Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
Викторина по русскому языку
в начальных классах.
Тема: Люби и знай родной язык.
Подготовила: учитель начальных классов
Степанюк Татьяна Александровна
I квалификационной категории
с. Щекино
2019 г.
Тип урока: урок закрепление знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
работать над умением учащихся соблюдать орфоэпические нормы языка;
развивать навык грамотной и красивой речи;
формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку;
повышать культуру речи учащихся;
2. Воспитательные:
воспитывать чувство интереса к русскому языку;
активизация познавательной деятельности;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ;
3. Развивающие:
работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;
тренировать память и внимание.
Оборудование:
Ход мероприятия
Организационный момент
Дети поделены на три команды. Название команд. Почему так назвали свои команды. (За представление команды 1 жетон) Команда «Точки»
Мы точки, точки, точки!
Без нас вам не прожить!
Стоим в конце всегда мы,
А ……..
Команда «Запятые»
Запятые, запятые,
Кучерявые мы все!
Мы стоим между словами,
А ….
Команда «Тире»
Без тире нет азбуки Морзе!
Без тире не прожить никому!
Ведь тире – незаметный отрезок,
А ….
Учитель: Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?
Ученик: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)
Ученик: (Одет в русский костюм)
В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? Мы можем услышать эскимосов говорящих на алеутском языке. Якутов на якутском и удмуртов на удмуртском языке, бурятский язык и дагестанцев говорящих на 4 литературных языках и других. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Учитель: Большинство людей сегодня общаются на русском.
- Согласно имеющимся данным за последнее десятилетие число русскоговорящих на планете сократилось почти на 300 миллионов человек.
- А почему это происходит? (Ответы детей)
Учитель: Россия празднует день русского языка 6 июня.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку, чтобы наш язык жил как можно дольше среди людей и не исчезал.
Учитель: История языка очень богата, а как появился он, узнаем из древа языков.
-Родственными являются языки, которые исторически восходят
к одному языку – предку – праязыку . Условно называют праславянским языком.
-Основа для русского языка это азбука. Мы с вами ходили в музей политической истории России на Музейно-педагогические занятия «Где учился Филипок», «В старой гимназии».
-Что узнали о древнерусской азбуке? (Она отличается от современной азбуки).
-Какие древнерусские буквы вы запомнили из азбуки? (Ответы детей) (Фото)
-Кто создал эту азбуку? (Кирилл и Мефодий).
Раньше на Руси была Азбука, которая имела глубокий зашифрованный смысл, и который со временем урезали и потеряли почти. Из книги В. Синельникова «АЗ БУКИ ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ (по одной версии, которая пришла много позже, БУКИ – это БОГИ). Я так это понимаю, переводя на современный язык: Я БОГОВ ВЕДАЮ (ПОЗНАЮ), ГЛАГОЛАЯ (ДЕЛАЯ) ДОБРО ЕСТЬ (ПРОЯВЛЯЯ), или Я ПОЗНАЮ БОГОВ ЧЕРЕЗ ДЕЛАНИЕ ДОБРА!
Игра
Учитель: Условия игры команды зарабатывают жетоны, а по окончанию игры, сколько жетонов столько слов выберут из сундука и должны составить цитату о русском языке. (Кто первый составит фразу, и правильно прочитает, тот и побеждает)
-Сегодня азбука изменилась. А знаете ли вы её, узнаем в следующем задании. (Приложение 1) (Инструкция №1)
Задание: Назови следующую букву в алфавите. Из названных букв назови слово.
(2 жетона за правильное слово и правильное значение)
Ё-Ж-З
-А
А-Б-В
Г-Д-Е
Р-С-Т
Н-М-Н
Щ-Ъ-Ы
З-И-Й
А-Б
С-Т-У
Й-К-Л
-А
Р-С-Т
Л-М-Н
Щ-Ъ-Ы
З-И-Й
Н-О-П
М-Н-О
Р-С-Т
Х-Ц-Ч
С-Т-У
Г-Д-Е
Р-С-Т
Слова: потчует (Угощает),
булатные (Вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров),
заветный (Любимый, дорогой, свято хранимый.)
наказ (Приказ, распоряжение, наставление),
дюж (Очень сильный, здоровый, крепкого сложения),
гуж (В упряжи, кожаная глухая петля, укрепленная в хомутных клешнях; гуж обносится поверх оглобли, и в него вставляется нагнетом конец дуги). (Приложение1)
Учитель: Где еще встречаются древнерусские слова? (В русских народных сказках)
-Вам нужно исправить поговорку. Назвать какая из них подходит к сказке. (2 жетона за правильные поговорки и какая подходит к сказке) (Инструкция №2)
Сказка: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Задание для 3-х команд.) (Приложение 2)
Учитель: Вы внимательно посмотрели отрывок из сказки и читали её. Сможете подобрать поговорку к сказке из данных и сказать, почему она подходит.
