Методическая разработка Бочиной М.А., учителя истории и обществознания.
Викторина-беседа по биографии Г.К. Жукова (3-4 классы).
Викторина проводится учащимися 8-9 классов.
Цель: в игровой форме познакомить с биографией маршала СССР Г.К. Жукова.
Задачи: 1. Обратить внимание на важную дату в историческом календаре (120-летие со дня рождения Г.К. Жукова)
2. С опорой на выставку ,посвященную Г.К. Жукову, провести викторину, которая затрагивает основные моменты из биографии Жукова.
3. Сформировать представление о Г.К. Жукове, как о человеке, который внес значительный вклад в судьбу страны.
4. Сформировать желание познакомиться с биографией Г.К. Жукова подробнее.
Оборудование: материалы выставки о Г.К. Жукове, презентация (прилагается).
Сценарий.
«С первого декабря в рекреации начальной школы на втором этаже расположилась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения Георгия Константиновича Жукова, Маршала Советского Союза, защитника и Героя нашей страны.
Мы предлагаем пролистать снова страницы его биографии.
Вопрос 1. Как связаны с его жизнью сапоги, меховая шапка.
(дать возможность ребятам сделать свои предположения, потом предлагается следующая информация с опорой на слайды презентации)
Георгий Жуков родился 19 ноября (1 декабря) 1896 года в деревне Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье крестьянина Константина Артемьевича Жукова.
После окончания с похвальным листом трех классов церковно-приходской школы, летом 1908 года, мать устроила его в ученье к своему брату Михаилу Пилихину — меховщику и владельцу небольшой скорняжной мастерской в Москве. Скорняжное дело – это обработка мехов и кожи, производство изделий из этих материалов (сапоги, шапки…) . Жуков освоил скорняжное дело и ряд других рабочих специальностей. Ему приходилось разъезжать по ярмаркам Центральной России, предлагать товар мастерской к продаже.
Вопрос 2. Как связана с его жизнью ЛОШАДЬ.
(дать возможность ребятам сделать свои предположения, потом предлагается следующая информация с опорой на слайды презентации)
Во-первых, в августе 1914 Российская империя вступает в Первую мировую войну. В связи с потерями на фронте, в 1915 Жукова призывают в Императорскую армию и отбирают в кавалерию. Кавалерия – это конница, то есть такое войско, где для передвижения и ведения боевых действий используются лошади. В дальнейшем военная карьера Георгия Жукова была связана именно с кавалерией, он командовал сначала взводом, потом эскадроном в Гражданской войне, а в мирное время дослужился до командира кавалерийскими корпусами.
Во-вторых, образ Г.К. Жукова неразрывно связан с Парадом Победы, который состоялся 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. Принимал парад маршал СССР Георгий Константинович Жуков, и вместе с командующим парадом маршалом Рокоссовским они объезжали парадные расчеты на лошадях. Образ Жукова на белой лошади вдохновил скульптора З. Церетели на создание памятника маршалу, который находится в Москве недалеко от Красной площади.
Вопрос 3. Как связана с его жизнью Звезда.
(дать возможность ребятам сделать свои предположения, потом предлагается следующая информация с опорой на слайды презентации)
Во-первых, Г.К. Жуков – четырежды Герой СССР. Герой Советсткого Союза – это высшая степень отличия. Таких людей (четырежды героев Сов. Союза) в истории было всего двое – Жуков и один из руководителей СССР Леонид Ильич Брежнев.
Свою первую звезду Героя СССР Жуков получил за планирование и проведение блестящей военной операции против японских войск на Дальнем Востоке в 1939 году. Советские войска оказали помощь монгольским вооруженным силам в столкновении на реке Халхин-Гол. Жуков тогда впервые доказал, что он обладает великим полководческим талантом.
Во-вторых, Жуков был Маршалом СССР. Он получил это звание в 1943 году. Присваивается это звание персонально выдающимся и особо отличившимся лицам Высшего командного состава. Вручается грамота и особый знак отличия - "Маршальская Звезда", выполненная из сплава драгметаллов. На погонах Жукова так же большие маршальские звезды, обозначающие его звание.
Вопрос 4. Как связан с его жизнью аккордеон.
(дать возможность ребятам сделать свои предположения, потом предлагается следующая информация с опорой на слайды презентации)
Этот музыкальный инструмент был очень любим Жуковым. Он сам на нем играл. А в нечастные часы отдыха в кругу семьи Жуков любил играть на аккордеоне вместе со своими дочерьми – Эрой и Эллой.
Вопрос 5. Как связан с его жизнью Кремль.
(дать возможность ребятам сделать свои предположения, потом предлагается следующая информация с опорой на слайды презентации)
Во-первых, конечно, Московский Кремль – это символ нашей Родины, которой Жуков служил всю свою жизнь, с полной отдачей сил. Ему пришлось защищать от врага и саму столицу – Москву. Он организовал оборону и последующее наступление в Битве за Москву в 1941 году.
Во-вторых, с Москвой и Кремлем связано уже упоминаемое нами событие – парад на Красной площади в 1945 году, которым командовал Жуков.
В-третьих, именно здесь, в Кремле Жуков был похоронен в 1974 году. Этой чести удостаивались только самые выдающиеся люди нашей страны.