СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие реформы ХIХ века .Реформы 60-70-х гг. ХIХ века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великие реформы ХIХ века .Реформы 60-70-х гг. ХIХ века.

Просмотр содержимого документа
«Великие реформы ХIХ века .Реформы 60-70-х гг. ХIХ века.»

Тема. Великие реформы ХIХ века .Реформы 60-70-х гг. ХIХ века.

Цель:

  • образовательная – закрепить и расширить знания учащихся о причинах проведения реформ 1860-1870-х гг.; раскрыть содержание крестьянской (1861), земской (1864), судебной (1864), городской (1870), военной (1874) реформ, а также преобразований в области образования и просвещения (60-70-е гг. XIXв.); выявить их итоги и последствия для дальнейшего развития России; познакомить старшеклассников с различными оценками указанных реформ;

  •  развивающая - продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с текстом исторического документа, дополнительными источниками, извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её, делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой);

  • воспитательная – помочь старшеклассникам правильно оценить нравственный смысл отмены крепостного права, воспитывать чувство гражданственности, уважение к личности и правам человека, продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории родного края.


Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока – урок изучения нового материала.


План изучения нового материала.

1. Причины и предпосылки проведения Великих реформ (экономические, социальные, политические).

2. Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян.

3. Земства и городские думы.

4. Судебная реформа.

5. Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности.

6. Реформы в области образования и печати.

7. Итоги и значение Великих реформ.


Предметные понятия (ключевые термины).

Великие реформы 1860-1870-х гг. – буржуазные реформы, проведённые Александром II после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.) начавшиеся с отмены крепостного права (1861 г.). К великим реформам относят также земскую реформу (1864 г.), городскую (1870 г.), судебную (1864 г.), военную (1874 г.). Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества.

Временнообязанные крестьяне – крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и обязанные до перехода на выкуп выполнять прежние повинности в пользу помещика.

Всеобщая воинская повинность - равные права и обязанности всех граждан государства в деле несения военной службы.

Выкупные платежи – в России 1861-1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861 г. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа за землю, и крестьяне, оказавшиеся в долгу у государства, должны были погасить этот долг за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи). Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в ходе революции 1905-1907 гг. К этому времени правительство успело взыскать с крестьян более 1,6 млрд руб., получив около 700 млн руб. дохода.

Земства – выборные органы местного самоуправления (земские собрания и земские управы). Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений земства.

 Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму).

Суд присяжных – один из институтов судебной системы и всей системы органов государственной власти, воплощающий принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия.


Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла).

Реформа (фр. reforme, от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); в историческом аспекте понятие «реформа» используется как коренной перелом устоявшихся процессов, традиций.


Оборудование к уроку:учебник А.А. Левандовский «История России XVIII – XIX вв. ,историческая карта ,мультимедийная авторская презентация

,текст Манифеста 19 февраля 1861 г., текст «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»

Ход урока.

Эпиграф урока:

Порвалась цепь великая

Порвалась- расскочилася :

Одним концом по барину,

Другим- по мужику !

( Н.А.Некрасов )


1 Организационный момент (1 мин.)..

2 Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся (3 мин.).

Мотивация Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: О чем это стихотворение ? О чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока? Определение цели урока совместно с учащимися

Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему: «Великие реформы 1860 – 1870-х гг.». В ходе урока нам предстоит решить следующие задачи:

выяснить причины проведения реформ;

проанализировать этапы и особенности реформ;

дать оценку итогам и последствиям этих преобразований для России

В процессе урока вы составляете свой индивидуальный опорный конспект. Дома вы можете доработать его, привлечь дополнительный материал. О.К. поможет вам в подготовке домашнего задания, а на следующем уроке я поставлю отметки за составление конспекта. В ходе урока мы должны ответить на следующий проблемный вопрос: «Являются ли Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX века частью процесса модернизации в России?» К нему мы вернёмся ближе к концу занятия.


3 Этап изучения нового материала (33 мин.).


Из предыдущих уроков мы уже знаем, что необходимость в коренных изменениях давно назрела, России нужны были реформы для перехода на новый этап исторического развития. Модернизация – это переход от традиционного (доиндустриального) общества к индустриальному, осуществляемый путём реформ. В историческом аспекте понятие «реформа» используется как коренной перелом устоявшихся процессов, традиций

Кто же такой Александр2(сообщение)

Итак, обратимся к причинам реформ. Вы помните, что император Александр II вступил на престол после смерти своего отца в 1855 году в разгар Крымской войны. Он сразу оказался перед необходимостью решать важнейшие задачи, стоявшие перед государством. Какой же вопрос являлся ведущим?

Отвечают на вопрос:

Освобождение крестьян от крепостной зависимости с землёй или без земли.

Какое значение имело крепостное право для России во второй половине XIX века?

