СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку. Внеурочное мероприятие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина для учащихся 5-7 классов по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку. Внеурочное мероприятие»

План-конспект внеурочного мероприятия по русскому языку

Викторина по русскому языку

Тема: «Фонетическая головоломка».

Классы – 6, 7, 8.

Цель проведения мероприятия: развитие у учащихся познавательных способностей: внимания, мышления, зрительной памяти.

Задачи мероприятия:

– обобщать имеющиеся у учащихся знания по фонетике;

– развивать мыслительные операции;

– воспитывать аккуратность, усидчивость, любознательность.

Оборудование: электронная презентация, проектор, жетоны, костюмы знатока и наблюдателей, листы для участников, бланки для жюри.

Ход мероприятия

1. Мотивационный этап (цель – мотивировать учащихся к участию в данном внеурочном мероприятии).

Формируемые личностные УУД:

  • настраивание на деятельность;

  • осознание цели и мотива собственной деятельности.

Слово учителя.

Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего мероприятия и многоуважаемое жюри! Сегодня нам предстоит выявить самого умного ученика среди наших участников. Готовы ли вы показать себя? Настроены ли на победу? Ответы учащихся. Напишите на листочках, что вы готовы сделать ради победы. Учащиеся записывают. А теперь положите их на край парты. Теперь давайте с вами улыбнёмся друг другу и начнём нашу викторину. Но сначала ответьте, почему вам хочется победить? Для чего вам это нужно? Ответы учащихся.

2. Актуализация опорных знаний (цель – предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний, актуализировать имеющиеся у учащихся знания по фонетике).

Посмотрите, пожалуйста, на название нашей викторины и скажите, какие именно знания вам пригодятся для того, чтобы выиграть? Ответы учащихся.

А что такое фонетика? Чем отличается звук от буквы? Ответы учащихся.

Молодцы, ребята! Вы такие умные! Мы вами гордимся!

Формируемые личностные УУД:

  • умение выделить нравственный аспект поведения;

  • ориентация на моральные нормы, их выполнение.

Сегодня вы станете друг для друга соперниками. Подумайте, захочется ли вам перебивать друг друга, ругаться, выкрикивать ответы без очереди? Ответы учащихся. Можно ли вам так делать? Почему? Ответы учащихся.

А теперь прошу вас вспомнить все хорошие поступки, существующие в нашем мире, а ещё лучше совершённые когда-то вами. Прошу каждого из вас по порядку, в котором вы сейчас стоите, назвать по одному хорошему поступку. Внимание! Они не должны повторяться! Готовы? Ответы учащихся.

3. Основная часть (цель – выявить победителя викторины, задействовать в ходе викторины каждого учащегося).

Слово учителя.

Дорогие ребята! Данная викторина содержит 10 вопросов по такому разделу языкознания, как фонетика. Ответы вы должны помещать в таблицы, которые вы видите на своих столах (приложение 1). После этого наблюдатели проверят ваши записи, соберут их и передадут жюри. Сразу после этого перед вами выступит знаток с правильным ответом (учащийся 7 класса). Вы можете задавать ему вопросы. По решению жюри, справившимся с заданием участникам будет выдаваться жетон. По количеству жетонов мы и определим победителя нашей викторины. Внимание, наблюдатели (учащиеся 5 и 6 классов) будут следить ещё и за тем, чтобы вы не списывали ответы друг у друга. За это вы выбываете из игры! Итак, прошу вас занять свои места. Мы в вас верим! Вы справитесь!

Итак, мы начинаем! Задания викторины вы будете видеть на экране.

Задание № 1. Решите пропорции

[Б] / [П] = [Г] / []

[Д] / [Т] = [Л] / []

[Н'] / [Н] = [В] / []

[Ж] / [Ш] = [О] / [].

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 2. Нарисуйте фонетический портрет слов: сладкий, возьму, леска, мороз.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 3. Какие ошибки допущены в наименовании букв?

