2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основа овладения учащимися знаниями по русскому языку закладывается в начальных классах общеобразовательной школы. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе.
Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе, в проведении клубных занятий «Весёлой грамматики». Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа даёт возможность закреплять знания, навыки, умения, полученные на уроках, глубже раскрывать богатство русского языка, мир слова, мир русской грамоты, с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Занятия «Весёлой Грамматикой» позволяют показать учащимся, что русский язык неисчерпаем, увлекателен и разнообразен.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работы: игровые элементы, дидактический раздаточный материал, пословицы, поговорки, физминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, песни. Всё это открывает для ребят прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Только внеклассная работа создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся, позволяет расширить и углубить знания по русскому языку, формирует речевые умения.
Данные занятия обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Необходимость проведения данных занятий заключается в желании ребят узнать что – то новое о русском языке.
Задача: формировать личность, полноценно владеющую устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, через занимательные упражнения заинтересовать учащихся изучением русского языка.
Цель:
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- развивать внимание, память, воображение, смекалку, сообразительность, логическое мышление, речь учащихся, обогащать словарный запас;
- расширить запас знаний учащихся в области фразеологии;
- воспитывать любовь к русскому языку, дружбу, коллективизм, интерес к чтению литературы.
Оборудование: мультимедийная техника, медали, жетоны, чистый лист для записи ответов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Станция «НАЧАЛО ПУТИ». (3 мин.)
- Сегодня мы отправляемся в страну занимательной и весёлой Грамматики под девизом: «Нам дан во владение самый богатый, могучий и поистине волшебный русский язык». Путь будет долгим, но я думаю, интересным. Много трудностей предстоит преодолеть нам на пути. Помогать нам будут наши товарищи – знания. В конце занятия мы узнаем лучших знатоков грамматики. Это будут ребята, которые наберут больше жетонов.
Песня.
(Ребята строятся друг за другом и изображают движение на поезде).
Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам,
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев: Чух – чух – чух ! Чух – чух – чух!
Все слова исправим вдруг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетанья –
Где вы, интересные задания?
2. Станция «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ». (3 мин.)(Слайды 2-8)
а) - Вместо точек вставьте названия животных: (Слайды 2-8)
голоден, как …; хитёр, как …; надут, как …; труслив, как …;
мокрый, как …; болтлив, как …; здоров, как …;
( Варианты ответов: волк, лиса, индюк, заяц, курица, сорока, бык.)
б) - Назовите фразеологизмы связанные с: (Слайд -9)
конём, медведем, белкой, вороной.
(Варианты ответов: 1. Не в коня корм. 2.Медвежья услуга. 3.Вертеться, как белка в колесе.
4. Ворон считать.)
3. Станция «ГОЛОВОЛОМКА». (4 мин.)
а) – Где пословица зарыта? (Слайд-10)
- Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках. Трудно? А вы попробуйте – обязательно получится!
Уха(1), капуста(2), фара(2), халат(2), глагол(3), коза(2), велосипед(3), веник(2), имя(1).
(Ответ: У страха глаза велики.)
б) - По опорным словам вспомни пословицу и объясни её смысл. (Слайд-11)
Свет, тьма
Труд, лень
(Ученье – свет, а не ученье – тьма.)
(Труд кормит, а лень портит.)
4. Станция « ПОСТАВЬ СЛОВА ПО ПОРЯДКУ».(2 мин.)
Малюсенький Крохотный Небольшой Маленький Мизерный
(Вариант ответа: небольшой, маленький, крохотный, малюсенький, мизерный).
5. Привал - физминутка. « САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ». (2-3 мин.) (Слайд-12)
а)- Дети декламируют стихотворение, повторяя за аистом движения:
- Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
«Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой
После правою ногой.
Вот потом
Придёшь домой.
б) - Я буду произносить слова. Если звучит слово с Ь знаком в конце слова, то вы приседаете. Если в середине слова между согласными, то вы топаете ножками. Если без Ь знака – хлопаете в ладоши.
