СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "100 лет революции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработана может быть использована во внеурочной деятельности при изучении темы "Октябрьская революция"

Просмотр содержимого документа
«Викторина "100 лет революции"»



Игра-викторина для старшеклассников

«Крестики-нолики», посвященная

100-летию Российской революции















Подготовили:

Попова Ольга Алексеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Костровская СОШ» Рыльского района

Морозова Людмила Анатольевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Куйбышевская СОШ» Рыльского района

2017 г.





























































Цели: выяснить, что знают об Октябрьских событиях 1917 года обучающиеся, вспомнить события Февраля и Октября 1917 года; формировать познавательную активность и творческое мышление; отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию; совершенствовать навыки групповой работы; формировать чувство ответственности за будущее своей страны, чувство патриотизма; воспитывать значимость этого события сегодня в истории Российского государства.

Оборудование: игровое поле, 9 карточек со знаками «Х» и «0», рабочие листы.

Игровое поле



1. РАЗМИНКА



2. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ



3. СОБЫТИЯ, ДАТЫ



4. КРОССВОРД



5. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК


6. ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОКТЯБРЯ



7. ВОПРОС-ОТВЕТ




8. СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ В ЖИВОПИСИ



9. НАШ КРАЙ И ОКТЯБРЬ 1917 г.



Предварительная подготовка: в игре участвуют две ко­манды по равному количеству человек в каждой. Одна назы вается «Крести­ки», другая «Нолики». Для игры готовится игровое поле, со­стоящее из девяти клеток. Каждая клетка пронумерована от 1 до 9, и каждому номеру соответствует определенная тема конкурса. Для игры также необходимо приготовить по 9 кар­точек со знаками «X» и «О», которые в случае победы той или другой команды, будут вывешиваться на клетки игрового (открытого) поля.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.


Звучит «Интернационал»:


Вставай, проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов…



Никто не даст нам избавленья:

Ни бог, ни царь и ни герой.

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой…

Ведущий: Наше мероприятие я начала строками революционного гимна большевиков. Подумайте, о чем он? Выделите ключевые слова. Попытайтесь сформулировать цель нашего мероприятия. (Будем рассматривать революционные события Октября 1917 года)

II. Основная часть.

Ведущий: Сегодня мы будем играть в известную детскую игру «Крестики-нолики», которая будет посвящена теме «100-летию Российской революции». В этой игре вы проявите свои знания об Октябрьских событиях 1917 года, а может кто-то расширит знания в этой области. Сейчас я вас познакомлю с условиями данной игры.

В начале игры бросается жребий, какая команда начнет игру первой. Задается тема конкурса. Начинается игра. Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель конкурса, и название конкурса на игровом поле закрывают карточками со знаками «Х», «0». Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса.

Игра проводится до конца, пока все клетки игрового поля не будут полностью закрыты знаками. Победить в игре может как одна, так и две команды (например, у одной три одинаковых знака по диагонали, у другой больше (пять) знаков на игровом поле к концу игры). В таком случае будут награждены игроки обеих команд.

Победить в игре команда может в двух случаях:

1) как только у какой-либо команды на игровом поле об­разуется выигрышная ситуация, а именно: три их знака расположены подряд по любой вертикали, горизонтали или диагонали (как в детской игре «Крестики-нолики»);

2) каких знаков на игровом поле в конце игры будет больше.


1. Конкурс «РАЗМИНКА»

Ведущий: Я предлагаю вам начать нашу игру с конкурса «Разминка».

Ведущий задает вопросы командам в порядке очереди. Если команда не может ответить на вопрос, ход переходит к другой команде. Выигрывает та команда, которая ответит на большее число вопросов.

Вопросы:

1. У этого советского праздника есть своя история и традиции, праздник был любим, его ждали и с особой радостью отмечали:

День Седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно!

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.

Эти строки из стихотворения С. Я. Маршака когда-то знал наизусть, пожалуй, каждый советский школьник и посвящено оно было празднику, который отмечался 7 ноября.

