СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "В мире растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "В мире растений"»



Успехи моих учеников



Создать альбом



"Чтобы жизнь учителя состоялась, нужно,чтобы вся его семья, вся родня, весь город, весь мир интересовались его работой...

Ш.А. Амонашвили







Чтобы быть счастливым, учителю ведь нужно совсем немного.У меня все совпало:хорошая работа, хорошая семья, хорошие ученики, хорошие друзья. Все замечательно!Очень хочу пообщаться с коллегами из разных регионов нашей страны.Наверняка знаю. что счастливых людей много.33 года работаю в школе,переживали разные периоды истории,но никогда не было желания уйти из школы. Заработала пенсию в 7000 рублей, могу уже дома сидеть (хорошо что муж обеспечивает), но тянет в школу к моим любимым детям. Что поделать?



Меня спрашивают часто о том, не устала ли я от детей, родителей, ведь сейчас такие дети пошли трудные, а родители еще трудней .Всегда представляю своего личного ребенка и хочу, чтобы к нему относились воспитатели и учителя с любовью, заботились о нем.Ведь всем этого хочется?Вот и мое отношение к детям из этого складывается. Я ЛЮБЛЮ ИХ!





О себе

Работаю учителем 31 год. Глубоко осознаю свою ответственность перед теми кого учу и воспитываю.Надеюсь, что смогу и дальше честно работать.

Книги, которые сформировали мой внутренний мирЯ читаю книги о путешествиях, о великих людях. ВОТ ОН ПРИМЕР ДЛЯ МЕНЯ!

Мой взгляд на мир

Очень оптимистичен. В мире много замечательного,надо только увидеть.



Мои достижения

Моя семья, мои друзья, моя работа -вот мои достижения!

Моё портфолио

Ученики идут дальше, а учитель остается в школе.Хочется поделиться своим опытом и обогатиться опытом своих коллег.В своей педагогической деятельности придерживаюсь принципа:учиться -не стыдно, стыдно не учиться.Ожидаю от общения с коллегами из разных регионов пополнения опыта, положительных эмоций от общения с прекрасными людьми. Если мой собственный опыт кого - нибудь заинтересуе,то буду очень признательна и благодарна.Всем желаю крепкого здоровья, творческих успехов в работе, благодарных учеников, понимающих родителей и позитива во всем! Удачи всем!!!

Добавить учебный материал в портфолио

Добавить творческую работу ученика

Код для вставки списка публикаций на другие сайты

Мои публикации:

Воспитательная работа

ВРЕМЯ ВСПЯТЬ, МЫ ЖИВЁМ ОТГРЕМЕВШЕЙ ВОЙНОЙ …. Литературно – музыкальная композиция

Презентация к литературно - музыкальной композиции "Время вспять, мы живем отгремевшей войной..."

Родительское собрание в 4 классе " Интеллектуальный марафон"

Математика

Рабочая программа по матем 4 кл Школа России

Материалы МО

Отчет о работе методического объединения

Текст к Отчету работы МО

Общепедагогические технологии

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Окружающий мир

Презентация к уроку окружающего мира на тему:"Разнообразие растений"

Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России

Разработка к занятиюпо ОБЖ на тему: "Я здоровье берегу"

Учебный проект для учащихся 1 класса Презентация

Русский язык

Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

Программа по рус яз 4 кл Школа России

Чтение

Программа по чтению 4 кл Школа России

Публикации моих учеников:

Литературное творчество

"Этих дней не смолкнет слава..!"

Научно-техническое творчество

Презентация к работе "Создание скафандров"

Создание Скафандров

Другое

Географическое положение Саратовской области

Исследоват проект "Мой аквариум"

Меловые горы Вольского района

Презентация к исследовательскому проекту "Мой аквариум"

Пресные водоемы Саратовской Области
























РОЛЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ ШКОЛЬНИКАМ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

VIII






Роль совместной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда по организации коррекционной помощи умственно отсталым школьникам в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.



Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предстала перед обществом в целом сравнительно недавно. Специалисты коррекционных учреждений для умственно отсталых детей, оказывающих воспитанникам профессиональную помощь, сталкиваются с необходимостью комплексной организации коррекционного процесса. Существуют различные взгляды на проблему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и данная проблема дискуссионна.

Сегодня перед школой стоит целый комплекс задач, заключающихся в:

- создании единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные возможности;

- отслеживании эффективности процесса адаптации, коррекции и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

- организации системы эффективной коррекционной направленности процесса обучения;

- укреплении физического и нервно-психического здоровья детей;

- социально-трудовой адаптации воспитанников с особыми образовательными потребностями;

- изменении общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

В данной статье представлен опыт решения проблемы совместной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда, решение которой позволяет реализовать предложенные задачи.

В работе специалистов коррекционных школ можно выделить два направления: актуальное и перспективное. Актуальное направление – ориентировано на решение уже имеющихся трудностей. Перспективное направленно на профилактику предполагаемых вторичных и последующих нарушений развития умственно отсталых воспитанников. И в первом, и во втором направлении важное место отводится согласованной работе специалистов.

С помощью проведенной специалистами диагностики уровня развития ребенка появляется возможность разработать и в случае необходимости внести изменения в индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для каждого обучающегося.

Как правило, для большинства умственно отсталых детей свойственно снижение работоспособности, неустойчивое внимание вследствие повышенной утомляемости, неумение формулировать и обосновывать свой ответ из-за ограниченности мышления и скудного словарного запаса.

Зачастую такие дети имеют недостаточное представление об окружающей действительности. У них наблюдается низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушения звукопроизношения, являющейся большой проблемой при обучении детей грамоте. Перечисленные нарушения отражают несовершенство познавательной и речевой сферы ребенка, затрудняют усвоение программного материала и влияют на социальную адаптацию в целом. Работой в решении данных проблем занимаются такие специалисты, как учитель-дефектолог и учитель-логопед. Только совместная и согласованная работа специалистов может привести к положительным результатам коррекционного процесса.

Для получения истинной картины уровня развития познавательной и речевой сферы ребенка применяется комплексная диагностика, которая охватывает все компоненты высших психических функций. Для получения более полной картины способностей и особенностей ребенка специалисты строят свою работу в тесной взаимосвязи (посещение уроков и занятий, проведение индивидуальных бесед и консультации с родителями).

Основной задачей специалистов должно стать обоснованное, опирающееся на знания типичных особенностей детей с особыми образовательными потребностями, прогнозирование трудностей в овладении программным материалом. Важно не ждать появление проблем, а предотвращать их, продумывая индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в комплексе со специалистами. В том случае, когда учитель - логопед и учитель - дефектолог ориентируются на устранение уже имеющихся затруднений в обучении, необходимо выявить все проблемы, препятствующие овладению школьной программой, для того чтобы иметь четкое представление о дальнейшем построении коррекционной работы.

За счет выявленных отклонений в развитии, степени выраженности и характера первичных нарушений, индивидуальных особенностей развития обследуемого, специалисты определяют специфические образовательные потребности, актуальный уровень развития и определяют зону ближайшего развития ребенка. На основании сделанных выводов, как правило, выбирается соответствующий путь коррекционно-педагогического воздействия, а также тактика педагогической помощи родителям (законным представителям).

Таким образом, процесс совместной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда является организованной системой деятельности по обеспечению оптимальных условий для жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.


















Психология детей с задержкой психического развити



Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психи-атрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.



Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.



Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.



Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:



1. причины биологического характера;



2. причины социально – психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,

резус-конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:



1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой-Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

- конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

- соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

- психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

- церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость;

аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Особенности памяти, внимания и восприятия

при задержке психического развития

Память. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Н.Г.Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.

Т.А.Власова и М.С.Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкойпсихического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

• Снижение объема памяти и скорости запоминания,

• Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

• Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

• Преобладание наглядной памяти над словесной,

• Снижение произвольной памяти.

