СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по сказкам Бажова

Нажмите, чтобы узнать подробности

П. Бажов «Серебряное копытце»

 

 

1.Кто главный герой сказки?

а) дедушка

б) бабушка

в) царь

г) царица

 

2. Кого он взял к себе жить?

а) собачку

б) мальчика

в) курочку

г) девочку

 

3. Сколько ей было лет?

а) 4

б) 5

в) 6

г) 7

 

4. Куда отправились они однажды зимой?

а)  в горы

б)  в плаванье

в)  в лес

г)  в путешествие

 

5. Кого мечтали встретить?

а) лису

б) козлика

в) рыбку

г) жар-птицу

 

Просмотр содержимого документа
«Викторина по сказкам Бажова»

П. Бажов «Серебряное копытце»



1.Кто главный герой сказки?

а) дедушка

б) бабушка

в) царь

г) царица


2. Кого он взял к себе жить?

а) собачку

б) мальчика

в) курочку

г) девочку


3. Сколько ей было лет?

а) 4

б) 5

в) 6

г) 7


4. Куда отправились они однажды зимой?

а) в горы

б) в плаванье

в) в лес

г) в путешествие


5. Кого мечтали встретить?

а) лису

б) козлика

в) рыбку

г) жар-птицу


6. Что у него было необычное?

а) голова

б) хвост

в) крылья

г) копыто


7. Какие камешки находили люди там, где он скакал?

а) изумруд

б) малахиты

в) хризолиты

г) золото










П. Бажов «Серебряное копытце»


1. Кто главный герой сказки?

а)дедушка; 
б)бабушка; 
в)царь; 
г) царица.


2. Кого он взял к себе жить?

а)собачку; 
б)мальчика; 
в)курочку; 
г) девочку.


3. Сколько ей было лет?

А)4; 
6)5; 
в)6; 
г) 7.


4. Куда отправились они однажды зимой?

а)вгоры; 
б)вплаванье; 
в)влес; 
г) в путешествие.

5. Кого мечтали встретить?

а)лису; 
б)козочку; 
в)рыбку; 
г) жар-птицу.

6. Что у него было необычное?

а)голова; 
б)хвост; 
в)крылья; 
г) копыто.

Ответы: 1а, 2г, Зв , 4в, 56, 6г
















Какой сестры не было у Ивана - царевича в сказке "Марья Моревна"?
- Елены – царевны

Куда ездили Иван и его братья биться с чудом-юдом в сказке "Иван – крестьянский сын и чудо-юдо"?
- на реку Смородину

Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке?
- из сосны

Викторина:

1. Вспомните сказ «Медной горы Хозяйка». Когда хозяйка плакала, во что превращались её слёзы? 
(Медной горы Хозяйка. Её слёзы превращались в редкий камень- медный изумруд) 

2. Какое наследство осталось после смерти Степана? Кто главная героиня сказки «Малахитовая шкатулка» и чем она занимается? 
(Малахитовая Шкатулка. Наследство Степана – это малахитовая шкатулка «со всяким женским прибором». Главная героиня сказки – Танюша, и она вышивала шёлком) 

3. Из чего был сделан каменный цветок, который Даниле так хотелось увидеть? 
(Каменный цветок. Из малахита) 

4. Почему Хозяйка отпустила Данила на свободу и что она пожелала ему в сказе «Горный мастер»? 
(Горный мастер. Хозяйка отпустила Данилу, потому что он не мог забыть людей и свободу, твёрдость и удалость. Невеста Данилы освободила его из неволи. Хозяйка пожелала ему: чтобы всё, чему научился он в горе, осталось бы у него в памяти, но дорогу к Хозяйке Данила должен забыть) 

5. За что Митюха ударил барина в сказке «Хрупкая веточка»? 
(Хрупкая веточка. Митюха ударил барина за то, что барин «…схватил со стола веточку, хлоп её на пол и давай-ка топтать. В пыль, понятно, раздавил») 

6. Какой подарок для царской семьи сделал Евлаха Железко в сказе «Железковы покрышки»? 
(Железковы покрышки. «Будем делать альбом для царской семьи с малахитовыми крышками и украшениями, какие полагаются»). 