- Назовите праздник, расскажите об истории его возникновения и празднования.


История праздника

7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года. 

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет. 2017-й – год столетия Октябрьской революции.

Этот день, 7 ноября, отмечался в СССР как главный праздник страны – День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции.

После распада Советского Союза Президент уже новой страны – России – Борис Ельцин 13 марта 1995 года подписал Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 7 ноября был назван Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

Своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя – День согласия и примирения. В тексте указа, в частности, говорилось: "Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества постановляю: 1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить 1997 год – год 80-летия Октябрьской революции – Годом согласия и примирения".

29 декабря 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон (вступил в силу 1 января 2005 года) "О внесении изменений в статью 1 ФЗ № 32 "О днях воинской славы (победных днях) России", в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России – Днем проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год). Статья 2 ФЗ № 32 была дополнена абзацем следующего содержания: "4 ноября — День народного единства".

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации", начиная с 2005 года, день 7 ноября перестал быть выходным днем. Вместо него выходным днем стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.

21 июля 2005 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях  воинской славы (победных днях) России". В соответствии с новой редакцией Федерального закона, установлены дни славы русского оружия — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Среди памятных дат 7 ноября назван Днем Октябрьской революции 1917 года.

В этот же день отмечается День воинской славы России – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

2. В советских школах существовала такая традиция: накануне праздника Октябрьской революции 7-8 ноября (25-26 октября по старому стилю) первоклассников в торжественной обстановке принимали в первую в их жизни общественную организацию.

- Как называлась эта организация и чем в ней занимались дети?

Октябрята – это организация для детей от 7 до 10 лет.

Цель – занять детей различными интересными делами и вовлечь в общественную жизнь. Главной целью организации была подготовка в пионеры.

Отличием октябрят был значок в виде красной звезды, внутри которой был белый круг – а в нём – изображение Ульянова-Ленина в детском возрасте, около 10 лет.

3. У Великой Российской революции было несколько символов: красный флаг, красная гвоздика, крейсер «Аврора», будёновка, а вам предстоит назвать ещё один символ. Это боевая машина повышенной проходимости, предназначенная для ведения боевых действий, которая однажды была использована В.И. Лениным в качестве трибуны.

- Назовите важное исторические событие, с которым связан этот символ Великой Российской революции?

Броневик Ильича – символ Октябрьской революции

В ночь с 3 на 4 апреля в Россию из Финляндии вернулся из эмиграции Владимир Ильич Ленин. И прямо у вокзала, где его встречали товарищи по партии, решил продвинуть в массы свои «Апрельские тезисы».
Но более подходящей трибуны, чем бронеавтомобиль «Остин-Путиловец» не нашлось, и тогда Ильич влез на башню оказавшегося поблизости броневика. Так было положено начало традиции – призывать к революциям, стоя на какой-нибудь бронетехнике.


2. Конкурс «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ»

Ведущий: Вам в этом конкурсе предстоит растолковать основные понятия и термины, касающиеся теме Великой Российской революции. Команды отвечают письменно, и бланк ответа сдают жюри. Если обе команды дали правильные ответы, то победа присуждается той команде, которая первой передала бланк ответа жюри.

Объяснить значение слов: революция, декрет, коалиция, республика, демократия, социализм

Революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Декрет – (лат. decretum постановление от decernere — постановить) — правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.

Коалиция – добровольное объединение нескольких лиц (групп лиц) (например: государств, организаций, политических партий) для достижения определённой цели. 

Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Демократия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Социализм – обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.


3. Конкурс «СОБЫТИЯ, ДАТЫ»

Ведущий: Изучая историю, необходимо знать хронологию событий. В данном конкурсе вам предстоит назвать даты событий Великой Российской революции.

Ведущий задает вопросы командам в порядке очереди. Если команда не может ответить на вопрос, ход переходит к другой команде. Выигрывает та команда, которая ответит на большее число вопросов.

Вопросы:

1. В каком году произошла Октябрьская революция? (1917 г.)

2. Какая война началась в результате революции и когда? (Гражданская война, 1918 г.-1920 г.)

