Сценарий познавательной игры - викторины
«По страницам Великой Отечественной войны»
Цели:
Обучающая: закрепить, совершенствовать, углубить знания по истории Великой Отечественной войны, побуждать студентов к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора
Развивающая: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде
Воспитательные: содействовать формированию у студентов уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; формировать активную жизненную позицию; положительное отношение к знаниям
Оснащение мероприятия:
Компьютер; проектор; доска и мел (для турнирной таблицы); комплекты приложений для жюри; вывески (командные); интерактивная доска; Музыкальное сопровождение (фонограммы песен, посвященных Великой Отечественной войне)
Подготовительная работа:
Разработка сценария;
Подготовка презентаций для сопровождения игры;
Проведение отборочных туров в группах для определения состава участников
Эпиграф на доске:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». (Т.Г. Шевченко)
Ход мероприятия
Вечер начинается словами ведущего и показом презентации на экране..
Фрагмент песни «Священная война».
Ведущая 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущая 2: Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны.
Ведущая 1: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
Ведущая 1: Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.
Чтец: Никогда не сотрутся даты
Этих подвигов боевых.
В вечном отдыхе спят солдаты –
Горе тем, кто разбудит их.
Ведущая 2: Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны.
Ведущая 1: За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.
учитель: Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.
Учитель: Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей познавательной игры – викторины.
Она будет проходить в несколько туров:
I тур ЗНАКОМСТВО
II тур РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
III тур МЫ ЭРУДИТЫ В ИСТОРИИ ВОВ
IV тур УГАДАЙ-КА (Музыкальный конкурс)
V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (Блиц - турнир)
Учитель: Но прежде всего правила общения во время викторины
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:
С уважением относимся друг к другу
Любое мнение заслуживает внимания
Пока один говорит, все его слушают
О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки
Учитель: Представляем жюри:
Преподаватель истории
Завуч по ВР
Завуч по УР
Жюри получает судейские листы
Судейский лист
№ тура | Название тура | 1 команда | 2 команда |
I | Знакомство | | |
II | Разминка для ума | | |
III | Мы эрудиты в истории ВОВ | | |
IV | Угадай-ка | | |
V | Погоня за лидером | | |
| ИТОГО | | |
ТУР – Знакомство с командами (Оценочная система – 1 баллов):
1 команда – (например, «Юность», девиз: В памяти нашей бронзой отлито,
Никто не забыт, ничто не забыто…)
2 команда – (например, «Дружба», девиз: Клянемся павшим героям:
То, что отцы не доделали – мы доделаем.
То, что отцы не допели – мы допоем.)
(Название команды: «Товарищ»
девиз:
Когда мы едины –
Мы непобедимы!
название команды: «Стрельцы»
девиз:
Стой за себя,защищай других
И держи стрелу наготове.
Каждая команда проговаривает свое название, девиз имеет эмблему.
II. ТУР – Разминка для ума
Чтец: Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Учитель : “Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолётов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит”.
Учитель: Одновременно командам будут заданы вопросы о том, как начиналась война (Приложение 1). Если у команды есть ответ – вы поднимаете сигнальную карточку. Если ответ – правильный, вы получаете 3 балла. За каждое дополнение - 1 балл.
1: Первый вопрос: Назовите названия планов фашистской Германии перед наступлением на СССР.
2: Вопрос второй: Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий. Как назывались эти группы?
3: Вопрос третий: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Север».
4: Вопрос четвёртый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Центр».
5: Вопрос пятый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Юг».
6: Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Шестой вопрос: Назовите первые приграничные сражения.
Чтец: О крепости Брестской я слышал рассказ,
Легенду, прекрасней старинных…
В той крепости, вражьей ордой окружен,
Границу страны защищая,
Пожертвовал жизнью своей гарнизон,
Захватчикам путь преграждая…
7: Вопрос седьмой: Назовите начало Смоленского сражения.
8: Вопрос восьмой: Какой вид вооружения использовали советские войска в этом сражении впервые?
9: Вопрос девятый: Когда началась блокада Ленинграда?
Ведущая 2: В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание. Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города.
8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.
Чтец: Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
– Товарищи, мы в огненном кольце…
10: Вопрос десятый: Сколько грамм составлял паёк в блокадном Ленинграде?
Чтец: Враг силой не мог нас осилить –
Нас голодом хочет он взять.
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу!
11: Вопрос одиннадцатый: Какой город оборонялся в течение 250 дней?
12: Вопрос двенадцатый: Назовите дату - начало битвы за Москву.
