ТЕМА: «Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена»
ЦЕЛЬ:
Закрепить и расширить представления детей о жанре сказки. Обобщить знания о сказках Андерсена. Развивать творческие способности детей.
ЗАДАЧИ:
1) Закрепить и расширить знания детей о жанре сказки и о сказках Андерсена.
2) Развивать творческие способности детей (в речевой, художественной и музыкальной деятельности).
3) Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Игра «Сложи сказку», портрет Г. – Х. Андерсена, картинки с изображением Дании, иллюстрации к сказкам Андерсена, предметы из сказок, диск с музыкой Ю.Энтина «В мире много сказок» и «Дорогою добра», коллективные работы по сказкам, сердечки из картона серебряного цвета (для обозначения баллов).
Предварительная работа с детьми: чтение сказок Г.Х. Андерсена, рисование героев сказок Андерсена, лепка любимых героев из сказок Г.Х. Андерсена, изготовление заготовок для цветочной композиции, беседы о сказках, заучивание стихотворений и песни на данную тему, просмотр мультфильма «Снежная Королева».
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное, волшебное путешествие по сказкам. А для начала давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются) и поприветствуем друг друга:
1ребенок: «Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живёт на этой планете,
«Доброе утро» скажем мы вместе».
У меня в руках - книга сказок. Как вы думаете, как появились сказки? Слово «сказка» произошло от «сказывать» - рассказывать, говорить. Сказки появились очень давно и передавались из поколения в поколение. А какие бывают сказки? (народные и авторские) Какие русские народные сказки вы знаете? А каких известных сказочников вы знаете?
2 ребенок: «В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло!
Пусть добро навеки побеждает зло!»
Воспитатель: Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку, автора назвать!
Ребята, посмотрите, у нас на столе перепутались разные сказки. Давайте соберём их и узнаем, какие сказки здесь спрятались.
Д/и «Сложи сказку»
(Дети делятся на 4 группы, каждая собирает свою сказку - «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Лиса и волк», «Сказка о золотом петушке», затем дети называют, какие получились сказки, говорят, кто их написал).
Книга – это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далёкое прошлое, приоткрыть дверцу в волшебство. Садитесь на ковёр – самолёт и отправимся в путешествие, навстречу сказке!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«Сядем мы на ковёр – самолёт,
И умчимся в волшебные страны.
Пусть он по ветру нас понесёт,
Через горы, моря, океаны.
Где чудесные розы цветут,
Где желания все исполняют,
Где любимые сказки живут
И добро в них всегда побеждает!»
Мы оказались в Дании. В этой стране, 207 лет назад, родился великий сказочник – Ганс Христиан Андерсен.
(Воспитатель показывает портрет Андерсена, картинки с изображением Дании).
Посмотрите, какое лицо у Андерсена? Похож ли он на сказочника? Почему?
Вот как Андерсен говорил о своей стране:
3 ребенок: «В далёкой Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне, родимая моя…»
3 ребенок: Андерсен родился в маленьком датском городке, в скромном домике прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от матери, мальчик переделывал их по – своему и рассказывал друзьям. У него был самодельный кукольный театр, в котором маленький Ганс устраивал кукольные спектакли. А в 30 лет Андерсен уже издал 3 сборника сказок для детей, которые полюбили дети всего мира. Всего Андерсен написал 170 сказок.
4 ребенок: «Читайте Андерсена, дети,
Так увлекают сказки эти!
И, может быть, ответ найдёте сами,
Где в сказке ложь, а где намёк
И добрым молодцам урок!»
Мы с вами прочитали много сказок Андерсена, обсуждали героев, пересказывали, рисовали, делали аппликацию – всё по сказкам Андерсена. А сегодня давайте узнаем, как хорошо вы усвоили и запомнили эти сказки. Но, что это у меня на столе? Какой-то странный конверт. Да это-письмо! Интересно, от кого оно? Да это же наш старый друг Оле Лукойе прислал нам это послание. Так, так прочтем, что там написано… (читаю письмо) Ребята, вы хотите помочь Оле Лукойе? Тогда я предлагаю вам устроить соревнование – викторину «Знатоки сказок Андерсена». Отвечая на вопросы этой викторины, мы поможем нашему другу Оле Лукойе. Давайте разделимся на две команды. Попросим помощника ставить нам на табло баллы – оловянные сердечки. Посмотрим, чья команда наберет больше сердечек.
Дети рассаживаются по группам. Представление команд:
Командир девочек: «Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала,
И маленькую ласточку от холода спасла!»
Командир мальчиков: «Стойкий маленький солдатик, он стоит, как акробатик,
На единственной ноге, в оловянном сапоге.
Стойкий, маленький, прямой,
Всё снесёт он, как герой!»
Команды готовы? Тогда - в путь! За каждый правильный ответ вы будете получать «оловянное сердечко». Оно тоже из сказки Андерсена, помните, из какой? («Стойкий оловянный солдатик»). В конце викторины мы посчитаем сердечки и узнаем победителя.
ЗАДАНИЕ 1: «Из какой сказки»
Командам по очереди читаются отрывки из сказок. За каждую угаданную сказку – 1 балл.
«У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё – таки уверяла, что она – настоящая принцесса». (Принцесса на горошине»)
«Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево». («Дюймовочка»)
«Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам». («Русалочка»)
«На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко». («Стойкий оловянный солдатик»)
«Полечу – ка я к этим царственным птицам: они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть!» («Гадкий утёнок»)
«Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам, по степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман». («Снежная королева»)
«Придя на задний двор, император потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты подсчётом поцелуев». («Свинопас»)
ЗАДАНИЕ 2: «Узнай сказку по словам»
Командам по очереди предлагается набор слов. Дети должны ответить, к каким сказкам они относятся. За правильный ответ – 1 балл.
