Просмотр содержимого документа
«: Виртуальна экскурсия в Дарвинский музей. Расы: когда и почему появились и что будет дальше (Открытый мастер-класс с использованием ИКТ)»
Тема урока: «Расы: когда и почему появились и что будет дальше». Класс 7.
УМК: Учебник - Душина И.В., Смоктунович Т.Л. География. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательский центр «Вентана-Граф». 2015г.
Атлас. Душина И.В., Летягин А.А. География. Материки, океаны, народы и страны. Изд-во «Вентана-Граф» 2019г.
Цель урока: формирование представлений о расах, их внешних отличиях;
Задачи урока:
1. Предметные (обучающие): - способствовать формированию у обучающихся понятий о расах. Рассмотреть их внешние отличия.
2. Метапредметные (развивающие):
- коммуникативные – вовлечение обучающих в коллективную деятельность; развитие умений учиться: слушать учителя, одноклассников и одновременно делать записи, работать со справочным материалом, данными Интернет-ресурсов, с картами атласа.
- познавательные – формирование умения анализировать информацию, устанавливать причинно - следственные связи; развитие интересов и потребностей: внимание и восприятие.
- развивающие – развитие умения эмоционального конструктивного общения; развитие логического мышления, воображения, наблюдательности; расширение словарного запаса учащихся; формирование умения работать с документами, Интернет-ресурсами, умения обобщать и делать выводы.
3. Личностные: - повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, толерантного отношения к представителям различных рас.
Оборудование: политическая карта мира, слайды с изображением представителей разных рас, справочный материал, дополнительная литература, средства Интернет, учебник, тетрадь.
Способы действий учащихся: - выявить признаки людей различных рас; определить места их проживания;
Ценностный компонент урока: - формирование облика различных рас и доказательства их равенства; делать выводы.
Работа с учебником: Анализ таблицы учебника (с. 61)
План урока:
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Изучение нового материала.
Практическая деятельность
Рефлексия.
Домашнее задание.
Этап урока и его задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный - мотивационный Задача этапа: создание психологического комфорта, содействие включенности коллектива класса в совместную экскурсию | Организует положительный психологический настрой в классе. Приветствие учащихся. Добрый день, Я очень рада видеть вас. Ребята, давайте подарим частичку нашего хорошего настроения окружающих нас людям, друг другу. Посмотрите на одноклассников и улыбнитесь! Молодцы! | Демонстрируют готовность к уроку. Учащиеся рассаживаются по своим местам. На столах лежат учебники, атласы, и портфолио. Внутри портфолио находится раздаточный материал. |
Результат этапа: - эмоционально-положительный отклик от обучающихся; - мотивация обучающихся на активное участие в уроке. | | |
II. Целеполагание и мотивация Задача этапа: актуализация основных смыслов и понятий урока. | Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть друг на друга и ответить на вопрос -Все ли мы одинаковы? - Какие отличия у нас есть? Формулирование целей урока. Подводит к понятию раса. А вы знаете, насколько реально понятие расы? Как различать расы? Сколько рас выделяют? Когда появились расы? Как выглядели наши предки? | Обучающиеся высказывают свое мнение. (Цвет волос, глаз, форма носа, губ, рост.) |
Результат этапа: понимание обучающимися основных понятий. | | |
III. Изучение нового материала. Задача этапа: знакомство обучающихся понятием о раса и их внешние отличия. | Предлагает отправиться на экскурсию. Сегодня, ребята, я предлагаю всем вместе отправиться в увлекательную виртуальную экскурсию в Дарвинский музей. Прослушать видеолекцию научного сотрудника и экскурсовода Дарвиновского музея Елены Судариковой «Расы: когда и почему появились и что будет дальше». Узнать много нового и интересного. -Видеолекция https://youtu.be/k1XYw-7u7ps (ссылка) | Смотрят видеолекцию. Фиксируют информацию в рабочем листе. Преобразуют информацию. |
Результат этапа: обучающиеся понимают понятие раса, владеют информацией представленной в лекции. | | |
IV.Практической деятельности. Задача этапа: закрепление материала. | Организует практическую часть урока. На столе находится научный текс «Характерные признаки рас», прочитайте его и выпишите отличительные внешние признаки трех основных рас. заполните «Рабочий лист». Физкультминутка Итак, давайте обратимся к словарю. Что означает слово раса? Выпишите формулировку в опорный конспект. Используя полученную информацию презентуйте свои знания по данной теме. Найти ответ на поставленный вопрос вам поможет работа в группах. Организует работу в группах. 1 группа - о негроидной расе 2 группа - о монголоидной расе 3 группа - о европеоидной расе. Молодцы! Информацию о внешних различиях представителей трёх рас нашли все группы, смогли правильно воспользоваться дополнительными средствами и презентовать. | Обучающиеся работают индивидуально. Дополняют «Рабочий лист». Обучающиеся рассаживаются по группам (группы сформированы давно, с учётом сильных и слабых учеников, поэтому проблем с рассадкой не возникает, весь процесс занимает меньше минуты) Работают в группах и презентуют свои знания. Первая группа – негроидная раса (обучающиеся рассказывают почему представители этой расы имеют тёмный цвет кожи, определённые черты лица, где они живут) Вторая группа – монголоидная раса (обучающиеся рассказывают почему представители этой расы имеют желтоватый цвет кожи, определённые черты лица, где они живут) Третья группа – европеоидная раса (обучающиеся рассказывают почему представители этой расы имеют светлый цвет кожи, определённые черты лица, где они живут) |
Результат этапа: фиксация знаний в рабочем листе. Презентация полученных знаний. | | |
V. Рефлексия. Задача этапа: подведение итогов урока. Показать успешность овладения содержания урока, вскрыть недостатки и указать на дальнейшее изучение путей их решения (мотивация к следующему уроку). | Обеспечивает рефлексивную деятельность обучающихся, их оценивания. Предлагаю вам закончить предложение, выбирая начало фразы: 1.Сегодня я узнал.. 2.Было интересно… 3.Было трудно.. 4.Я выполнил задание.. 5.Я понял, что.. 6.Теперь я могу.. 7.Меня удивило… 8.Мне захотелось.. | Обучающиеся оценивают эффективность своей деятельности на уроке, самоосознают возникшие трудности и необходимость дополнительных знаний. |
Результат этапа: осмысление результатов работы на уроке, оценивание себя, как субъекта образовательной деятельности | | |
VI. Домашнее задание | Задание 1. Параграф 7. Работа с контурной картой – обязательное для выполнения. Задание 2. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из победителей данной премии – творческое, по выбору учащихся. | |
Рабочий лист
Морфологические признаки | Расы | Значение признака | Место проживания |
1.негроидная | 2.монголоидная | 3.европео | идная | | |
Особенности: Лица Носа Губ Разрез глаз Цвет глаз | | | | | |
Цвет кожи | | | | | |
Цвет волос | | | | | |