СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Веселая граматика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык - один из самых сложных предметов, поэтому повторение пройденного материала лучше всего делать в виде игры, таковой и является данная разработка. Задания интересные, многообразные и помогают легко воспринимать все сложности грамматики.

Просмотр содержимого документа
«Веселая граматика»



















2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основа овладения учащимися знаниями по русскому языку закладывается в начальных классах общеобразовательной школы. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе.

Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе, в проведении клубных занятий «Весёлой грамматики». Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа даёт возможность закреплять знания, навыки, умения, полученные на уроках, глубже раскрывать богатство русского языка, мир слова, мир русской грамоты, с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Занятия «Весёлой Грамматикой» позволяют показать учащимся, что русский язык неисчерпаем, увлекателен и разнообразен.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работы: игровые элементы, дидактический раздаточный материал, пословицы, поговорки, физминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, песни. Всё это открывает для ребят прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Только внеклассная работа создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся, позволяет расширить и углубить знания по русскому языку, формирует речевые умения.

Данные занятия обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Необходимость проведения данных занятий заключается в желании ребят узнать что – то новое о русском языке.

Задача: формировать личность, полноценно владеющую устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, через занимательные упражнения заинтересовать учащихся изучением русского языка.

Цель:

- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

- развивать внимание, память, воображение, смекалку, сообразительность, логическое мышление, речь учащихся, обогащать словарный запас;

- расширить запас знаний учащихся в области фразеологии;

- воспитывать любовь к русскому языку, дружбу, коллективизм, интерес к чтению литературы.



Оборудование: мультимедийная техника, медали, жетоны, чистый лист для записи ответов.









ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Станция «НАЧАЛО ПУТИ». (3 мин.)

- Сегодня мы отправляемся в страну занимательной и весёлой Грамматики под девизом: «Нам дан во владение самый богатый, могучий и поистине волшебный русский язык». Путь будет долгим, но я думаю, интересным. Много трудностей предстоит преодолеть нам на пути. Помогать нам будут наши товарищи – знания. В конце занятия мы узнаем лучших знатоков грамматики. Это будут ребята, которые наберут больше жетонов.

Песня.

(Ребята строятся друг за другом и изображают движение на поезде).

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

И много интересного

Узнаем вновь, друзья.

А солнце ярко светит,

И радостно всем нам,

Мы станем чуть умнее,

Все беды пополам.

Припев: Чух – чух – чух ! Чух – чух – чух!

Все слова исправим вдруг!

Точки, запятые, знаки дорогие,

Орфограммы, сочетанья –

Где вы, интересные задания?


2. Станция «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ». (3 мин.)(Слайды 2-8)

а) - Вместо точек вставьте названия животных: (Слайды 2-8)

голоден, как …; хитёр, как …; надут, как …; труслив, как …;

мокрый, как …; болтлив, как …; здоров, как …;

( Варианты ответов: волк, лиса, индюк, заяц, курица, сорока, бык.)



б) - Назовите фразеологизмы связанные с: (Слайд -9)

конём, медведем, белкой, вороной.

(Варианты ответов: 1. Не в коня корм. 2.Медвежья услуга. 3.Вертеться, как белка в колесе.

4. Ворон считать.)

3. Станция «ГОЛОВОЛОМКА». (4 мин.)

а) – Где пословица зарыта? (Слайд-10)

- Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках. Трудно? А вы попробуйте – обязательно получится!

Уха(1), капуста(2), фара(2), халат(2), глагол(3), коза(2), велосипед(3), веник(2), имя(1).

(Ответ: У страха глаза велики.)


б) - По опорным словам вспомни пословицу и объясни её смысл. (Слайд-11)



Свет, тьма

Труд, лень


(Ученье – свет, а не ученье – тьма.)

(Труд кормит, а лень портит.)


4. Станция « ПОСТАВЬ СЛОВА ПО ПОРЯДКУ».(2 мин.)


Малюсенький Крохотный Небольшой Маленький Мизерный


(Вариант ответа: небольшой, маленький, крохотный, малюсенький, мизерный).



5. Привал - физминутка. « САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ». (2-3 мин.) (Слайд-12)

а)- Дети декламируют стихотворение, повторяя за аистом движения:

- Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

«Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой

После правою ногой.