Отвечают на вопрос:

- При существовании крепостного права в стране не развивается должным образом торговля, так как в основном преобладает натуральное хозяйство;

Действительно, этот вопрос на протяжении нескольких десятилетий обсуждался и в обществе, и в высших государственных сферах. Однако, переменам мешало сопротивление основной массы помещиков-крепостников; к тому же крепостное право давно уже превратилось в некий фундамент государства, и власть просто боялась его разрушать.

Крепостная Россия на международной арене выглядела отсталой, так как во многих европейских государствах уже давно началась научно – техническая революция.

Какую роль в проведении реформы сыграла Крымская война? Попробуйте объяснить слова В.О. Ключевского «Севастополь ударил по застоявшимся умам».

Отвечают на вопрос:

Крымская война показала, что Россия стоит перед решительным выбором: либо серьёзные реформы, первой из которых должна быть крестьянская, либо все более безнадежное экономическое отставание и неизбежно связанные с ним дальнейшие военные поражения и территориальные потери.

Верно. Необходимость модернизации всех сторон жизни российского общества была очевидна.

Подготовка реформы прошла в 3 этапа. В 1857 году Александр II учреждаетсекретный комитет по крестьянскому вопросу. Государь стремился к гласному обсуждению предстоящей реформы. В итоге часть помещиков поняла, что выгоднее принять участие в подготовке реформы, попытавшись соблюсти свои выгоды. Первыми инициативу проявили помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. В ответ на их прошение последовал царский рескриптгенерал-губернатору этих губерний В.И. Назимову об учреждении губернских комитетов из помещиков для подготовки проектов крестьянской реформы. Такие комитеты были учреждены во всех губерниях России. Таким образом, подготовка реформы приобрела гласный, открытый характер, а с 1858 года секретный комитет стал называтьсяГлавным комитетом. 4 марта 1859 года были учрежденыРедакционные комиссии, председателем стал Я.И. Ростовцев, его активным помощником Н.А. Милютин. Оба они были представителями либеральной бюрократии и стремились в большей мере учесть крестьянские интересы. Однако буря негодований со стороны крепостников заставила императора внести положения в духе «ограждения выгод помещиков».

СКОЛЬКО проектов должна была подать Украина? (9)

ПОЧЕМУ? (Разделена на 9 губерний)

КАКИЕ?

ИТОГ -МАНИФЕСТ

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест, возвещавший отмену крепостного права, и окончательный текст «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Давайте обратимся к тексту Манифеста и попробуем ответить на следующие вопросы. (Отчет работы творческой группы)

Какие же права и свободы были даны крестьянам?

Какие положения Манифеста защищали помещиков?

К.Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями», им даровались гражданские права: личная свобода, право переходить в другие сословия, право заниматься торговыми операциями, право заниматься предпринимательством, выборное крестьянское самоуправление.

Вся земля признавалась собственностью помещика. Свои наделы крестьяне должны были выкупать у помещика. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.Уставная грамота – это соглашение крестьян с помещиком, в котором фиксировались размеры крестьянских наделов и повинностей. Составлением грамот должны были заниматься мировые посредники.

П.Государство выплачивало помещикам единовременно 80% выкупной суммы. Крестьяне – 20%.Это та сумма, которую крестьянин должен был выплатить помещику. Она привязывалась к сумме оброка. Имелось в виду, что, уходя на волю, крестьянин должен был уплатить помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк, приносила бы в год доход, равный прежнему годовому оброку с этого крестьянина.Предполагалось, что крестьяне будут возвращать государству деньги, потраченные на выкупную операцию в течение 49 лет под 6% годовых. Это и называлось «выкупные платежи».

На что была похожа данная реформа? (Киевская казаччина)

Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой «воле» они с возмущением восприняли весть о том, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест им зачитали. Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губерний Европейской России, на их подавление высылались войска.

Крестьянская реформа сыграла чрезвычайно важную роль в истории России. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян, и обладала очень коротким ресурсом времени – не более 20 лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в этом направлении. И всё же крестьянская реформа открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для развития рыночных отношений. Страна вступила на путь, ведущий к индустриальному обществу. Это социально-экономическое значение. А в чем, на ваш взгляд, нравственное значение отмены крепостного права?

Предполагаемый ответ:

Да, так как, несмотря на двойственность, незавершенность и непоследовательность преобразований, Россия сделала огромный шаг вперед. Отмена крепостного права, новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни.


ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА

Наш Донбасс был частью Екатеринославской(БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ) и Харьковской губерний. И там находились Мариупольское и Бахмутовское земства.

СООЩЕНИЯ учащихся.

4 Этап закрепления знаний (5 мин.).

Рисунок-цветок

Вывод Проведенные преобразования имели прогрессивный характер, Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Учитель: В России 19 век – это век разложения феодальных отношений , которые задерживали разви тие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право.


5 Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок) (3 мин.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!