3. В каком месяце по новому стилю отмечаются годовщины революции? (ноябрь)

4. Когда и где проходил II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов? (25—27 октября 1917 г., Петроград)

5. Когда было образовано Временное правительство? (2 марта 2017 г.)


4. Конкурс «КРОССВОРД»

Ведущий: В данном конкурсе командам предлагается решить кроссворд. Команды выполняют задание письменно, и бланк ответа сдают жюри. Если обе команды дали правильный ответ, то победа присуждается той команде, которая первой передала бланк ответа жюри.

По горизонтали: 3. Столица России с 1914 по 1924 года. 4. Лидер партии РСДРП (б). 7. Правительство, сформированное из представителей различных партий. 8. Именно такую форму правления провозгласило временное правительство, не дожидаясь Учредительного собрания. 10. Центр власти, сформировавшийся в ходе революции и защищавший интересы рабочих, солдат и крестьян.

Ответы: 3. Петроград. 4. Ленин. 7. Коалиционное. 8. Республика. 10. Совет.

По вертикали: 1. Знаменитые тезисы лидера большевиков, способствующие повышению популярности этой партии в народных массах. 2. Генерал, предпринявший в августе 1917 года попытку установления военной диктатуры. 5. Этот человек во Временном правительстве был министром юстиции. 6. Одновременное существование двух властей в стране. 9. Председатель Временного правительства.

Ответы: 1. Апрельские. 2. Корнилов. 5. Керенский. 6. Двоевластие. 9. Львов.












1
2
























3

































4












5

























6































7






































































































































8




9











































10


























5. Конкурс «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Ведущий: Внимание! Черный ящик! Команды отвечают на вопрос письменно, и бланк ответа сдают жюри. Если обе команды дали правильный ответ, то победа присуждается той команде, которая первой передала бланк ответа жюри.

Вопросы:

Всего через два часа после свержения Временного правительства II Всероссийский съезд Советов утвердил три важных документа.

Что за документы находятся в черном ящике?

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (25—27 октября 1917 г., Петроград). 26 октября в 5 ч утра на съезде было объявлено о передаче всей власти в руки Советов. Принял первые декреты новой власти — о мире, о земле, о формировании СНК как временного революционного правительства.


6. Конкурс «ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОКТЯБРЯ»

Ведущий: В данном конкурсе необходимо по описанию определить конкретного деятеля Великой революции. Команды отвечают на вопрос письменно, и бланк ответа сдают жюри. Если обе команды дали правильный ответ, то победа присуждается той команде, которая первой передала бланк ответа жюри.

1. Российский революционный, советский политический и государственный деятель, создатель РСДРП (б), один из руководителей и организаторов Октябрьской революции 1917 года в России, председатель СНК. (В.И. Ленин)

2. Был прозван «главноуговаривающим русской революции», министр юстиции, затем глава Временного правительства. До самого конца не отдавал себе отчета в создавшемся положении. За 4 дня до октябрьского большевистского восстания заявил: «У меня больше сил, чем нужно. Они будут раздавлены окончательно». (А.Ф. Керенский)

3. Родился в семье казака. Окончил Омский кадетский корпус, Артиллерийское училище, Академию Генштаба. Участвовал в Русско-японской войне. В Первую мировую войну попал в плен, переодевшись в форму австрийского солдата, бежал. Побег из плена создал вокруг него ореол мужества и отваги. Был назначен командующим Петроградским военным округом. В августе 1917 года сделал попытку установления военной диктатуры. 30 августа был арестован правительством А. Керенского. (Л.Г. Корнилов)


7. Конкурс «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Ведущий: Ведущий задает вопросы обеим командам. Право ответа предоставляется команде, которая первой подняла руку. Если команда дала неверный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Выигрывает та команда, которая ответит на большее число вопросов.

