Викторина «Русский язык велик и могуч»
для учащихся 7 класса
2019 – 2020 учебный год
Цели и задачи: способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний; способствовать сплочению коллективных форм работы; вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
способствовать становлению нравственной культуры; расширить кругозор учащихся; развивать интерес к новому, навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
Ход мероприятия:
Учащиеся 5 -7 классов делятся на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана.
Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?
1 конкурс Разминка (вопросы для 3 команд).
Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
В каких словах по сто согласных? (сто-л, сто-г, сто- н)
Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик», домик)
Какую часть слова можно найти можно найти в земле? (корень)
Какую строчку нельзя прочитать? (прошитую на швейной машине)
Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число? (добавить ь)
Что стоит посреди земли? (буква м)
В каком слове 40 букв а? (сорока)
Чем заканчиваетя лето и начинается осень! ( буквой О)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (сто- нет)
По чему люди ходят? (по земле)
Кто ходит сидя? (шахматист)
Какое начало слова жизнь и какой ее конец? (буквы ж , ь)
В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «о». Назовите его. В этом слове никаких других гласных нет. (обороноспособность)
Какой месяц короче других? (май , 3 буквы)
Что находится между берегом и рекой? (буква и)
Какой знак препинания часто ставят болеет? (вопрос. Это для нас больной вопрос.)
Какие приставки могут быть именами существительными? ( воз, низ, бес и др.)
Какая приставка, упав в траву, сделает ее совершенно непригодной в пищу животных? (буква о, трава – отрава)
Самая математическая часть речи в русском языке (имя числительное)
Какой суффикс имен существительных выдает кассир в магазине? (чек- замочек, кусочек…
2. Конкурс «Собери фразеологизмы»
Повесить Голову
Отводить Нос
Вешать Колёса
Распустить Лапшу
Смотреть сквозь Глаза
Ломать Нюни
Вставлять палки Пальцы
3. Конкурс «Ребусы, ребусы»
Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.
П ООПГАНЕНОККА
Уберите горячее – останется холодное.
КИАПЯИСТОБЕКРГ
Растворите белое в прозрачном.
СВОАДХАРА
Назовите дерево и плод от него.
СОШИСНШАКА
Конкурс «Редактор»
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают наши родственники и друзья. Что это? (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т. е. исправим ошибки.
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе андрюша. как ты жывёш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. зато часта бывайу фзаапарки фкино наречьки. Врт и фсе новасьти. На пишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи. андрюша.
5.Конкурс «Мудрено сотворено»
Текст (слово, фраза), одинаково читающийся слева направо и справа налево, является палиндромом. (А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА).Прочитайте ее наоборот. Как видите, такое встречается в русском языке.
Подобрать подобные слова, слова – палиндромы. Команда, у которой таких слов окажется больше, победила в этом конкурсе.
(Дед, летел, потоп, шалаш, заказ, доход, казак, око, оно, тот, Алла, Анна, бел хлеб, гори пирог…)
6.Конкурс «Диктор»
Расставить ударение в словах.
Досыта, красивее, обеспечение, средства, столяр, хвоя, гербы,
занята, запломбировать, позвоним, сироты, туфля, торты.
7.Конкурс «Собери пословицы»
Рыдают части в каждой строчке:
- От наших слов одни кусочки!
Но если части вы найдёте,
То быстро – быстро нас прочтете.
Поспешишь – людей насмешишь.
Сам не научишься – никто не научит.
Перо пишет,а ум водит.
Конкурс капитанов «Кто больше»
Кто больше слов составит из одного слова
СОРЕВНОВАНИЕ.
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
Рефлексия.