Мэ, сэ, фэ, лэ, кэ, нэ, рэ, хэ.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 4. В каких словах звуков столько же, сколько букв?

Ночь, стон, ясень, лён, ёмкость, известно, ёлка, ель.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 5. В магазине игрушек продаются кошка, собака, медвежонок, лисёнок, кукла и самолёт. Какую игрушку купили Мише родители, если в её названии 7 букв и 7 звуков, 3 слога, один согласный звук мягкий, все остальные твёрдые?

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 6. В каких случаях в своей жизни люди пользуются алфавитом?

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 7. Приведите 5 примеров, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Укажите, какие звуки они дают.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 8. Решите задачу. Известно, что глухой согласный остаётся глухим, если он стоит перед гласным звуком: том, сом, а перед звонким согласным глухой звук озвончается: косьба, молотьба. Объясните, почему глухой согласный не озвончается в следующих словах: снять, срезать, смять, слизать?

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 9. Составьте спор между двумя разделами языкознания: фонетикой и любым другим (на ваш выбор). Каждый из разделов должен доказывать то, что он главный и без него не может существовать языкознание. Для этого приведите как можно больше доказательств значимости того и другого разделов языкознания, а также вспомните важные правила ведения спора.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 10.

Разгадайте фонетический кроссворд (приложение 2, 3).

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

4. Рефлексия (цель – организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной деятельности в ходе мероприятия).

Вопросы знатока во время работы жюри:

Сложной или лёгкой вам показалась игра? Почему? Ответы учащихся.

Формируемые личностные УУД:

  • осознание мотивов своей деятельности;

  • соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами;

  • рефлексия собственной деятельности;

  • оценка собственной деятельности;

  • личное участие в ходе мероприятия.

Почему ты захотел стать участником викторины? Ответы учащихся.

Были ли в течение викторины такие ситуации, которые нарушали правила поведения? Если да, то какие? Правильно ли ты сам (а) вёл (вела) себя? Ответы учащихся.

Как ты думаешь, хватило ли тебе баллов для победы? Почему ты так считаешь? Ответы учащихся.

Как бы ты оценил (а) свою работу в ходе викторины? Ответы учащихся.

Кем ты был (а) в ходе мероприятия? Понравилось ли тебе играть эту роль? Почему? Ответы учащихся.

А теперь я прошу вас взять со столов свои листочки, на которых вы составляли список тех поступков, на которые вы готовы были ради победы. Отметьте знаком + те, которые вы совершили в течение мероприятия. А теперь подчеркните те, которые не совершили. Каких больше? Ответы учащихся. Почему так получилось? Почему вы совершили не все поступки из вашего списка? Есть ли среди них те, которые являются плохими, которые нельзя совершать? Почему вы их записали? Ответы учащихся.

Объявление итогов жюри. Награждение победителя (ей). Вручение сертификатов остальным участникам.

Я*СЧ

План-конспект внеурочного мероприятия по русскому языку № 2

Викторина по русскому языку

Тема: «Фонетическая головоломка».

Классы – 6, 7, 8.

Цель проведения мероприятия: развитие у учащихся познавательных способностей: внимания, мышления, зрительной памяти.

Задачи мероприятия:

– обобщать имеющиеся у учащихся знания по фонетике;

– развивать мыслительные операции;

– воспитывать аккуратность, усидчивость, любознательность.

Оборудование: электронная презентация, проектор, жетоны, костюмы знатока и наблюдателей, листы для участников, бланки для жюри.

Ход мероприятия

1. Мотивационный этап (цель – мотивировать учащихся к участию в данном внеурочном мероприятии).

Формируемые личностные УУД:

  • настраивание на деятельность;

  • осознание цели и мотива собственной деятельности.

Слово учителя.

