Викторина по русскому языку и литературе
«Занимательный урок»
5 класс
Разминка.
1. За сколькими зайцами не погонишься? (2)
2. Порядковый номер февраля в своём сезоне? (3)
3. Какая нога собаке ни к чему? (5)
4. Не цветы, а вянут. Что это? (уши)
5. Что можно видеть закрытыми глазами? (сон)
6. Что можно искать в поле? (ветер)
7. Что вешают, приходя в уныние? (нос)
8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (здоровью)
9. Устали мы в дороге, что еле волочим …(ноги)
русский язык
1. В каком слове 40 гласных? (сорокА)
2. В каких словах по 100 согласных? (стоЛ, стоГ, стоН)
3. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд? (согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)
4. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
(всплеск, взгляд, встреча)
5. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? (имя)
6. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
-Нет, это красная.
-А почему она белая?
-Потому что ещё зелёная. (о смородине)
7. Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной. (выходной)
8. Как большой дом превратить в маленький?
(с помощью суффикса -ик: дом – домик)
9. Как топор превратить в рукоятку?
(с помощью суффикса -ищ: топор – топорище)
10. Найдите «четвёртое лишнее»: носок, мозоль, георгин, помидор.
(мозоль – существительное женского рода)
11. Найдите «четвёртое лишнее»: брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
(дверцы – существительное имеет форму и единственного, и множественного числа)
12. Назовите глагол, в котором нет корня.
(вынуть: приставка – вы-, суффикс - -ну-, окончание - -ть)
13. О какой части речи это стихотворение?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (о прилагательном)
14. К каким частям речи можно отнести слова ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?
(существительные – жаркОе, мелОк, звонОк;
прилагательные – жАркое, мЕлок, звОнок)
15. Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий: доярка, машинистка, маникюрша, медсестра.
(доярка – дояр, машинистка – переписчик на пишущей машинке,
маникюрша – маникюрщик, медсестра – медбрат)
16. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идёт речь: о мужчине или о женщине? (о женщине. О мужчине: с Зегерсом)
17. Можно ли образовать формы множественного числа от слов: дно (графина), дно (моря), горе?
(дно (графина) – донья (графинов), дно (моря) – дно (морей), горе – горести)
литература
1. Рики-Тики-Тави – это…
а) крот б) хорёк в) мангуст
2. Буратино говорил такие волшебные слова:
а) Симсим, открой дверь!
б) Крекс, фекс, пекс!
в) Раз, два, три! Горшочек, вари!
3. Кто спас Муху Цокотуху?
а) грач б) ласточка в) комарик
4. В кого превратился« гадкий утёнок»?
а) в аиста б) в лебедя в) в гусыню
5. У Винни-Пуха был друг…
а) Чиполлино б) Пятачок в) Маугли
6. Кого дала в помощь Герде маленькая разбойница?
а) оленя б) конька-горбунка в) кота в сапогах
7. Какое волшебное средство было у Аладдина?
а) волшебная дудочка б) волшебная лампа в) волшебная палочка
8. Кто полетел с дикими гусями в Лапландию?
а) Пиноккио б) Айболит в) Нильс Хольгерсон
9. Сказка Ш. Перро называется …
а) «Синяя шапочка» б) «Синяя борода» в) «Синяя ленточка»
10. На ком совершила Дюймовочка своё путешествие в тёплые края?
а) на ласточке б) на орле в) на драконе