Викторина по истории (5-6 кл.) (с презентацией)
Цель: актуализировать приобретенные знания, умения и навыки по курсу
“История Древнего мира”, «История России. С древнейших времен
до конца XVI века»
Задачи: - формирование гуманитарной культуры школьников, приобщение
к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к
истории, культуре своего народа и народов других стран;
- развитие у детей умения работать в команде;
- привлечение детей к поиску новых знаний, к расширению
кругозора.
Учитель: Сегодня мы проводим игру-викторину “Путешествие в страну «История». Мы с вами не только изучали, какие бывают исторические науки и как они помогают узнать прошлое человечества, но и много читали исторических рассказов, документов, участвовали в конкурсах, готовили презентации по истории, ходили на экскурсии. Я надеюсь, что полученные знания помогут вам успешно выполнить задания викторины. А еще мы проверим ваше умение работать в единой сплоченной команде, умение быть внимательными и чуткими друг к другу.
Давайте вспомним правила общения во время викторины:
- С уважением относимся друг к другу;
- Любое мнение заслуживает внимания;
- Пока один говорит, все его слушают;
- О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки;
(Классы делятся на 2 команды, в каждой есть уч-ся и 5кл., и 6кл.)
Учитель: Задание первое - «Разминка».
Дорогие ребята! Ваша задача, в течение одной минуты, написать, как
можно больше, героев мифов Древней Греции.
(Выполнение задания. Побеждает та команда, у которой героев оказалось больше)
Учитель: Второе задание - «Шарады». Ребята, вы знаете, что шарада-это такая задача, в которой задуманное слово распадается на несколько частей, причем каждая из них является самостоятельным словом. Разгадав каждую часть шарады, и сложив их вместе, можно легко узнать задуманное слово.
Например: Первая часть слова – предлог, вторая - участок земли, используемый под посевы, третья часть - личное местоимение 3 лица. Целое слово - великий французский полководец. (Наполеон)
А теперь приступим к выполнению вашего задания. (Презентация).
Шарады.
1. Первая часть слова – деталь автомобиля для освещения дороги, вторая – местоимение, а целое слово – правитель Египта в древности. (Фараон)
2. Первый слог – морское животное, второй - междометие, а целое слово – родина фарфора. (Китай)
3. Первая часть слова – слово «народ» на греческом языке, вторая – прибор для сушки и укладки волос, а целое слово – знаменитый оратор Древней Греции. (Демосфен)
4. Первая часть слова – название священной горы греков, где по преданию живут главные греческие боги, вторая – соединительный союз, третья – самая хвастливая буква алфавита, а целое слово – древнегреческий город.
(Олимпия)
(Выполнение задания. Побеждает та команда, которая первая справилась с заданием).
Учитель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Приготовьтесь к выполнению следующего задания – «Шифровка».
Расшифруйте текст, заменив цифры буквами согласно их месту в русском алфавите. Вы прочитаете высказывание из «Поучения детям» Владимира Мономаха.
15 | 6 | | 17 | 18 | 16 | 17 | 21 | 19 | 20 | 10 | 20 | 6 | | | | |
|
25 | 7 | 13 | 16 | 3 | 6 | 12 | 1 | , | | 15 | 6 | | | | | |
|
17 | 16 | 17 | 18 | 10 | 3 | 6 | 20 | 19 | 20 | 3 | 16 | 3 | 1 | 3 | | |
|
7 | 4 | 16 | , | | 10 | | 5 | 16 | 2 | 18 | 16 | 6 | | | | |
|
19 | 13 | 16 | 3 | 16 | | 6 | 14 | 21 | | 14 | 16 | 13 | 3 | 10 | 20 | 6 |
Ответ: (Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите).
Учитель: Ну что, дорогие наши участники, готовы выполнить следующее задание? Оно называется «Исторические события и даты».
Ваша задача соотнести правильно события и даты.
Крещение Руси | 1237-1242гг |
Невская битва | 1480г. |
Ледовое побоище | 988г. |
Куликовская битва | 1240г. |
Монголо-татарское нашествие на Русь | 1380г. |
Стояние на Угре | 1242г. |
Ответы: Крещение Руси - 988г., Невская битва - 1240г., Ледовое побоище - 1242г., Куликовская битва - 1380г., монголо-татарское нашествие на Русь - 1237-1242гг., стояние на Угре - 1480г.
(Выполнение задания. Побеждает та команда, которая первая справилась с заданием).
Учитель: Следующее задание называется «Анаграммы».
Ваша задача переставить буквы таким образом, чтобы получились известные исторические имена из истории Древнего мира и истории России.
ХАМОМОН - Мономах
ХАМОНТАТУН – Тутанхамон
СВЕТРЕПЕ - Пересвет
СПАТКАР – Спартак
МАКЕР - Ермак
(Выполнение задания. Побеждает та команда, которая первая справилась с заданием).
Учитель: Следующее задание называется «Отгадай событие». Ваша задача по иллюстрации угадать событие, которое происходило в далеком прошлом, той команде, которая первая даст правильный ответ, будет добавляться балл.
Ответы: Строительство пирамиды; Афиняне выполняют приказ Солона и сбрасывают с полей долговые камни; Гладиаторские бои; Крещение Руси; Дмитрий Иванович получает благословение у преподобного Сергия Радонежского; Поединок богатырей- ордынского Челубея и русского Пересвета.
(Выполнение задания. Побеждает та команда, которая больше набрала очков.).
Учитель: Следующий конкурс называется «Ребусы». Ребусом называется загадка, в котором искомое слово или фраза изображаются комбинацией рисунков различных предметов вперемежку с цифрами, нотными знаками, буквами и т.п.
Ответы: барщина, пирамида, хан, история.
(Выполнение задания. Побеждает та команда, которая больше разгадала ребусов).
Учитель: (подводит итоги викторины). Ребята! Сегодня вы отлично поработали, показали свои знания и умения. Но вам предстоит еще так много узнать об истории как о науке и о прошлом не только нашей страны, но и всего человечества. Древние говорили, что история – учительница жизни.
Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее развитие человеческого общества.