7. Из какой сказки следующий отрывок: «Упёрся в том же месте в камень, он и повалился на Андрюху…Там лестница открылась, и хорошо улаженная, как вот в новом барском доме. Ступил Андрюха на первую ступеньку, а обе ящерки шмыг вперёд, как дорогу показывают…»

(Две ящерки) 

8. Кого Хозяйка Медной горы предупреждала: «как бы подошвы деткам своим не оставить». Почему она так говорила? 
(Приказчиковы подошвы. Приказчику Северьяну из сказа «Приказчиковы подошвы» - лютый был, плохо обращался со своими рабочими – избивал их) 

9. Почему Яшка захотел жениться на Устеньке –дочери вдовы Шаврихи в сказке «Травяная западёнка»? 
(Травяная западёнка. Яшка захотел жениться на Устье, т.к. хотел узнать о малахитовой ямке её отца) 

10. Почему Таютка пошла с отцом на рудники и что она нашла в сказке «Таюткино зеркальце»? 
(Таюткино зеркальце. Таютка пошла на рудники с отцом, потому что её мать умерла и дома её не с кум было оставить. Таютка нашла «кусок руды со шлифом, какой-нибудь угольшек гладёхонёк. Как зеркало блестит…») 

11. Почему Великий Полоз отводит золото от хитрых и жадных людей в сказке «Про Великого Полоза»? 
(Про Великого Полоза. Великий Полоз «…не любит, вишь, чтобы окола золота обман да мошенничество были, а пуще того чтобы один человек другого утеснял») 

12. Кто такая Огневушка-Поскакушка и что она указывает в сказке «Огневушка-Поскакушка»? 
(Огневушка-Поскакушка. Такой знак на золото –вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото) 

13. В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая дала внуку последний наказ, чтобы он не допускал «худые думы». Что она имела ввиду? 
(Синюшкин колодец. Это мысли о золотое и богатстве – «хуже их нету», которые делают человека жадным) 

14. Как звали кошку и внучку деда Коковани в сказке «Серебряное копытце»? 
(Серебряное копытце. Кошку звали Мурёнка, а внучку Дарёнка) 

15. Как имя жениха Золотого волоса в сказке «Золотой волос»? И кто он такой? 
(Золотой волос. Его имя Айлын «И был, сказывают, в башкирах охотник один Удалее его не было».)


. Сообщение темы урока, актуализация знаний

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника, нашего земляка. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок.

  1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.

  2. Ценный камень уральских гор.

  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?

  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.

2. Вводная беседа

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия в которых рос П. Бажов.

Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

Учитель. Какие сказы Бажова вы читали?

Дети.

  • “Огневушка – Поскакушка”

  • “Малахитовая шкатулка”

  • “Хозяйка медной горы”

  • “Серебряное копытце”

  • “Каменный цветок”

  • “Горный мастер”

  • “Хрупкая веточка”

  • “Голубая змейка”

  • “Синюшкин колодец”

  • “Иванко Крылатко” и т. д.

Учитель. Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник. А школьница из г. Асбеста Алена Сонина сочинила стихотворение:

В синем звенящем уральском морозе,
Мудрую душу в морщинах храня,
Взгляд, отведя от застывшей берёзы,
Павел Петрович глядит на меня.
Близкий, как дедушка, мудрый как сказка,
Добрый, как песня, седой, как Урал…
Кажется, будто напрасно две даты
Кто-то на камне пред ним написал.

Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.

3.Словарно-лексическая работа

Учитель. Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.

  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).

  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

  • голбчик – приступка для выхода на печь.

  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.

  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

  • несподручно– неудобно, неловко.

  • пособник – помощник в делах.

  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

4. Первичное восприятие текста

Чтение сказа П. П. Бажова “Серебряное копытце” подготовленными учащимися.

5.Физкультминутка

6. Работа над содержанием

Учитель. Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?

Учитель. Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

Дети. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.

Учитель. А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Дети. После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа (с.194 учебника)

  • каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

  • герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.

Дети выбирают один из вариантов, обосновывая свой выбор.

Учитель. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

Учитель. Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.

7. Итог урока

Учитель. Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.

Викторина

1. Кому был посвящен наш урок?

2. Почему Бажова называют волшебником?

3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?

4. Назовите произведение по иллюстрации. Внимание на экран. (Иллюстрации к сказам П.П.Бажова)

  • “ Огневушка – Поскакушка”

  • “Малахитовая шкатулка”

  • “Хозяйка медной горы”

  • “Серебряное копытце”

5. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Богатство – не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим

На доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
-Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)



1. Сколько сказов вышло из-под пера Павла Петровича Бажова?

56


2. Какие камешки стали находить люди там, где скакал козлик Серебряное копытце?

хризолиты


3. Чему Хозяйка медной горы научила Танюшку, героиню сказа «Малахитовая шкатулка»?

вышивать шелком


4. Как первоначально назывался сказ «Малахитовая шкатулка»?

«Тятино подаренье» 


5. Каменный цветок, как известно из одноименного сказа, полную силу имеет на Змеиный праздник. Павел Бажов называет и дату. Это....

25 сентября


6. Какие заветные слова должен был сказать Илья бабке Синюшке?

«Без ковша пришел» 


7. Когда Хозяйка медной горы плакала, во что превращались её слёзы?

в медный изумруд


8. В сказе «Огневушка-Поскакушка» главного героя ласково называют Тюньша. Это имя - производное от имени...

Фёдор


9. Какие каменные ягоды, выточенные мастером в сказе «Хрупкая веточка», растоптал барин?

ягоды крыжовника


10. В каком году был впервые издан сборник сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»?


X. Рефлексия 
- Сказ закончился чудом. Наша малахитовая шкатулка открывается и вашему вниманию 
Павел Петрович Бажов предоставляет книгу сказов «Малахитовая шкатулка»

Когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет (в 1939 году), в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений. 
“Малахитовая шкатулка”.

Мы держим с тобою, приятель, в руках 
«Уральские сказы» о дивных горах. 
Здесь много случалось историй. 
Тут были и радость, и горе. 
Озера и реки здесь – как зеркала, 
Нам песню споет пожилая ветла 
И много расскажет нас басен 
Уральский лес чуден, прекрасен. 
А горы до неба почти достают, 
Красива природа – покой и уют. 
И добрые люди здесь сказки хранят, 
Которые о волшебстве говорят.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. 
Горы эти невысоки, но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождение железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. 
Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камне 
Выступление ученицы: 
Малахит - минерал, водный карбонат меди. Ювелирный и поделочный камень. Один из наиболее популярных благодаря яркой окраске, красивому рисунку, легкости обработке и способности воспринимать полировку. Во времена “малахитового производства” на Урале выделялись 3 основных сорта малахита: бирюзовый, зелёный, тёмно-зеленый. Название камня происходит от греческого “малахе” - мальва или “малакос” мягкий. Главное его назначение создать в организме физическую и эмоциональную гармонию. Из малахита вырезали амулеты для детей, которые должны были охранять их от напастей. Так же он считался средством от астмы и ревматизма, изгонял меланхолию. Если носить его в виде перстня на левой руке он нормализует работу сердца.

- А вы верите в чудеса? 
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. 
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? 
- Украсим наш домик драгоценными камнями. Мы даем камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить. 
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика. 
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища. 
- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ? 
X. Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце) 
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Добрый волшебник с Урала, 
Павел Петрович Бажов, 
Чтоб нам грустно не стало, 
Сказочный отпер засов. 
Только засов отворился, 
В сказку открылася дверь: 
Запах лесов заструился, - 
В мир ты волшебный поверь. 
Чтоб Огневушка смешная 
К кладам открыла нам путь, 
Или змея голубая, - 
Книги прочесть не забудь.



ми, и что нравится в людях Бажову.

V. Работа с непонятными старорусскими словами 
(Звучит музыка Вивальди концерт «ЗИМА») 
Перед нами Малахитовая шкатулка, со своими драгоценными камнями, она раскроется, если мы справимся с расшифровкой непонятных старорусских слов. 
Во время чтения сказки вам встретились непонятные слова. Давайте значение некоторых слов повторим 
Завод 
Пособник – помощник 
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством) 
Горюн – горевать 
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы 
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи 
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание) 
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня 
Балаган – временная легкая деревянная постройка 
Душной – запах, идущий от животного (о козле) 
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег 
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). 
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!