"Сказки А.С. Пушкина" викторина.
Цель занятия
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
Портрет А. С. Пушкина;
Ход занятия
I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Ребята, мы с вами на уроках чтения познакомились со сказками А. С. Пушкина Сегодня у нас литературная викторина по сказкам. Мы узнаем , что нового вы узнали и чему научились?
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа об авторе.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы узнали о самом авторе.
Когда и где родился А. С. Пушкин?
В Москве, 6 июня 1799 год
Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?
Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.
Кто учил его писать по-русски?
Кто ему рассказывал сказки?
Воспитатель: Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их:
"Сказка о рыбаке и рыбке"
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
"Сказка о царе Салтане:"
"Сказка о попе и его работнике Балде"
"Сказка о золотом петушке"
"О чем-то скрипит половица:" О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки: И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски: Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка:
Викторина по сказкам
Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке"
1. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года
2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? Два раза.
"В третий раз закинул он невод, - Пришел невод с одною рыбкой".
3. Сколько времени была старуха царицей? . . . . Две недели. "Вот неделя, другая проходит. . . "
4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).
5. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? Пять раз
6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
"Что тебе надобно старче?" -
"Смилуйся государыня рыбка!. . ,"
Вопросы к "Сказке о царе Салтане"
1. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?
В комара, муху, шмеля
2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея
3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой.
("А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей". )
4. Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? Остров Буян
5. Назови любимую песню белочки? "Во саду ли:"
6. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?"
Вопросы к "Сказке о попе и работнике его Балде"
1. С каких слов начинается "Сказка о попе:" Жил-был поп, толоконный лоб
2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? ". . . в год затри щелчка полбу. . . "
3. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?
"Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь: А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь".
4. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?"Лучшего б ненадобно дохода, Да есть на них недоимки за три года".
5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? ". . . вышлю к тебе внука".
Физкультминутка для глаз.
Белочка любила делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
Вопросы к "Сказке о золотом петушке"
1. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!"
2. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?
"Год, другой проходит мирно; Петушок сидит все смирно ". (2 года. )
3. Откуда пришла беда в царство Дадона? "Видит, бьется петушок. Обратившись на восток ".
4. Сколько сыновей было у царя Дадона?
'Что за страшная картина. ' Перед ним его ова сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат ".
5. Кто встретил царя Дадона?
"В сарачинской шапке-белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец" (Мудрец, звездочет. )
6. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?
Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон".
7. Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке"?
"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".
Вопросы к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях"
1. Какое приданое приготовил царь своей дочери?
"Семь торговых городов Да сто сорок теремов". . .
2.
"Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном. . . "
Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?
Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:
"Коли красная девица, Будь нам милая сестрица".
3. Кто дал царевне отравленное яблоко? Чернавка
4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
"Свет наш солнышко. . . ", "Месяц, месяц, мой дружок. . . ",
"Ветер, ветер! Ты могуч. . . "
6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?
". . . пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз".
7. От чего умерла мачеха? "Тут тоска ее взяла. . . "
Обобщающие вопросы по сказкам
1. Из какой это сказки?
"Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".
Из "Сказки о царе Салтане"
2. О ком идет речь:
"И, кого ни спросит он Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется. . . "?
О Королевиче Елисее.
3. Из какой это сказки:
"Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить"?
Сказка "О попе и работнике его Балде".
4.
"Вдруг шатер распахнулся. . . и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя". Что это за девица?
Шамаханская царица из "Сказки о золотом петушке".
5. Кем предстала перед стариком старуха:
" В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки"
Столбовою дворянкой
Физкультминутка
Изобразите:
- Волны на море
- Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
- Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
- Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
- Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Конкурсы-задания "По страницам прочитанных книг"
Задание 1. "Угадайте сказку по иллюстрации"
Задание2. "КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?"
1.
- Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
2.
Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
3.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (Третья сестрица)
4.
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)
Задание 3. "Расшифруй слова и назови, из каких сказок эти предметы"
развернуть таблицу
АЗРОКЕЛ | 5137426 | ЗЕРКАЛО |
ЫБАРК | 23514 | РЫБКА |
ТЕОШПКУ | 3265174 | ПЕТУШОК |
ЕЛАБК | 23514 | БЕЛКА |
ОМШЕК | 41325 | МЕШОК |
развернуть таблицу
Задание 4. "Узнайте сказку":
развернуть таблицу
Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба. Изба, терем, жемчуг, царица, корыто. Шатер, звездочет, петушок. Князь, муха, остров, царь, лебедь. | "Сказка о золотом петушке" "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" "Сказка о царе Салтане:" "Сказка о рыбаке и рыбке" |
развернуть таблицу
Задание 5. "Соотнеси предметы с названием сказки"
Подведение итогов занятия.
Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось?
Воспитатель: В сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! -
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!