1)Разбойница, олень, ворон, розы.
2)Перина, горошина, дождь, принцесса.
3)Жабы, жуки, мышь, ласточка.
4)Кораблик, балерина, огонь, крыса.
5)Горшочек, свиньи, роза, соловей.
6) Утка, яйцо, охота, лебедь.
ЗАДАНИЕ 3: О ком из героев сказок эти стихи?
5 ребенок: - Злая ведьма зло свершила
В птиц всех братьев превратила.
И сестрицу, как могла,
Очернила, прогнала
А сестрёнка в горе тяжком,
Ох, намаялась бедняжка.
Обратить смогла в людей,
Братьев диких … (лебедей)
6 ребенок: - В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
/ Гадкий утенок/
7 ребенок: - Чуть женой крота не стала
И усатого жука,
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
/ Дюймовочка /
8 ребенок: Героиня этой сказки всем нравится.
Полюбила она принца красавца.
И в любви безответной тоскуя,
Превратилась в пену морскую.
Всем известна эта сказочка.
А название её …. (Русалочка)
ЗАДАНИЕ 4: «Расскажи сказку» (Конкурс капитанов).
Капитаны команд рассказывают своими словами отрывок из сказки Андерсена, другая команда угадывает. 1 балл – за отгаданную сказку; 1 балл – за рассказ капитана.
Первой команде – сказка «Дюймовочка». Второй команде – сказка «Снежная королева»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Восп: «Посмотрите какая лягушка прыгает по моему столу. Из какой сказки Андерсена она выпрыгнула?»
Ответ детей: «Выпрыгнула из сказки Дюймовочка.»
Восп: «Давайте и мы немного разомнёмся»
На опушке две лягушки, (руки на пояс, повороты в право влево)
Две весёлые подружки
Прыг-скок, прыг-скок (Перекатываются с пятки на носок)
Прыгать с пятки на носок
Рано утром умывались (Выполняют движения в соответствии словам)
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чём секрет (маршируют на месте)
Всем друзьям физкульт-привет! (поднимают руки в верх)
ЗАДАНИЕ 5: «Чудесный мешочек»
Дети по очереди достают из мешочка предметы из сказок, тот, кто достал, угадывает, из какой сказки предмет и как он использовался. За полный ответ – 2 балла.
(Горошина, яйцо, зонтик, грецкий орех, бумажный кораблик, роза, утенок).
ЗАДАНИЕ 7: «Самый умный»
Вопросы повышенной сложности. Отвечает тот, кто догадался первым и поднял руку. Команде присуждается 2 балла.
Где родился Андерсен? (В Дании)
Из чего была сделана балерина в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (из картона)
Кто жил в избушке, в которую забрёл гадкий утёнок? (старуха, кот и курица)
Какие насекомые помогали готовить приданое для Дюймовочки? (пауки)
Какие подарки прислал принц для принцессы в сказке «Свинопас»? (розу и соловья)
Какие цветы росли на балконе у Герды и Кая? (розы)
Кого подарила Герде маленькая разбойница? (оленя)
Наша викторина подошла к концу. На все каверзные вопросы Снежной Королевы мы ответили. Осталось только выполнить последнюю просьбу Оле Лукойе: «Помочь Дюймовочке и Эльфам найти свой цветок.»
Дети подходят к столам, заканчивают свои композиции «Дюймовочка на цветке» и «Эльф на цветке»: собирают тюльпан и прикрепляют к листку его Дюймовочку или Эльфа, нарисованных и вырезанных своими руками на прошлых занятиях.
Ребята, посмотрите какие красивые композиции у вас получились! Посмотрите на табло. Чья команда набрала больше баллов? (дети считают баллы)
Оле Лукойе очень рад за вас, но ему очень хочется услышать, как вы умеете петь песни. Давайте сядем на наш ковер-самолет, ведь нам уже пора возвращаться обратно в детский сад, и мы, летя на ковре-самолете, споем для него и наших гостей песенку «Дорогою добра».
Вот мы приземлились в наш детский сад. Что мы сегодня с вами делали?
Если вам понравилось это путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена, то поднимите свои цветочные композиции высоко, а если – нет, то опустите их вниз.
Вы молодцы и настоящие знатоки сказок Андерсена! И вы так здорово помогли Оле Лукойе и спасли его от чар Снежной Королевы. За это он вам прислал гостинцы.
Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба себя Ведёт, не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что это жизнь, Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. |
Текст песни "Дорога добра"
Письмо от Оле Лукойе
Здравствует, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сказки Ганса Христиана Андерсена. Помогите мне, пожалуйста, ответить на очень заковыристые вопросы по сказкам Андерсена, которые придумала для меня Снежная Королева. Я уже стар стал и память моя стала дырявой. Помогите мне ответить на все вопросы Снежной Королевы. Если вы справитесь со всеми заданиями, то Снежная Королева отпустит меня из своего снежного царства, а если – нет, то я замерзну здесь навсегда, и никогда уже не смогу приходить к вам во сне и показывать вам чудесные сказки! Помогите! Умоляю!
Оле Лукойе
Кораблик, балерина, огонь, крыса.
Утка, яйцо, охота, лебедь.
Горшочек, свиньи, роза, соловей.
Жабы, жуки, мышь, ласточка.
Перина, горошина, дождь, принцесса.
Разбойница, олень, ворон,
розы.
Филиал МОУ Тимирязевской СШ- детский сад «Берёзка»
План-конспект
организационно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе «Гномик»
«Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена»
Подготовила: Селезнёва Ю.В.
апрель 2017г.