профессора. обязанности ректора Лобачевский продолжал исполнять, не получая никакого жалования.
  • В 1845 году единогласно избран ректором университета на новое четырехлетие
  • В 1846 году, 7 мая, кончился срок пятилетия его службы как заслуженного профессора.
  • обязанности ректора Лобачевский продолжал исполнять, не получая никакого жалования.
Педагогическая деятельность несомненное влияние на развитие школьного образования в Казанском учебном округе (в самом обширном в то время); сторонник реалистического образования на основе точных и естественных наук, (отразилось на преподавании в округе математики и физики); основное внимание уделялось практической стороне математики; внёс предложение об организации коммерческих училищ в ряде промышленных центров Казанского округа;

Педагогическая деятельность

  • несомненное влияние на развитие школьного образования в Казанском учебном округе (в самом обширном в то время);
  • сторонник реалистического образования на основе точных и естественных наук, (отразилось на преподавании в округе математики и физики);
  • основное внимание уделялось практической стороне математики;
  • внёс предложение об организации коммерческих училищ в ряде промышленных центров Казанского округа;
настаивал на организации курсов и классов для внешкольного образования, ремесленной школы, приюта для бедных детей ; активное участие принимал в организаторской деятельности (непосредственном контроле за учебными заведениями округа); создал комиссию по разработке программ по всем предметам, для поступления в Казанский университет;
  • настаивал на организации курсов и классов для внешкольного образования, ремесленной школы, приюта для бедных детей ;
  • активное участие принимал в организаторской деятельности (непосредственном контроле за учебными заведениями округа);
  • создал комиссию по разработке программ по всем предметам, для поступления в Казанский университет;
уделял большое внимание методам преподавания математики; предлагал варьировать их в зависимости от возраста и математической подготовки учеников; большое внимание Лобачевский уделял воспитанию нравственности; одним из первых в округе поднял вопрос о женском образовании;
  • уделял большое внимание методам преподавания математики;
  • предлагал варьировать их в зависимости от возраста и математической подготовки учеников;
  • большое внимание Лобачевский уделял воспитанию нравственности;
  • одним из первых в округе поднял вопрос о женском образовании;
26 апреля 1846 г. - попечитель Казанского учебного округа; способствовал росту числа уездных и приходских школ; большое внимание уделял методической помощи учителям ;  расширил требования к методической работе учителя (инициатива в преподавании и составлении программ);
  • 26 апреля 1846 г. - попечитель Казанского учебного округа;
  • способствовал росту числа уездных и приходских школ;
  • большое внимание уделял методической помощи учителям ;
  • расширил требования к методической работе учителя (инициатива в преподавании и составлении программ);
Педагогические и методические труды  ранние педагогические и методические взгляды сформулированы им в предисловиях к учебникам; максимально полно и в зрелом виде педагогические и методические воззрения изложены в «Наставлениях учителям математики в гимназиях»; наиболее знаменитое педагогическое сочинение - речь «О важнейших предметах воспитания» ;

Педагогические и методические труды

  • ранние педагогические и методические взгляды сформулированы им в предисловиях к учебникам;
  • максимально полно и в зрелом виде педагогические и методические воззрения изложены в «Наставлениях учителям математики в гимназиях»;
  • наиболее знаменитое педагогическое сочинение - речь «О важнейших предметах воспитания» ;
«Обозрения преподавания чистой математики»  - это записках Н.И. Лобачевского датированных 1822-1823 и 1824 гг. (опубликация в 1948 г.); первый раздел - общие принципы преподавания математических дисциплин;  второй - распределение предметов по курсам с подробным обоснованием такового;  третий - программы преподавания отдельных предметов (алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия и дифференциальное исчисление );

«Обозрения преподавания чистой математики»

  • - это записках Н.И. Лобачевского датированных 1822-1823 и 1824 гг. (опубликация в 1948 г.);
  • первый раздел - общие принципы преподавания математических дисциплин;
  • второй - распределение предметов по курсам с подробным обоснованием такового;
  • третий - программы преподавания отдельных предметов (алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия и дифференциальное исчисление );
«Обозрения преподавания чистой математики» сведения о специфике каждой из дисциплин (комментарии + методические указания); формулирует некоторые общефилософские взгляды; большое значение уделено примерам; университетский курс геометрии включены факты неевклидовой геометрии

«Обозрения преподавания чистой математики»

  • сведения о специфике каждой из дисциплин (комментарии + методические указания);
  • формулирует некоторые общефилософские взгляды;
  • большое значение уделено примерам;
  • университетский курс геометрии включены факты неевклидовой геометрии
«О важнейших предметах воспитания»  5 июля 1828 г. – выступление, 1832 г - публикация; раскрыты взгляды автора на цели воспитания и образования, их значение в современном ему обществе, на методы научного познания и роль ученого в жизни человечества;  «Язык народа - свидетельство его образованности, верное доказательство степени его просвещения»; охарактеризовал роль математического языка в развитии науки

«О важнейших предметах воспитания»