• Нарушение механической памяти.



Внимание. Причины нарушенного внимания:

1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

• Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.

• Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

• Узкий объем внимания.

Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.

Восприятие. Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.

3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

• Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.

• Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.

• Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.

• Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

• Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

• Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

Мыслительная деятельность детей с ЗПР

Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых де-тей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

- уровень развития внимания;

- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).

- уровень развития речи;

- уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить; к 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:





Психология детей с задержкой психического развития







Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психи-атрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.



Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.



Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.



Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:



1. причины биологического характера;



2. причины социально – психологического характера.



К причинам биологического характера относят:



1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,

резус-конфликт и т.д.);



2) недоношенность ребенка;



3) родовые травмы;



4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)



5) нетяжелые мозговые травмы.



Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;



2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.



3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.



В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:



1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);



2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).



Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой-Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:



- конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.



- соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.



- психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

- церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.



В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.



Особенности памяти, внимания и восприятия

при задержке психического развития



Память. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.



Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.



Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.



Н.Г.Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.



Т.А.Власова и М.С.Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.



Специфические особенности памяти детей с ЗПР:



• Снижение объема памяти и скорости запоминания,



• Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,



• Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,



• Преобладание наглядной памяти над словесной,



• Снижение произвольной памяти.



• Нарушение механической памяти.



Внимание. Причины нарушенного внимания:



1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.



2. Несформированность механизма произвольности у детей.



3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.



Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:



• Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.



• Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.



• Узкий объем внимания.



Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.



Восприятие. Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:



1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.



2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.



3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.



Особенности восприятия:



• Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.



• Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.



• Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.



• Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).



• Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

• Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.



Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.



Мыслительная деятельность детей с ЗПР



Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых де-тей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.



На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

- уровень развития внимания;



- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).



- уровень развития речи;



- уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить; к 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.



У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.



Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:































Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов



Белоенко Любовь Николаевна, учитель начальных классов

Орловская Наталья Александровна, учитель начальных классов



Разделы: Преподавание в начальной школе, Коррекционная педагогика





Содержание



1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения

9.1 Логические упражнения

9.2 Игры по составлению слов

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

11. Упражнения на развитие выразительности чтения



Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.



1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения



Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.

1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.

2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.

3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.

4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.

5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.

6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!

7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.





Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, мы его хлоп –

И поймали: з-з-з.

Пусть летит!



2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»



1) Читаем быстро, смотрим внимательно:





ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ



2) Читаем гласные с ударением на одном из них:





ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.



Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:





ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА



3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):





Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х



4) Читаем цепочку слогов:









5) Читаем слова с наращиванием:





По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.



3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд



1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.







2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)







10 25 14 2

13 15 20 5

19 11 23 24

21 16 7 17

12 22 8 9



Алгоритм использования:

1.Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;

2.Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.



Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.



«Сажаем морковку»



а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.











– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)

– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.

Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.



б) «Длинная морковка»



– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:







– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике.) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.

В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.



«Робот»



Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.

У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.

Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.

Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.



4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения



У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:



1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:







2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:





ЖЗИ ТНО КТРИ



ДРУ ЗБИ СТРУ



Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.



Скороговорки





Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.



а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:







тихо громко шепотом немое кино (беззвучно)



«Дом, который построил Джек»



Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:



В некотором царстве...

В некотором царстве, в некотором государстве...

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,



5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.



«Найди лишнюю букву»





О И Б Я У



Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.



Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.



«Найди лишнее слово»



Прочитай. Обоснуй свой выбор.





СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР

ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА



«Фотоглаз»



За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:





ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ



«Да или нет?»



Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.



Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.



Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.



«Дополни предложение»



Кот мяукал...



6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух



«Игра в прятки»



Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.



Чтение со счетом слов



Памятка:



1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).



Чтение под звуковой ориентир



На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».



7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания



1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:







2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:



полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)



3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?







4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:







«Вкусные слова»



Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:





халва бублики чай лимонад

вафли виноград вишня мандарин



8. Упражнения, развивающие логическое мышление



Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.



1) Выполни математическое действие и прочитай слово:





ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)

ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)



2) Переставь буквы:





В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.



(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).



3) «Поиск»



Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.





Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.



4) Учимся выражать мысли другими словами.

Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.





Нынешняя зима будет очень холодной.



Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.



5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:





озеро медведь карандаш



Например:





Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.



Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.



9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения



9.1. Логические упражнения



1) Что общего в этих словах и чем они различаются?





Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.



2) Назови одним словом.





Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.



3) Какое слово лишнее?





Красивый, синий, красный, желтый.

Минута, время, час, секунда.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.



4) Чем похожи следующие слова?





Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.



5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.





Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.



6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.





а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).

б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).

в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).



7) Раздели слова на группы.





Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.



9.2. Игры по составлению слов



1) Найди слово в слове.





гроза газета кустарник

шутка поднос шоколадка

часовщик щепка ярмарка



2) Закончи предложение.



По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.



3) Шарады.





Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдется без труда.



(Картина).





С буквой К живу в лесу.

С буквой Ч овец пасу.



(Кабан – чабан).



4) Найди название животных среди строк.





Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.



10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения



1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).



2) Повтори, что сказал учитель:





Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.



3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).



4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.





Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.



5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.





Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.



6) Чтение «перевертышей».





Лев ел волов. Иди искать такси, иди.



11. Упражнения на развитие выразительности чтения



1) Чтение предложений с разной интонацией.



2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.



3) Словарь настроений.



В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).



После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.



«Словарь настроений и состояний»







Беспокойное, боевое Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое Прихотливое, робкое

Бурное. веселое Светлое, сердитое

Возбужденное Серьезное

Возмущенное Скорбное

Волшебное Смешное

Героическое Сонное, солнечное

Добродушное Сочувствующие

Жуткое Спокойное

Загадочное Таинственное

Ликующее Тоскливое

Печальное Шутливое

Насмешливое Хвастливое



Литература:

1.Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.

2.Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.

3.Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.

4.Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.

5.Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.

6.Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.

7.Начальная школа. № 6 2001.

8.Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.



























Викторина "В мире растений"

Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.

Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, , позволяет проявить себя в командном первенстве.

Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.

Задачи мероприятия: – проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

Компьютерная техника.

Презентация.

Листовые пластины деревьев и шишки.

Муляжи грибов.

Картинки с цветами, кустарникам

Настоящие ягоды для угощения.

Макет телевизора.

Ход мероприятия

Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.

Какие самые высокие растения? (Деревья.)

1-й тур – деревья.

а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.

Деревья – самые высокие икрупные растения.

б) Цель: Назвать плодовые деревья.

Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепих

Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости , что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.

Красная книга:

Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево , трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий: А теперь вспомним кустарники.

2-й туркустарники.

Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.

Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.

Шиповник. (Ирина Козленко.)

Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!

Сирень. (Маршак Самуил.)

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….

Малина. (А. Тесленко.)

Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

Калина. (Антон Рысаков.)

Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.

Смородина. (Л. Зубаненко.)

Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.

Орешник.

Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке , а в скорлупке,
Берегите , детки, зубки.

Ведущий: А теперь вспомним растения , которые растут низко над землёй.

3-й тур – злаки, цветы, грибы.

а) Цветы.

Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).

Самые красивы растения нашей планеты – цветы. Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)

Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)

б) Злаковые.

Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.

а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

в) Грибы в корзине (кроссворд).

Груздь.

Опечален очень груздь,
На груздя напала грусть.
Почему он грустный?
Потому, что вкусный!

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ...
(Сыроежки.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ....
Ответ: Подосиновик 

Боровик.

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый
Боровик

Рыжик.

К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!

 

Цель: отгадать загадки и мы узнаем , какие съедобные грибы собраны в корзине.





































Ведущий:

А , сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).

Передача “Из жизни растений”.

Здравствуйте, –

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами Татьяна

И Дмитрий –

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений.

До новых встреч.

Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.

Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!

Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!