СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальные экскурсии, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не всегда можно посетить химические предприятия, лаборатории. Статья рассказывает из опыта работы, как можно использовать виртуальные экскурсии для повышения познавательного интереса учащихся к предмету химия

Просмотр содержимого документа
«Виртуальные экскурсии, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету химия»

Виртуальные экскурсии, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету химия Лузина Марина Геннадьевна учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Черногорска, Республики Хакасия Адрес: 655154 г. Черногорск, ул. Ленина, 70 кв.21 Моб.тел. 8 9061916780 e-mail: [email protected]










г.Черногорск

В настоящее время обнаружилась опасная тенденция снижения познавательного интереса школьников. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались предотвратить различными способами. На обострение проблемы практика отреагировала так называемыми "нестандартными уроками", имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебе. Одним из таких уроков является урок-экскурсия.

Экскурсии по химии является важным средством укрепления связи жизни со школой, теории с практикой, привлекают внимание учащихся к химическим профессиям, которые малодоступны изучению в классе, то есть осуществляют политехническое образование. Они существенно дополняют и расширяют знания учащихся о каком-либо химическом процессе; помогают лучше и глубже понять закономерности его протекания; активизируют познавательный интерес учащихся; дают новые знания и обладают большими воспитательными возможностями.

Программа по химии для средней общеобразовательной школы имеет ряд тем, в пределах которых возможны экскурсии на химические и другие предприятия. Они предусматриваются за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но они могут быть и внепрограммными и внеклассными. При планировании экскурсий необходимо учитывать и использовать местные предприятия. Но, к сожалению, такие экскурсии не всегда удается организовать и осуществить. Сложность их заключается в отдаленности предприятий от населенных пунктов, а это транспортные и финансовые проблемы; невозможности посещения данных предприятий посторонними, с целью соблюдения правил техники безопасности. И именно поэтому, важно использование такой технологии образования в обучении учащихся, как "виртуальные экскурсии".

Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – похожий, неотличимый. Первые виртуальные экскурсии были представлены виртуальными экскурсиями по музеям и стали появляться в Интернете уже в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные виртуальные экскурсии по своему предмету и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Виртуальные экскурсии, в отличие от реальных, можно проводить в соответствии с программой, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются учителем с помощью информационно-коммуникационных технологий, в связи с чем повышают познавательный интерес учащихся.

Организация и проведение виртуальных экскурсий в средней школе в курсе химии 9 класса возможны при изучении тем: "Неметаллы" - экскурсия "Угольная промышленность", "Производство аммиака и азотной кислоты", "Производство серной кислоты"; "Металлы" - "Сорский Молибденовый завод", "Саянский Алюминиевый завод", "Красноярский Алюминиевый завод". В старшей школе: в курсе химии 10 класса в теме "Углеводороды" - "Природные источники углеводородов"; "Спирты" - "МИБИЭКС"; в курсе химии 11 класса в теме "Металлы" - "Металлургические предприятия", "Химия и общество" - "Производство аммиака", «Производство метанола», «Производство серной кислоты». Так же возможно использование виртуальных экскурсий во внеклассной работе. Данные экскурсии могут внепрограммными, дополнительно знакомить учащихся с некоторыми отраслями химии, людьми, внесшими большой вклад в химическую науку.

В качестве примера рассмотрим организацию и проведение внеклассной виртуальной экскурсии "Галерея Великих Химиков". Особенность этой экскурсии в том, что она не теряет свою актуальность с учащимися разных возрастных групп и проводить ее можно как с учащимися 8-9 классов, так и с учащимися 10-11 классов.

Образовательные задачи экскурсии: расширить и систематизировать знания учащихся об ученых внесших вклад в развитие химической науки.

Воспитательные задачи: через организацию деятельности школьников во время подготовки и проведения экскурсии способствовать воспитанию у них чувства коллективизма; через труд русских ученых химиков способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Развивающие задачи: в интеллектуальном плане - развитие познавательного интереса к предмету, умения переносить знания на другие ситуации; в ценностно-ориентированном плане - выработка положительного отношения к коллективной творческой деятельности; в плане индивидуальных способностей - развитие речи учащихся.