Здравствуйте, дорогие учащиеся, гости нашего мероприятия и многоуважаемое жюри! Сегодня нам предстоит выявить самого умного ученика среди наших участников. Готовы ли вы показать себя? Настроены ли на победу? Ответы учащихся. Напишите на листочках, что вы готовы сделать ради победы. Учащиеся записывают. А теперь положите их на край парты. Теперь давайте с вами улыбнёмся друг другу и начнём нашу викторину. Но сначала ответьте, почему вам хочется победить? Для чего вам это нужно? Ответы учащихся.

2. Актуализация опорных знаний (цель – предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний, актуализировать имеющиеся у учащихся знания по фонетике).

Посмотрите, пожалуйста, на название нашей викторины и скажите, какие именно знания вам пригодятся для того, чтобы выиграть? Ответы учащихся.

А что такое фонетика? Чем отличается звук от буквы? Ответы учащихся.

Молодцы, ребята! Вы такие умные! Мы вами гордимся!

Формируемые личностные УУД:

  • умение выделить нравственный аспект поведения;

  • ориентация на моральные нормы, их выполнение.

Сегодня вы станете друг для друга соперниками. Подумайте, захочется ли вам перебивать друг друга, ругаться, выкрикивать ответы без очереди? Ответы учащихся. Можно ли вам так делать? Почему? Ответы учащихся.

А теперь прошу вас вспомнить все хорошие поступки, существующие в нашем мире, а ещё лучше совершённые когда-то вами. Прошу каждого из вас по порядку, в котором вы сейчас стоите, назвать по одному хорошему поступку. Внимание! Они не должны повторяться! Готовы? Ответы учащихся.

3. Основная часть (цель – выявить победителя викторины, задействовать в ходе викторины каждого учащегося).

Слово учителя.

Дорогие ребята! Данная викторина содержит 10 вопросов по такому разделу языкознания, как фонетика. Ответы вы должны помещать в таблицы, которые вы видите на своих столах (приложение 1). После этого наблюдатели проверят ваши записи, соберут их и передадут жюри. Сразу после этого перед вами выступит знаток с правильным ответом (учащийся 7 класса). Вы можете задавать ему вопросы. По решению жюри, справившимся с заданием участникам будет выдаваться жетон. По количеству жетонов мы и определим победителя нашей викторины. Внимание, наблюдатели (учащиеся 5 и 6 классов) будут следить ещё и за тем, чтобы вы не списывали ответы друг у друга. За это вы выбываете из игры! Итак, прошу вас занять свои места. Мы в вас верим! Вы справитесь!

Итак, мы начинаем! Задания викторины вы будете видеть на экране.

Задание № 1. Решите пропорции

[Б] / [П] = [Г] / []

[Д] / [Т] = [Л] / []

[Н'] / [Н] = [В] / []

[Ж] / [Ш] = [О] / [].

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 2. Нарисуйте фонетический портрет слов: сладкий, возьму, леска, мороз.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 3. Какие ошибки допущены в наименовании букв?

Мэ, сэ, фэ, лэ, кэ, нэ, рэ, хэ.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 4. В каких словах звуков столько же, сколько букв?

Ночь, стон, ясень, лён, ёмкость, известно, ёлка, ель.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание № 5. В магазине игрушек продаются кошка, собака, медвежонок, лисёнок, кукла и самолёт. Какую игрушку купили Мише родители, если в её названии 7 букв и 7 звуков, 3 слога, один согласный звук мягкий, все остальные твёрдые?

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 6. В каких случаях в своей жизни люди пользуются алфавитом?

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 7. Приведите 5 примеров, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Укажите, какие звуки они дают.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 8. Решите задачу. Известно, что глухой согласный остаётся глухим, если он стоит перед гласным звуком: том, сом, а перед звонким согласным глухой звук озвончается: косьба, молотьба. Объясните, почему глухой согласный не озвончается в следующих словах: снять, срезать, смять, слизать?

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 9. Составьте спор между двумя разделами языкознания: фонетикой и любым другим (на ваш выбор). Каждый из разделов должен доказывать то, что он главный и без него не может существовать языкознание. Для этого приведите как можно больше доказательств значимости того и другого разделов языкознания, а также вспомните важные правила ведения спора.