Пень, мельник, палка, соль, тёрка, борьба, мел, коньки, тень, писать, пальчики, зорька, пароль.
6. Станция «СТРЯТАННЫЕ СЛОВЕЧКИ».(2 мин.) (Слайд-13)
Чёрный – ый + О +слива - А =? (чернослив)
Череп – п + мух + а =? ( черёмуха)
Чистый – ый + О + тело – О =? (чистотел)
7. Станция «АНТОНИМОВО». (3 мин). (Слайд-14)
- У нас что ни слово, то антонимы. А что это за слова? (Ответы ребят).
- Молодцы! Тогда вам не трудно отыскать антонимы в стихотворении.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок - озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок - тем, что очень велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
Кислое – зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
Сладкий у него бочок.
(Ответ: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкий).
8. Станция «СИНОНИМЫ В КРОССВОРДЕ». (3 мин.) (Слайд-15)
Лес бор
Хотеть
Горе стужа
Крепость
Мороз мрак
беда желать
твердыня темнота
- Вспомним, какие слова называем синонимами? (Ответы ребят).
- Тогда соедините стрелками слова – синонимы.
(Ответ: лес – бор, горе – беда, мороз – стужа, хотеть – желать, темнота – мрак, крепость – твердыня).
9. Станция « ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ».(2 мин). (Слайд-16)
а) - Найди одинаковые слова. Определи части речи данных слов в предложении.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало все полы на поле покрывало.
б) - Найди «лишнее» слово в каждой сроке:
ножницы, дрожжи, щипцы, башмачки;
брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
10. Станция «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». (2 мин.) (Слайд-17)
а) - Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.
1. Рукой подать. близко
2. Прикусить язык. замолчать
3. Зарубить на носу. запомнить
5. Как снег на голову. неожиданно
б) - Подобрать к старославянизмам современные соответствия:
ЧЕЛО – (ЛОБ) ОКО – (ГЛАЗ) ПЕРСТ – (ПАЛЕЦ)
11. Станция «Догадай – ка!» (2 мин.) (Слайд-18)
а) - Объясни значение слова «язык» в каждой фразе.
- Больной прикусил язык.
- Разведчики взяли языка.
- Прикуси язык.
б) - Как записать четырьмя буквами «СУХАЯ ТРАВА»? (сено)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- Какую ноту кладут в суп? (соль)
12. Станция «ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ». (2 мин.) (Слайд-19)
- В каких словах по 100 согласных?
( Ответ: стог, стон, стоп, стол.)
- Сколько горошин могут войти в стакан?
( Ответ. Сами войти не могут. У них нет ног.)
- Может ли страус назвать себя птицей?
( Ответ. Не может, т.к. не умеет разговаривать.)
- Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ?
( Ответ. Мягким знаком.)
13. Станция «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».(3 мин.) (Слайд-20)
К
Р
0
А Е
Д
Т
- Слов больше, чем букв.
- Соединяя буквы в любом направлении по линиям, составьте как можно больше слов за минуту, в которых самой распространённой буквой является К.
(Варианты ответов: кот, рот, тот, река, каток, театр, радар, рак, кора, око, док, торт, дата, крот, дар, катер, карта, атака.)
14. Станция «КОНЕЧНАЯ». (3 мин.) (Слайд-21)
- Вам понравилось занятие?
- Какое задание показалось вам наиболее интересным и запоминающимся?
НАГРАЖДЕНИЕ ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Ученик. Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место – ты рядом
И с правилом чётко подскажешь, как надо.
Писать, говорить, размышлять и трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, всем пригодится!
Учитель.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение. 1991.
2. Волина В. В. Весёлая грамматика. М.: Знание. 1995.
3. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.: Новая школа. 1993.
4. Сост. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М. 1988.
5. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. Самара: Сам Вен. 1997.
6. Журналы «Начальная школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка».