Викторина «Кулинарный эрудит»
Цели:
Образовательная
Выявить степень осознанности и глубины знаний обучающихся по профессии «Повар, кондитер».
2.Развивающая
Развивать у обучающихся логическое мышление, умение работать в команде.
3.Воспитательная
Воспитывать у обучающихся интерес к профессии, интерес к предмету «Кулинария».
Ход мероприятия
Для проведения внеклассного мероприятия отбираем по 5 человек из групп 1 и 2 курса. Путём жеребьёвки собираем 2 команды.
Ведущие мероприятия: мастера производственного обучения Безрученко Татьяна Владимировна, Глазунова Жанна Алексеевна.
Для оценивания работы команд представляем состав жюри из 3 человек: преподаватели - Максимова Вера Николаевна, Валикова Елена Викторовна; мастер производственного обучения- Синельникова Светлана Александровна.
1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники викторины!
2 ведущий: Сегодня вашему вниманию будет представлена викторина «Кулинарный эрудит».
1 ведущий: Девиз нашей викторины: «Земля ещё и потому щедра, что в мире существуют повара!»
2 ведущий: А вот кто самый эрудированный повар, мы узнаем познакомившись для начала с нашими участниками.
1 ведущий: Итак, 1-й конкурс- «Представление».
Для этого участники команды должны придумать название и девиз своей команды. Время для подготовки 5 минут. Максимальная оценка – 3 балла.
2 ведущий: А пока наши участники готовятся, мы с вами уважаемые гости тоже проявим свои познания в области кулинарного искусства.
И как сказал Морруа: « Как живопись и музыка,
Так и кухня – искусство.
Живопись очаровывает глаз,
Музыка – слух,
А кулинария – вкус».
1 ведущий: Для этого мы с вами разгадаем загадки-
Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный… (бутерброд).
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы (пекарь).
Из крупы её сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтра…(каша).
Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем…(щи).
Не окрошка и не супчик.
Свёкла в нём, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом…(винегрет).
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в серёдке.
Знать, готов ещё один
С пылу с жару тонкий…(блин).
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (блины)
Оно трясётся на столе,
А называется… (желе).
Сидит барыня в ложке,
Свесив ножки (лапша).
Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал – там и пропал. ( сахар)
В поле родился, на заводе варился,
На столе растворился. (сахар)
12) В воде родился, а воды боится. (соль).
Может и разбиться,
Может и свариться!
А захочет – в птицу
Может превратиться. (яйцо)
Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него. ( торт)
2 ведущий: Команды готовы нам представить свои названия и девизы.
А участникам команд нужно выбрать капитана в своей команде.
1 ведущий: Разомнитесь для начала
Покажите острый ум
Заработайте три балла
С дружною поддержкой зала.
И у нас 2 конкурс, который называется «Разминка».
2 ведущий: Сейчас командам предстоит отгадать загадки «Кулинарной математики» За каждый правильный ответ команда получает по 3 балла, но
если они не знают правильного ответа, право переходит к другой команде, которая может заработать себе дополнительные баллы.
1 ведущий: Итак, внимание первая загадка
Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле?
( Поровну, потому что в стаканах было поровну.)
2 ведущий: Внимание вторая загадка
Гусь весит 2 килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 килограмма)
1 ведущий: Внимание загадка третья
Сколько орехов в пустом стакане?
( Стакан пустой, значит, в нём ничего нет)
2 ведущий: Внимание загадка четвёртая
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
( Из пустой посуды)
1 ведущий: Загадка пятая
На столе стоял полный стакан кефира,
А рядом – стакан, наполненный только до половины.
Как разделить кефир поровну между 3 детьми?
( Каждый должен получить по пол стакана кефира)
2 ведущий: Загадка шестая и последняя
Что больше весит, один килограмм железа или
Один килограмм ваты?
( Одинаково)
1 ведущий: Размялись, переходим к 3 конкурсу. Он называется « Конкурс капитанов». Мы приглашаем капитанов команд и предлагаем им одеть специальную одежду повара. Оцениваться конкурс будет максимально 3 балла, по следующим критериям: последовательность и быстрота.