Экскурсия - древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям и этапы экскурсии хорошо разработаны. И при организации виртуальной экскурсии все требования и этапы остаются неизменными. И поэтому, виртуальная экскурсия, как и реальная, состоит из нескольких этапов:

  • подготовки,

  • проведения,

  • подведения итогов,

  • использования в дальнейшем обучении.

Так как это внеклассное мероприятие тема экскурсии определяется учащимися.

Для первого этапа характерна подготовка учителя и учащихся. Экскурсию подготавливает отдельный класс, лучше 10 или11. Учащиеся этого класса делятся на две неравные группы. Первая, более численная группа, начинает сбор материала, в данном случае изучает жизненный, трудовой и научный путь ученых химиков, пишет рефераты. Вторая группа, состоящая из двух-четырех учащихся, непосредственно ведущих данное мероприятие (далее именуемых, как экскурсоводы), совместно с учителем определяют направления экскурсии (в нашем случае "залы"), ведет подборку конкретного экскурсионного материала и готовит слайды для показа. За неделю в кабинете химии и на школьном стенде вывешивается объявление, в котором указываются: дата и время экскурсии по каждому классу; форма отчета; правила поведения на экскурсии.

Для второго этапа экскурсии характерно вступительное слово учителя, определяющее цели и задачи данной экскурсии и непосредственно само ее проведение. Экскурсия проводится экскурсоводами по "залам Галереи" с использованием мультимедийной установки. Данная экскурсия включает три "зала": "У истоков науки", "Ученые 18-19 веков", "Русские ученые химики". В каждом "зале" находятся портреты ученых, с указанием их имен, дат жизни и смерти и кратких сведений, состоящих из двух-трех предложений о научных достижениях. Экскурсоводы рассказывают учащимся более подробные факты из жизни ученых.

Третий этап включает в себя подведение итогов, обработку и систематизацию материала. В данном случае, викторину, посвященную теме экскурсии, вопросы которой учащиеся видят на слайдах. По теме экскурсии проводится итоговая беседа, на которой учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует дополнительную литературу, конкретизирует форму отчета. Формы отчета могут быть различными, в виде доклада, реферата, таблицы, схемы. В данном случае отчет составляется в виде листовки об ученом-химике и содержит краткие сведения из его биографии и научной деятельности. Отчет возможен индивидуальный, парами и группами по два-четыре человека в зависимости от его сложности. В данном случае лучше использовать индивидуальную форму отчета.

Четвертый этап предусматривает использование материалов экскурсии в дальнейшее обучении химии, так как учащимися класса, непосредственно подготавливающего мероприятие, создана подшивка рефератов, учащимися классов в которых проводилась экскурсия, создан архив с листовками, также имеется диск с материалом экскурсии. Все это можно использовать как в урочной деятельности, например, материал об А.М.Бутлерове в 10 классе при изучении "Теории строения органических веществ", материал о Сванте Аррениусе в 8, 11 классах при изучении "Теории электролитической диссоциации". Так и внеурочной деятельности, например, организовать выставку (во время проведения предметной недели) в школе "Галерея Великих Химиков". Таким образом, виртуальная экскурсия учитывает особенности детей с различным типом восприятия - визуалов и аудиалов.

Дидактическая ценность предлагаемой технологии обусловлена тем, что виртуальная экскурсия сочетает принцип оптимальной технологии обучения: активность, динамичность, занимательность, исполнение ролей, коллективность, самостоятельность, результативность. И в соответствии с педагогической концепцией образования - учитель выступает не информатором, а организатором и коммуникатором образовательного процесса. Результатом виртуальной экскурсии является тенденция повышения познавательного интереса учащихся, уровня знаний и то, что учащиеся учатся использовать приобретенные знания в новой ситуации.

Выводы, сделанные учащимися, свидетельствуют о глубоком восприятии ими такой технологии обучения, как виртуальная экскурсия. Об этом свидетельствуют предложения учащихся о продолжении разработки уроков - виртуальных экскурсий, предложение к использованию материалов имеющихся у них в наличие, поиск литературы необходимой для создания виртуальных экскурсий, предложение тем будущих экскурсий и желание активного участия в их создании. Все выше перечисленное свидетельствует о повышении познавательного интереса учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!