СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина по сказкам А.С.Пушкина»




Цели и задачи:

  1. закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к урокам литературы, дать стимул к получению новых знаний;

  2. проверить качество полученных знаний по творчеству А.С.Пушкина и кругозор учащихся;

  3. способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива;

  4. помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.



Оформление:

  • Портреты А.С.Пушкина, выполненные разными художниками.

  • Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

  • Выставка книг.

  • Фонограмма записи опер Римского-Корсакова по сказкам А.С.Пушкина.

  • Мультимедийная презентация.


Ход мероприятия:

(Слайд 1)

Эпиграф.

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!

А.С.Пушкин


Для проведения викторины класс делится на 2 команды. Проводят викторину ведущий (учитель) и Кот учёный (хорошо подготовленный ученик).


Ведущий:

А.С.Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - говорил А.Твардовский.

А сказки! Рассказанные в детстве старой няней, они оставили большой след в сознании А.С.Пушкина. В письме к брату в 1824 году он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Прошло порядочно времени, прежде чем эти русские сказки, рассказанные Ариной Родионовной, нашли свою стихотворную форму.

Сказки А.С.Пушкина пленяют нас своей напевностью, красотой языка, зовут за собой в неизведанные дали.

Как по волшебству мы перенесёмся в мир сказок А.С.Пушкина и попадём в сказочную страну Лукоморье.

(Появляется учёный Кот).

(Слайд 2)


Кот: У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Ведущий: Итак, сейчас мы отправимся в путешествие, а нашим гидом по Лукоморью будет учёный Кот. (Кот кланяется). Вместе с ним вам предстоит выполнить несколько заданий (Слайд 3): «Угадайка», «Кто это?», «Устный счет», «Сказочный пир», «Кто в теремочке живет?», «Кроссворд». Также соберёте мозаичную картинку – иллюстрацию к одной из сказок А.С.Пушкина.

Кот: Здравствуйте, ребята! Ну что же, нам пора в путь. Все знают, что любая сказка начинается с зачина. Так вот, по зачину вы должны узнать сказку и назвать её.


Задание 1. Угадайка (Назвать сказку по зачину).


  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. (Слайд 4)

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его словном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде»).

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. (Слайд 5)

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

  1. Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон. (Слайд 6)

(«Сказка о золотом петушке»).

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл он по базару

Посмотреть кой-какого товару. (Слайд 7)

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

(Слайд 3)

Кот: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины сказок Пушкина. Но наша викторина только началась, и в дальнейшем может отличиться та команда, которой не повезло в самом начале. Условия второго задания таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых пушкинских сказок. Вы должны узнать героя сказки, дать её полное название.


Задание 2. По словесному портрету ответьте: кто же это ?

(Слайд 8)

  1. …В сарочинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый…

(Звездочёт, скопец, мудрец из «Сказки о золотом петушке»).

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха-столбовая дворянка из «Сказки о рыбке и рыбаке»).

  1. Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

  1. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне»)

(Слайд 3)

Кот. Хорошо вы знаете героев сказок А.С.Пушкина. Посмотрю, как будете отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше лежит.

В Лукоморье очень любят устный счёт. Давайте и мы вместе с героями сказок Пушкина посчитаем.


Задание 3. Устный счёт.


  1. На какой по счёту день царь Дадон привёл свои войска к шатру шамаханской царицы? (Слайд 9)

(На 8-й день).

  1. Сколько раз закидывал старик невод в синее море ? (Слайд 10) (Три раза)

  2. Сколько лет рыбачил старик ? (Слайд 11) (30 лет и 3 года)

  3. Сколько раз Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в какое-либо насекомое ? (Слайд 12) (Три раза: в комара, муху, шмеля)

  4. Сколько раз ходил старик к синему морю, чтобы обратиться с просьбой к золотой рыбке ? (Слайд 13) (Пять раз)

  5. За какое количество человек ел Балда в поповском доме ? (Слайд 14) (За четверых)

(Слайд 3)

Кот. Вот молодцы! Считать умеете.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко вглубь Лукоморья зашли участники викторины, приустали, проголодались. Вот я и решил: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Итак, вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?


Задание 4. Сказочный пир (Кто кого и в какой сказке так угощает?)

  1. Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зелёного вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь отломила

Да кусочек откусила. (Слайд 15)

(Семь богатырей угощали царевну «Сказка о мёртвой царевне»)

  1. Наливают ей заморского вина,

Заедает она пряником печатным. (Слайд 16)

(Бояре да дворяне угощают старуху-царевну «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Там за стол его сажала,

Всяким явством угощала… (Слайд 17)

(Шамаханская царица угощала царя Дадона «Сказка о золотом петушке»)

  1. … наливна,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит… (Слайд 18)

(Старуха-злая царица угощала царевну «Сказка о мёртвой царевне»)

(Слайд 3)

Кот. Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но всё равно никто, наверно, не скажет, что он ушёл с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой Пушкина. И она ведь зовёт и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному Лукоморью, зайдём в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу.


Задание 5. Кто, кто в теремочке живёт ?


  1. Перед ним изба со светёлкою

С кирпичной белёной трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами. (Слайд 19)

(Изба жадной старухи «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой. (Слайд 20)

(Терем семи богатырей «Сказка о мёртвой царевне»)

  1. Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом. (Слайд 21)

(Дом ручной белки)

  1. Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шёлковый шатер. (Слайд 22)

(Шатер шамаханской царицы «Сказка о золотом петушке»)

(Слайд 3)

Кот. Вот мы и побывали в гостях у героев сказок А.С.Пушкина, посмотрели, как они живут. А теперь я предлагаю сделать остановку на берегу синего моря. Вот и золотая рыбка приплыла к нам и со дна морского, доставила кроссворд для умных и любознательных.


Задание 6. Кроссворд. (Слайд 23)




1






3





1





















4














2


















3



















4























По горизонтали: 1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочёт) 2.Название острова, где жил князь Гвидон (Буян) 3. Что закидывал в море старик, чтобы поймать рыбу? (Невод) 4. Одна из злодеек из «Сказки о царе Салтане» (Бабариха)

По вертикали: 1.Какой титул получила старуха от золотой рыбки? (Дворянка) 2. Кто вышел к Балде из моря ? (Бес) 3. Кто отвел в лес царевну из «Сказки о мёртвой царевне»? (Чернавка) 4. Имя князя, который спас царевну Лебедь от злого коршуна. (Гвидон).


Кот. Наше путешествие по Лукоморью. Подходит к концу. Предлагаю вам выполнить последнее задание: собрать каждой команде мозаичную картинку к одной из сказок А.С.Пушкина, назвать эту сказку и пересказать изображённый эпизод.


Задание 7. Мозаика.


Кот. Вот пришла пора прощаться, наше путешествие по стране Лукоморье закончилось, но знакомство с произведениями А.С.Пушкина продолжается. Так что вперёд, ребята! Читайте, думайте, спорьте…


(Награждается команда победительница. Кот учёный прощается и уходит).


Ведущий. Сказки А.С.Пушкина сродни народным песням. Нас пленяют напевность и лёгкость их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

(Прослушивание фрагментов из опер Римского-Корсакова).


Список источников:

  • Пушкин А.С. Сказки; ил. Анны Власовой. – М.: Эксмо, 2009 – 128 с.

  • Личные разработки учителя

  • http://images.yandex.ru/ - дата обращения 22.10.2015



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!