2 ведущий: Незаметно мы подошли к 4 конкурсу « Блиц – вопросы»
Мы будем задавать командам вопросы и их задача как можно быстрее дать ответ и заработать за каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы:
Повар на корабле? (кок)
Вкусная передача? (смак)
Дерево – медонос? (липа)
Мини бублик? (баранка)
Зеркальная рыба? (карп)
Что подают в конце обеда? (десерт)
Суп из капусты? (щи)
«Одежда» варёного картофеля? (мундир)
Бахчевое растение? (арбуз)
Стеклянный сосуд на высокой ножке для минеральной воды и других напитков? (фужер)
Высокий цилиндрический хлебец, обычно пасхальный? (кулич)
Сахар в кусках? (рафинад)
Дневная трапеза? (обед)
Южный сочный сладкий плод с косточкой, мохнатый на ощупь? (персик)
Чистый вес продукта? (нетто)
Искусство приготовления пищи? (кулинария)
Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского «голова»? (капуста)
Большое кондитерское изделие? (торт)
Перечень блюд в кафе? (меню)
Частичка жидкости? (капля)
Продукт из кобыльего молока? (кумыс)
Общее название свёклы, моркови, репы? (корнеплод)
Традиционный русский напиток? (квас)
Самый ранний овощ корнеплод? (редис)
Назовите плод - семи злаков? (зерно)
Едкий, но очень полезный овощ? (лук)
Листовой овощ или холодное блюдо? (салат)
Сладкий картофель? (батат)
Сорт сухого печенья? (крекер)
Русское национальное блюдо, которое в словаре определяется как «маленькие пирожки» с мясом или другой начинкой, сваренные в кипящей воде? (пельмени)
Какое растение добавляют в кофе? (цикорий)
Какой овощ был привезён в Европу из Перу? (картофель)
Красный жгучий овощ? (перец)
Как называется набор столовой или чайной посуды? (сервиз)
Жаровня для шашлыка? (мангал)
Микроэлемент, который добавляют в поваренную соль? (йод)
Студень в торте? (желе)
Напиток из варёных фруктов? (компот)
Торт императора? («Наполеон»)
Что называли на Руси – символом Солнца? (блин)
Выходит 1 ведущий с корзинкой, в которой находятся пирожки, с обратной стороны которых прикреплены вопросы по теории.
1 ведущий: А теперь мы проводим конкурс «Пирожки».
Ну-ка, повар, удивись,
Пирожком ты угостись.
Пирожки-то, непростые,
В них начинки, да какие!
Пирожок ты поверни,
Эрудицией блесни.
Ведущий подходит к каждому участнику по очереди, те вытаскивают «пирожок», читают вопросы и дают ответ. За каждый правильный ответ – 3 балла.
2 ведущий: Почему сырой картофель темнеет при хранении на воздухе и как его сохранить? (Так как в картофеле содержится аминокислота – тирозин, которая окисляется под воздействием кислорода, нужно залить картофель холодной водой).
1 ведущий: Для чего капусту кладут в холодную воду? (Чтобы удалить вредных насекомых)
2 ведущий: Чем омлет отличается от яичницы? (Омлет – это смесь яиц и молока, а яичница – жареные яйца)
1 ведущий: Что такое льезон? (Смесь яиц и молока)
2 ведущий: Почему для тепловой обработки овощи нарезают одинаковой формы? (Чтобы одновременно дошли до готовности)
1 ведущий: Для чего просеивают муку для замеса теста? (Чтобы удалить посторонних примеси и обогатить кислородом)
2 ведущий: Чем котлетная масса отличается от рубленной? (В котлетную массу добавляют пшеничный хлеб, а в рубленную – нет)
1 ведущий: Что такое фритюр? (Раскалённое масло или жир для жарки)
2 ведущий: Чем отличаются щи от борща? (Наличием в борще свёклы)
1 ведущий: Определите название блюда по набору продуктов: крупа гречневая, молоко, вода, творог, сухари панировочные, сахар, яйца, маргарин, сметана? (Крупеник)
Жюри подводит итоги работы команд, объявляет результаты.
Награждение команд.