Чтец: И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв.
Тремя путями враг к Москве стремится,
Путем единым будет он отбит.
13: Вопрос тринадцатый: Какое событие произошло 7 ноября 1941 года в Москве?
В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (сл. А.А.Суркова, муз. Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.
14: Вопрос четырнадцатый: Назовите фамилию командира дивизии, оборонявшей Москву в районе Волоколамского шоссе?
Чтец: Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.
15: Вопрос пятнадцатый: Кому принадлежат слова: «Велика Россия! А отступать некуда, позади Москва?»
Учитель: Второй тур закончен. Жюри подводят итоги.
III ТУР – Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны (5 из 25)
Ведущая 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.
Чтец: Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идём мы, смерть, презирая,
Не умирать, а жить!
Учитель: Третий тур закончен. Жюри подводят итоги.
IV ТУР – «Угадай-ка» (музыкальный конкурс)
Чтец: На войне - в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, -
Там, где случай приведет, -
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть... Минут шестьсот.
Учитель: Командам предлагается выбрать 3 фонограммы из 12. За каждую правильно угаданную песню команда получает 3 балла (Приложение 3).
Учитель: Четвёртый тур закончен. Жюри подводят итоги.
V ТУР – «Погоня за лидером» (блиц - турнир)
Учитель: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Чтец: Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!
Учитель: Командам по очереди предлагается ответить на 15 вопросов (Приложение 4). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущая 2: Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
Чтец: В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Учитель: Вот закончен и пятый тур. Жюри подводят итоги.
Учитель (Подведение итогов, награждение) Слово членам жюри. Каждая команда получает диплом I или II степени в зависимости от результатов.
УчительЗакончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.
Приложение 1
II тур РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
-
| Назовите названия планов фашистской Германии перед наступлением на СССР | «Барбаросса» «Ост» |
-
| Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий. Как назывались эти группы? | «Север» «Центр» «Юг» |
-
| Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Север». | Прибалтика Ленинград |
-
| Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Центр». | Минск Смоленск Москва |
-
| Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Юг». | Украина Крым Кавказ |
-
| Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Шестой вопрос: Назовите первые приграничные сражения. | Брестская крепость Застава лейтенанта Лопатина П-ов Ханко |
-
| Назовите начало Смоленского сражения | 10 июля 1941г. |
-
| Какой вид вооружения использовали советские войска в этом сражении впервые? | «Катюша» |
-
| Когда началась блокада Ленинграда? | 8 сентября 1941г. |
-
| Сколько грамм составлял паёк в блокадном Ленинграде? | 125 - 250 г. |
-
| Какой город оборонялся в течение 250 дней? | Севастополь |
-
| Назовите дату - начало битвы за Москву | 30 сентября 1941 г. |
-
| Какое событие произошло 7 ноября 1941 года в Москве? | Парад на Красной площади |
-
| Назовите фамилию командира дивизии, оборонявшей Москву в районе Волоколамского шоссе? | Иван Васильевич Панфилов |
-
| Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» | Капитан Василий Клочков |
Приложение 2
III тур МЫ ЭРУДИТЫ В ИСТОРИИ ВОВ
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Поставьте в соответствие даты и события. 1. Битва за Берлин а) 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. 2. Сталинградская битва б) 30 сентября – 5-6 декабря 1941 г. 3. Битва за Москву в) 5 июля – 23 августа 1943 г. 4. Курская битва г) 16 апреля – 2 мая 1945 г. | 1. – г) 2. – а) 3. – б) 4. – в) |
2 | Высший орган государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны | Государственный комитет обороны |
3 | Операция по прорыву обороны и разгрома врага под Сталинградом: а) «Тайфун»; б) «Цитадель»; в) «Блау»; г) «Уран» | г) «Уран» |
4 | Советский разведчик, сообщивший накануне войны о готовящемся нападении Германии на СССР | Рихард Зорге |
5 | Первый салют в Москве был дан в честь победы советских войск в битве: а) под Москвой; б) под Сталинградом; в) на Курской дуге; г) на Кавказе | в) на Курской дуге |
8 | В мае 1942г. был создан Центральный штаб партизанского движения, который возглавил… | П.К.Пономаренко |