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

Задание 10.

Разгадайте фонетический кроссворд (приложение 2, 3).

Учащиеся заполняют таблицу.

Выступление знатока. Вопросы учащихся. Работа жюри. Выдача жетонов.

4. Рефлексия (цель – организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной деятельности в ходе мероприятия).

Вопросы знатока во время работы жюри:

Сложной или лёгкой вам показалась игра? Почему? Ответы учащихся.

Формируемые личностные УУД:

  • осознание мотивов своей деятельности;

  • соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами;

  • рефлексия собственной деятельности;

  • оценка собственной деятельности;

  • личное участие в ходе мероприятия.

Почему ты захотел стать участником викторины? Ответы учащихся.

Были ли в течение викторины такие ситуации, которые нарушали правила поведения? Если да, то какие? Правильно ли ты сам (а) вёл (вела) себя? Ответы учащихся.

Как ты думаешь, хватило ли тебе баллов для победы? Почему ты так считаешь? Ответы учащихся.

Как бы ты оценил (а) свою работу в ходе викторины? Ответы учащихся.

Кем ты был (а) в ходе мероприятия? Понравилось ли тебе играть эту роль? Почему? Ответы учащихся.

А теперь я прошу вас взять со столов свои листочки, на которых вы составляли список тех поступков, на которые вы готовы были ради победы. Отметьте знаком + те, которые вы совершили в течение мероприятия. А теперь подчеркните те, которые не совершили. Каких больше? Ответы учащихся. Почему так получилось? Почему вы совершили не все поступки из вашего списка? Есть ли среди них те, которые являются плохими, которые нельзя совершать? Почему вы их записали? Ответы учащихся.

Объявление итогов жюри. Награждение победителя (ей). Вручение сертификатов остальным участникам.

К мероприятию № 2

Таблица для ответов

(для каждого задания выдаётся отдельная таблица)

Номер задания

Ответ

Хватило ли тебе знаний для выполнения этого задания? Какие это знания?

  • рефлексия собственной деятельности.

Зачем ты выполнял это задание?

  • осознание цели собственной деятельности

Поставь себе отметку за выполнение этого задания (от 1 до 5).

  • оценка собственной деятельности







Вопросы к фонетическому кроссворду:

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

2. По такому знаку в транскрипции ' мы узнаём, что звук…

3. Если звук произносится при участии голоса, то он…

4. Какими являются эти звуки [р]. [л], [м], [н], [й]?

5. Если в транскрипции нет знака ', то этот звук…

6. Минимальные нечленимые звуковые единицы.

7. Если звук произносится без голоса, при участии шума, то он…

8. Это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума, делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

9. Сколько в слове гласных букв, столько и ….

10. Таких букв в русском алфавите 10.

11. Раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.


Фонетический кроссворд

Приложение к мероприятию

Таблица для ответов

(для каждого задания выдаётся отдельная таблица)

Номер задания

Ответ

Хватило ли тебе знаний для выполнения этого задания? Какие это знания?

  • рефлексия собственной деятельности.

Зачем ты выполнял это задание?

  • осознание цели собственной деятельности

Поставь себе отметку за выполнение этого задания (от 1 до 5).

  • оценка собственной деятельности







Вопросы к фонетическому кроссворду:

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

2. По такому знаку в транскрипции ' мы узнаём, что звук…

3. Если звук произносится при участии голоса, то он…

4. Какими являются эти звуки [р]. [л], [м], [н], [й]?

5. Если в транскрипции нет знака ', то этот звук…

6. Минимальные нечленимые звуковые единицы.

7. Если звук произносится без голоса, при участии шума, то он…

8. Это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума, делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

9. Сколько в слове гласных букв, столько и ….

10. Таких букв в русском алфавите 10.

11. Раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.


Фонетический кроссворд



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!