Вот потом

Придёшь домой.


б) - Я буду произносить слова. Если звучит слово с Ь знаком в конце слова, то вы приседаете. Если в середине слова между согласными, то вы топаете ножками. Если без Ь знака – хлопаете в ладоши.

Пень, мельник, палка, соль, тёрка, борьба, мел, коньки, тень, писать, пальчики, зорька, пароль.


6. Станция «СТРЯТАННЫЕ СЛОВЕЧКИ».(2 мин.) (Слайд-13)

  1. Чёрный – ый + О +слива - А =? (чернослив)

  2. Череп – п + мух + а =? ( черёмуха)

  3. Чистый – ый + О + тело – О =? (чистотел)


7. Станция «АНТОНИМОВО». (3 мин). (Слайд-14)


- У нас что ни слово, то антонимы. А что это за слова? (Ответы ребят).

- Молодцы! Тогда вам не трудно отыскать антонимы в стихотворении.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок - озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок - тем, что очень велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы? – шепчет червячок

Сладкий у него бочок.

(Ответ: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкий).

8. Станция «СИНОНИМЫ В КРОССВОРДЕ». (3 мин.) (Слайд-15)


Лес бор

Хотеть


Горе стужа

Крепость

Мороз мрак

беда желать

твердыня темнота



- Вспомним, какие слова называем синонимами? (Ответы ребят).

- Тогда соедините стрелками слова – синонимы.

(Ответ: лес – бор, горе – беда, мороз – стужа, хотеть – желать, темнота – мрак, крепость – твердыня).


9. Станция « ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ».(2 мин). (Слайд-16)

а) - Найди одинаковые слова. Определи части речи данных слов в предложении.

  1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

  2. Снежное покрывало все полы на поле покрывало.

б) - Найди «лишнее» слово в каждой сроке:

  1. ножницы, дрожжи, щипцы, башмачки;

  2. брюки, хлопоты, дверцы, вилы.



10. Станция «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». (2 мин.) (Слайд-17)

а) - Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.


1. Рукой подать. близко

2. Прикусить язык. замолчать

3. Зарубить на носу. запомнить

5. Как снег на голову. неожиданно


б) - Подобрать к старославянизмам современные соответствия:

ЧЕЛО – (ЛОБ) ОКО – (ГЛАЗ) ПЕРСТ – (ПАЛЕЦ)

11. Станция «Догадай – ка!» (2 мин.) (Слайд-18)

а) - Объясни значение слова «язык» в каждой фразе.

- Больной прикусил язык.

- Разведчики взяли языка.

- Прикуси язык.

б) - Как записать четырьмя буквами «СУХАЯ ТРАВА»? (сено)

- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

- Какую ноту кладут в суп? (соль)





12. Станция «ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ». (2 мин.) (Слайд-19)

- В каких словах по 100 согласных?

( Ответ: стог, стон, стоп, стол.)

- Сколько горошин могут войти в стакан?

( Ответ. Сами войти не могут. У них нет ног.)

- Может ли страус назвать себя птицей?

( Ответ. Не может, т.к. не умеет разговаривать.)

- Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ?

( Ответ. Мягким знаком.)




13. Станция «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».(3 мин.) (Слайд-20)




К

Р


0

А Е


Д

Т



- Слов больше, чем букв.

- Соединяя буквы в любом направлении по линиям, составьте как можно больше слов за минуту, в которых самой распространённой буквой является К.


(Варианты ответов: кот, рот, тот, река, каток, театр, радар, рак, кора, око, док, торт, дата, крот, дар, катер, карта, атака.)


14. Станция «КОНЕЧНАЯ». (3 мин.) (Слайд-21)

- Вам понравилось занятие?

- Какое задание показалось вам наиболее интересным и запоминающимся?

НАГРАЖДЕНИЕ ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Ученик. Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место – ты рядом

И с правилом чётко подскажешь, как надо.

Писать, говорить, размышлять и трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, всем пригодится!

Учитель.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение. 1991.

2. Волина В. В. Весёлая грамматика. М.: Знание. 1995.

3. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.: Новая школа. 1993.

4. Сост. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М. 1988.

5. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. Самара: Сам Вен. 1997.

6. Журналы «Начальная школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!