9 | Поставьте в соответствие даты и события. 1. Блокада Ленинграда а) 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. 2. Сталинградская битва б) 30 сентября – 5-6 декабря 1941 г. 3. Битва за Москву в) 8 сентября 1941г. – 27 января 1944г. 4. Смоленское сражение г) 10 июля 1941 г. – 10 октября 1941 г. | 1. – в) 2. – а) 3. – б) 4. – г) |
10 | Советский летчик, первым направивший свой горящий самолет на технику и живую силу врага в начале войны | Николай Гастелло |
12 | Название деревни, у которой произошло знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы | Прохоровка |
13 | Поставьте в соответствие названия операций и события: 1. «Багратион» а) Контрнаступление под Сталинградом 2. «Уран» б) Освобождение Молдавии 3. Ясско-Кишинёвская операция в) Освобождение Белоруссии 4. Корсунь – Шевченковская операция г) Освобождение правобережной Украины | 1. – в) 2. – а) 3. – б) 4. – г) |
14 | Каковы потери советского народа в Великой Отечественной войне ? | Более 27 миллионов |
15 | Наступательная операция немецких войск летом 1943года носила кодовое название: а) «Цитадель»; б) «Багратион»; в) «Тайфун»; г) «Уран» | а) «Цитадель» |
16 | Поставьте в соответствие командующих и названия фронтов под Сталинградом: Н.Ф.Ватутин а) Донской К.К.Рокоссовский б) Сталинградский А.И.Ерёменко в) Юго - Западный | – в) – а) – б) |
17 | Второй фронт во Второй мировой войне был открыт: а) в июле 1943г. б) в марте 1944г. в) в июне 1944г. г) в апреле 1945г. | в) в июне 1944г. |
18 | На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты? | Эльба |
19 | В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? | Нюрнберг |
21 | Кто руководил обороной Москвы? | Г.К. Жуков |
22 | Что включал в себя приказ №227 от 23 июля 1942 года? | «Ни шагу назад!» |
25 | Поставьте в соответствие названия фронтов и командующих в Берлинской операции: 1 – й Белорусский а) И.С.Конев 2 – й Белорусский б) Г.К.Жуков 1 – й Украинский в) К.К.Рокоссовский | - б) – в) – а) |
Приложение 3
IV тур УГАДАЙ-КА (Музыкальный конкурс)
| Журавли |
| В землянке |
| Ах, путь - дорожка, фронтовая |
| День Победы |
| Катюша |
| Огонёк |
| Священная война |
| Три танкиста |
| Синий платочек |
| Тёмная ночь |
| Казаки в Берлине |
| Брянская улица |
Приложение 4
V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (Блиц - турнир)
Вопросы для первой команды
-
| Назовите звериное имя немецкого танка «T-V» | «Пантера» |
-
| Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это… | «Жди меня…» К. Симонов |
-
| Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев? | Ленинград |
-
| Назовите имя солдата памятник, которому стоит в Болгарии? | Алеша |
-
| Кого в годы войны называли «ночными ведьмами»? | Женщин - лётчиц |
-
| Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2005 году? | 60 лет |
-
| В каком городе можно посетить Мамаев курган? | Волгоград |
-
| Какой город защищали герои-панфиловцы? | Москва |
-
| Кто был Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны? | И.В.Сталин |
-
| Чей голос звучал по всесоюзному радио, оповещая о событиях ВОВ? | Левитан |
-
| За что вручали самую известную медаль ВОВ? | За отвагу |
-
| Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде? | Симфония № 7 |
-
| Назовите четырежды героя Советского Союза | Г.К.Жуков |
-
| Кто стоял во главе фашистской Германии? | Гитлер |
-
| Самый известный советский танк Великой Отечественной войны? | Т – 34 |
Приложение 4
V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (Блиц - турнир)
Вопросы для второй команды
| Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это… | Немецкий танк |
-
| Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что? | Тревога, появился вражеский самолет |
-
| Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна? | Колонна военнопленных немцев |
-
| Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? | Парад Победы |
-
| Какую годовщину победы в ВОВ праздновали россияне в 2010 году? | 65 лет |
-
| Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ? | «Катюша» |
-
| Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»? | К. Симонов |
-
| Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине? | 30 апреля, 1945 года |
-
| Как называлась операция партизан по подрыву вражеских эшелонов? | «Рельсовая война» |
-
| Кто стоял во главе фашистской Италии? | Б. Муссолини |
-
| Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? | Егоров и Кантария |
-
| Кто выступил по радио и сообщил о начале войны? | Молотов |
-
| По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? | Ладожское озеро |
-
| В декабре 1941 г. на омском заводе был собран первый самолёт, признанный лучшим фронтовым пикировщиком 2-й мировой войны | ТУ - 2 |
-
| В ходе какой битвы ВОВ шли бои за Мамаев Курган? | Сталинградская |