Вопросы:

1. Система государственных мероприятий, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции, обострившая Февральскую революцию. (Продразверстка)

2. После Февральской революции центральным органом власти становится … (Временное правительство)

3. Политический деятель, заявивший о наличии партии, готовой взять власть в свои руки вместо Временного правительства. (Ленин)

4. Генерал, предпринявший попытку свергнуть власть Временного правительства. (Л.Г. Корнилов)

5. Месяц, когда большевики предприняли попытку осуществить переворот. (Июль)

6. В чем отличие Февральской революции от Октябрьской?

(В отличие от Февральской революции 1917 года, которая началась стихийно, новое выступление большевиков тщательно планировалось. В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в России начинается период правления партии большевиков. Создано советское правительство – Совет народных комиссаров. Советская власть установилась на всей территории бывшей Российской империи)

7. Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца? олостой выстрел с крейсера Аврора)


8. Конкурс «СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ В ЖИВОПИСИ»

Ведущий: В данном конкурсе необходимо определить событие, изображенное на рисунке. Ведущий раздает рисунки обеим командам. Команды отвечают на задание письменно, и бланк ответа сдают жюри. Если обе команды дали правильный ответ, то победа присуждается той команде, которая первой передала бланк ответа жюри.



Ленин на броневике. 16 апреля 1917 Владимир Ленин вернулся в Петроград из эмиграции и выступил с речью на Финляндском вокзале.

Выступление В.И.Ленина на II съезде Советов






Штурм Зимнего дворца.







9. Конкурс «НАШ КРАЙ И ОКТЯБРЬ 1917 г.»

Ведущий: Несмотря на все трудности и в Курской губернии происходил процесс большевизации масс. Важнейшие события в стране все более убеждали трудящихся, что только партия большевиков выражает коренные интересы пролетариата и всех трудящихся.

1. Кому принадлежит образное выражение «Триумфальное шествие Советской власти», что оно означает? Когда была провозглашена власть Советов в нашем Курском крае? ( Это образное выражение принадлежит В.И. Ленину. Так назвал он период в истории Октябрьской революции с 25 октября 1917 года по февраль 1918-го – период, когда по всей территории России шел бурный процесс установления Советской власти и развернулось социалистическое строительство. 26 ноября (9 декабря) 1917 года в здании кинотеатра «Гигант» на Херсонской улице (ныне ул. Дзержинского), была провозглашена в Курске и губернии советская власть.)

2. Почти 100 лет прошло со дня Великой Российской революции, многое изменилось и в нашей стране, а вот названия некоторых населённых пунктов до сих пор напоминают нам о том времени.

Перечислите города, посёлки, связанные с революционными событиями, есть ли подобные исторические напоминания в нашей Курской области? (Октябрьский район, село Октябрьское Рыльского района, Золотухинский район поселок Революционное)

3. Где в Курске установлен памятник Героям революционных событий и Гражданской войны? (В тихом парке на улице Радищева установлен памятник Героям революции и Гражданской войны, отдавшим жизнь за дело Великого Октября)

Ведущий: Сегодня мы с вами вспомнили события 1917 года. В настоящее время существуют различные точки зрения на революционные события 1917 года:

- Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду.

- Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.

- Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

- Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять «Февральскую» и «Октябрьскую» революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

- А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция или переворот?

(Обучающиеся высказывают свою точку зрения)

Подведение итогов игры.

Ведущий: Наша игра подошла к концу. И в завершении мне хочется сказать, что каковы бы не были точки зрения на произошедшие события, но они произошли в истории нашей страны. На пути развития наша страна потерпела немало побед и неудач, из которых постепенно складывалась наша история. Изучая историю предков, важно осознание роли нашей страны в масштабах всего мира. Не секрет для многих, что наша современная жизнь полагается на опыт прошлого. По итогу, проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить тех ошибок в будущем. Такова суть истории. Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки…

Литература.

1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX – начало XXI века. М., ВАКО, 2010.

2. Данилов А.А., Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт – История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: М., Просвещение, 2014

3. Королёв Б.Н. (составитель) – Курский край: история и современность.; Курск, 1993

4. Ресурсы Интернета: ru.wikipedia.org/wiki/



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!