Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"
Цель: развитие интереса к русским народным сказкам.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по сказкам.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
5. Создать положительный эмоциональный настой на дальнейшую работу.
Форма: игра-викторина, соревнование.
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?
- Сейчас я вам зачитаю, как расшифровывается слово «викторина» в словаре.
Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
- Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок.
Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли правильно отвечать. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон. Между конкурсами вы будите открывать чёрный ящик и угадывать предмет. За правильный ответ команда получает 3 жетона. А в конце занятия узнаем, кто из вас является лучшим знатоком сказок.
- Сегодня мы с вами и вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у их героев.
1Представление команды( название, девиз, командир)
2. Викторина. Из какой сказки слова (по очереди каждой команде)
- «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки» («Три медведя»).
- «Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем, у ней бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут» («Мороз Иванович»)
- «Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками» («Гуси-лебеди»)
- «А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка» («Хаврошечка»)
- «Соскучился да и покатился: с окна на лавку, с лавки – на пол, по полу – да к двери, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца – на двор, со двора – за ворота и покатился по дороге всё дальше и дальше» («Колобок»)
-«Не откроем мы тебе дверь, -закричали они. -Ты не матушка наша, у той голос добрый и тонкий, а твой толстый. (Волк и семеро козлят).
-Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!»
(Медведь и мужик). -Кто из какой сказки сказал такие слова: «Как выскочу, как выпрыгну- пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса, заюшкина избушка).
Внимание «Черный ящик». - Необходимо угадать, что за предмет лежит в черном ящике.
- С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.
(Игла) 3. “Хорошо ли ты знаешь сказки”
(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Репка)
Внимание «Черный ящик».
- С помощью предмета, который находится здесь, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела для лука. «Царевна-Лягушка»)
4.Эстафета “Юный художник”
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
Внимание «Черный ящик».
- Угадайте, что дала мама Красной Шапочке, которая собралась идти к бабушке. (Корзину с пирожками)
5. Конкурс 5. “Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
2 – Что пела коза своим козлятам?
Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла; 3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? Вижу, вижу! Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? — Ловись, рыбка, и мала и велика! — Ловись, рыбка, и мала и велика!
6 – Что говорила в это время лиса? — Ясни, ясни на небе звёзды! — Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? — Терем-теремок! Кто в тереме живет?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
- По щучьему веленью, по моему хотенью
Внимание «Черный ящик».
- О ком идет речь: «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке» (Колобок)
6. Конкурс 7. “Найди ошибки художника”
(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)
(Рисунки 1–5, см. Приложение 1)
Внимание «Черный ящик».
- «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба». Отгадайте, какой предмет из этой сказки находится в черном ящике. (Золотое яйцо)
7. Конкурс 8. “Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
8. Придуманные сказки
4. Подведение итогов.
Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"
1 команда «Черепашки» | 2 команда «Дельфины» |
1. Федорков А. | 1. Лобачев А. |
2.Вожова К. | 2. Меркулова В. |
3. Пашинян А. | 3. Заинчковский В. |
4. Бабкина В. | 4. Коровкина Д. |
5.Ноздрачёв М. | 5. Машошин Е. |
6. Бородин К. | 6. Куракулова А. |
7. Золотухина А. | 7. Шумаков А. |
8. Конищев Д. | 8. Полякова М. |
9. Смахтин А. | 9. Матвеенко В. |
10. Сабынина И. 11. Черняева А. | 10. Токарева А. |
Каждый участник команды должен сочинить свою сказку и красиво оформить.