Пословицы: (Приложение 3) (Инструкция №2)
-Своя семья – самые верные друзья. Их водой не разольешь.
Учитель: Правильно назвали поговорки. Как вы думаете, все люди говорят, пишут грамотно? (Ответы детей)
-Знают они о том, что грамотно говорят или нет? (Ответы детей) Ученик подготовил стихотворение о своём соседе.
Ученик: Знакомьтесь, как пишет Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет…»,
«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,
«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,
«Секёт свеклу…»,
«Пекёт блины…».
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут П е т`я.
- П е т`я! – несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, П е т`я,
Ведь ты большой, а он дитя!
«П е т`я» обижен на ребят:
- Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)
Учитель: Как бы вы ответили на вопрос мальчика? (Ответы детей)
- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? (Ответы детей)
-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно, произносить слова?
-Как думаете, в какой словарь? (Ответы детей)
-Задание проставь правильно ударение. ( Можно применить словарь у каждой команды) (Приложение 4) (Инструкция №3)
Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель, положил.
Учитель: Потом он ещё пожаловался и своему дяде в письме за двойку, полученную по диктанту.
-Задание, прочитайте и исправьте ошибки в письме и посоветуйте, что необходимо выучить ему. ( 2 жетона за исправленные ошибки и название правил, не всё задание 1 жетон) (Приложение 5) (Инструкция №4)
Дядя, прашу тебя, памаги
Тваему племяннику толи,
А то не будет его наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю роботу
Даже несмок прачитать.
Попраси его, дядя, исправить «двойку»
И паставить мне «пятёрку».
Вопрос-ответ.
Учитель: Хорошо вы исправили ошибки, что для этого необходимо знать? (Грамматику русского языка, правила). Мы с вами поиграем в игру (Приложение 9) «Вопрос - ответ» и узнаем, вы всё знаете. За правильный ответ 1 жетон.
Конкурс капитанов и команды.
Команды играют в игру серединки. (Приложение 8) (Инструкция №5)
Ответ:(Удача.)
Капитанам задание.
Н | З | А | П | Т | А | Д | У |
Е | Е | С | Р | Я | Н | Н | К |
З | Д | Ь | Л | И | С | У | ? |
Ответ: Не здесь ли запрятан сундук? (Приложение 6) (Инструкция №6)
- А в сундуке слова для фраз, и сколько монет собрали, столько и слов выдаётся команде. Дети должны составить знаменитые фразы о русском языке.
Крылатые фразы.
(Собрать фразу о русском языке) (Приложение 7)
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
(Куприн Александр Иванович.)
В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(Иван Сергеевич Тургенев)
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
(Константин Георгиевич Паустовский)
Рефлексия.
Учитель: Наш великий язык, родной, могучий. Считаю вас великими людьми! Вы знаете самый богатый неповторимый русский язык.
-Как вы считаете, что нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
-Что удалось …
-Надо ещё поработать …
-Своей работой я …
-Игра для меня показалась …
-За игру я выполнил…
-Мое настроение …
-Проводятся декады, игры между классами.
-Скажите по фотографиям, какие вы задания выполняли?
Список использованных источников.
1)Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа,1994.-448 с.
2)Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку.- М., Просвещение,1980.-208 с.
3)Иванова В.А. Занимательно о русском языке:
4)Пособие для учителя/ В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.-Л.: Просвещение,1990.-255 с.
5)Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия « Внимание: опыт»./ Под редакцией Е.А.Евлампиевой.-Чебоксары : «Клио»,1999.-66 с.
6)Сайт: Славяно – Арийская (древнерусская) Азбука. История. (Электронный ресурс) http://www.youryoga.org/article/slav_azbuka.htm
7) Иллюстрации древнерусской азбуки. Сайт :Секреты древнерусской азбуки. (Электронный ресурс) http://www.evpatori.ru/sekrety-drevnerusskoj-azbuki.html
8) Международный день родного языка. Сайт Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
Команда «Точки»
Мы точки, точки, точки!
Без нас вам не прожить!
Стоим в конце всегда мы.
Команда «Запятые»
Запятые, запятые,
Кучерявые мы все!
Мы стоим между словами.
Команда «Тире»
Без тире нет азбуки Морзе! Без тире не прожить никому!
Ведь тире – незаметный отрезок.