  • 5 июля 1828 г. – выступление, 1832 г - публикация;
  • раскрыты взгляды автора на цели воспитания и образования, их значение в современном ему обществе, на методы научного познания и роль ученого в жизни человечества;
  • «Язык народа - свидетельство его образованности, верное доказательство степени его просвещения»;
  • охарактеризовал роль математического языка в развитии науки
«Наставление учителям математики в гимназиях»  Разработка - 16 августа 1830г , издание - 1948 г ; Структура : 1) способ преподавания; 2) предметы учения; 3) разделение на классы; 4) учебные книги; определил сущность основных математических дисциплин - алгебры и геометрии;

«Наставление учителям математики в гимназиях»

  • Разработка - 16 августа 1830г , издание - 1948 г ;
  • Структура : 1) способ преподавания; 2) предметы учения; 3) разделение на классы; 4) учебные книги;
  • определил сущность основных математических дисциплин - алгебры и геометрии;
Дидактические и методические взгляды раскрывает цель и сущность математического гимназического образования ; большое значение придавал систематичности и научной строгости  изложения математики в школе;  выделяет отношение к развитию мышления средствами математики как одну из проблем обучения; сознательность и целеустремленность - необходимые условия успешности обучения математике; большое внимание уделяется учету индивидуальных и возрастных особенностей детей, их способностей;

Дидактические и методические взгляды

  • раскрывает цель и сущность математического гимназического образования ;
  • большое значение придавал систематичности и научной строгости изложения математики в школе;
  • выделяет отношение к развитию мышления средствами математики как одну из проблем обучения;
  • сознательность и целеустремленность - необходимые условия успешности обучения математике;
  • большое внимание уделяется учету индивидуальных и возрастных особенностей детей, их способностей;
Учебники элементарной математики   - основное учебное руководство первой половины XIX в. в гимназиях Казанского учебного округа. Причина - критический настрой Лобачевского к современной учебной математической литературе.

Учебники элементарной математики

  • - основное учебное руководство первой половины XIX в. в гимназиях Казанского учебного округа.
  • Причина - критический настрой Лобачевского к современной учебной математической литературе.
Учебник элементарной геометрии Н.И. Лобачевского «Часть чистой Математики, в которой предписываются способы измерять пространство, называется Геометриею »; цель преподавания - чисто практическая; вопросы, связанные, преимущественно с измерением величин, сопровождая их «самыми необходимыми определениями и допущениями, играющими роль аксиом»; фузионизм - параллельное изучение вопросов планиметрии и стереометрии; используется генетический способ изложения (подчиненного решению единой проблемы ); особое внимание он уделял учению о параллельных .

Учебник элементарной геометрии Н.И. Лобачевского

  • «Часть чистой Математики, в которой предписываются способы измерять пространство, называется Геометриею »;
  • цель преподавания - чисто практическая;
  • вопросы, связанные, преимущественно с измерением величин, сопровождая их «самыми необходимыми определениями и допущениями, играющими роль аксиом»;
  • фузионизм - параллельное изучение вопросов планиметрии и стереометрии;
  • используется генетический способ изложения (подчиненного решению единой проблемы );
  • особое внимание он уделял учению о параллельных .
Учебник элементарной алгебры

Учебник элементарной алгебры "Алгебра или вычисление конечных"

  • 1834 г. - издан в Казани;
  • алгеброй - это вычисление конечных;
  • арифметика,теория чисел, теорию определителей;
  • теория уравнений - основа в алгебре;
Последние годы жизни Деятельность Лобачевского в последнее десятилетие его жизни по своей интенсивности представляла только тень прошлого . За роковыми этими годами наступили для Лобачевского годы увядания; он начал слепнуть.

Последние годы жизни

  • Деятельность Лобачевского в последнее десятилетие его жизни по своей интенсивности представляла только тень прошлого .
  • За роковыми этими годами наступили для Лобачевского годы увядания; он начал слепнуть.
Последние годы жизни Непонимание значения его новой геометрии, жестокая неблагодарность современников, материальные невзгоды, семейное несчастье и, наконец, слепота не сломили его мужественного духа.  За год до смерти он закончил свой последний труд

Последние годы жизни

  • Непонимание значения его новой геометрии, жестокая неблагодарность современников, материальные невзгоды, семейное несчастье и, наконец, слепота не сломили его мужественного духа.
  • За год до смерти он закончил свой последний труд "Пангеометрия", диктуя его своим ученикам.
Последние годы жизни Не видя вокруг себя людей, проникнутых его идеями, Лобачевский думал, что эти идеи погибнут вместе с ним.

Последние годы жизни

  • Не видя вокруг себя людей, проникнутых его идеями, Лобачевский думал, что эти идеи погибнут вместе с ним.
Умирая, он произнес с горечью: «И человек родился, чтобы умереть».

Умирая, он произнес с горечью:

«И человек родился, чтобы умереть».

Лобачевского не  стало 12 февраля 1856 года.

Лобачевского не стало 12 февраля 1856 года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!