СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия в музей-заповедник "Усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева — уникальный памятник русской дворянской культуры XIX — нач. XX в. и замечательное явление музейного дела 1920–1930-х гг.

В прошлом Мураново было среднепоместной дворянской усадьбой, в которой с 1816 по 1919 гг. жили находившиеся между собой в родстве семейства Энгельгардтов, Боратынских, Путят и Тютчевых. Каждое из этих замечательных семейств было по-своему причастно к литературной и общественной жизни России того времени.

Музей был открыт после смерти последней хозяйки Муранова О.Н. Тютчевой в 1920 г. С 1924 г. его возглавил родной внук поэта Николай Иванович Тютчев. В начале 1920-х годов он создал в усадебном доме экспозицию из вещей, находившихся здесь при его владельцах и привезенных из имений ближайших родственников Ф.И. Тютчева, дополнив основное семейное собрание редкими образцами фарфора, стекла, живописи из своей коллекции. По словам М. Волошина, это «изумительный ансамбль, который делает честь русскому музейному делу и является одним из лучших европейских достижений в этой области». С 1949 по 1980 гг. директором был правнук поэта, ведущий исследователь жизни и творчества Тютчева Кирилл Васильевич Пигарев.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия в музей-заповедник "Усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева".»

Виртуальная экскурсия  в Музей-заповедник

Виртуальная экскурсия в Музей-заповедник "Усадьба "Мураново" имени Ф. И. Тютчева"

Подготовила преподаватель русского языка и литературы Беленко-Линёва М.П.

Достопримечательностью усадьбы является главный дом, построенный в 1842 году Е. А. Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И. С. Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н. В. Путяты (литератора и друга Е. А. Боратынского), Н. В. Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л. Н. Энгельгардта (автора исторических мемуаров).

Достопримечательностью усадьбы является главный дом, построенный в 1842 году Е. А. Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е. А. Боратынского и Ф. И. Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И. С. Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н. В. Путяты (литератора и друга Е. А. Боратынского), Н. В. Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л. Н. Энгельгардта (автора исторических мемуаров).

Прихожая   Прихожая открывает анфиладу парадных комнат по южному фасаду. Простая по форме мебель, изготовленная из дуба и ели во второй половине прошлого века, создает ощущение уюта и изысканной простоты. Комнату украшают старинные гравюры и литографии. Они воспроизводят героическое прошлое России.

Прихожая

Прихожая открывает анфиладу парадных комнат по южному фасаду. Простая по форме мебель, изготовленная из дуба и ели во второй половине прошлого века, создает ощущение уюта и изысканной простоты. Комнату украшают старинные гравюры и литографии. Они воспроизводят героическое прошлое России.

Большая Гостиная   Большая Гостиная – самая обширная и торжественная комната дома. Благодаря эркерам с высокими дверями-окнами, выходящими на северный и южный балконы, она объединяет внутреннее пространство дома с окрестными пейзажем.

Большая Гостиная

Большая Гостиная – самая обширная и торжественная комната дома. Благодаря эркерам с высокими дверями-окнами, выходящими на северный и южный балконы, она объединяет внутреннее пространство дома с окрестными пейзажем.

Главная парадная комната дома наполнена предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVIII – XIX века. Украшением гостиной является большая бронзовая люстра со скульптурной группой мифологического содержания, а также французские канделябры и часы, украшающие камин.

Главная парадная комната дома наполнена предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVIII – XIX века. Украшением гостиной является большая бронзовая люстра со скульптурной группой мифологического содержания, а также французские канделябры и часы, украшающие камин.

Интересны и такие экспонаты, как ломберный столик наборного дерева конца XVIII в. и удобные кресла-

Интересны и такие экспонаты, как ломберный столик наборного дерева конца XVIII в. и удобные кресла-"корытца" устойчивой формы, созданные в России в начале XIX в.. Привлекают внимание круглый стол, декорированный итальянской мозаикой и массивный диван – «крапо» (1840-е гг.). Прекрасны изделия из фарфора известных русских и зарубежных производств XVII-XIX в. в.

Активную роль в создании художественного облика Большой Гостиной играет семейная портретная галерея.

Кабинет   В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е. А. Боратынский. В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф. И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «кабинетом двух поэтов». Здесь хранятся личные вещи Е. Боратынского и Ф. Тютчева и другие семейные реликвии. По чертежам самого поэта был изготовлен местными крестьянами стол-бюро Е. Боратынского. На нем – дорожный несессер, бювар, печать и другие мелкие вещи, принадлежавшие хозяину кабинета.

Кабинет

В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал

Е. А. Боратынский.

В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф. И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «кабинетом двух поэтов». Здесь хранятся личные вещи Е. Боратынского и Ф. Тютчева и другие семейные реликвии.

По чертежам самого поэта был изготовлен местными крестьянами стол-бюро

Е. Боратынского. На нем – дорожный несессер, бювар, печать и другие мелкие вещи, принадлежавшие хозяину кабинета.

В комнате хранится несколько изображений Е. А. Боратынского. Находятся также портреты тестя Боратынского – Л. Н. Энгельгардта, его свояченицы Софьи Львовны, а также фотография с несохранившейся акварели Анастасии Львовны, жены поэта. Гравированный Н. Уткиным портрет А. С. Пушкина с известного оригинала О. Кипренского принадлежал Боратынскому. В начале 1828 года поэт писал А. Пушкину: «Портрет твой в

В комнате хранится несколько изображений Е. А. Боратынского. Находятся также портреты тестя Боратынского – Л. Н. Энгельгардта, его свояченицы Софьи Львовны, а также фотография с несохранившейся акварели Анастасии Львовны, жены поэта.

Гравированный Н. Уткиным портрет А. С. Пушкина с известного оригинала О. Кипренского принадлежал Боратынскому. В начале 1828 года поэт писал А. Пушкину: «Портрет твой в "Северный цветах" чрезвычайно похож и прекрасно гравирован. Дельвиг дал мне особый оттиск. Он висит теперь у меня в кабинете в благопристойном окладе».

Не менее интересны и другие экспонаты, связанные с Боратынским. Это, например, последний сборник его стихотворений, отчасти подготовленный в Муранове и вышедший в свет в мае 1842 года под названием «Сумерки». Два итальянских пейзажа, исполненные акварелью художником С. Корроди, были приобретены Боратынским специально для мурановского дома во время его заграничного путешествия.

Не менее интересны и другие экспонаты, связанные с Боратынским. Это, например, последний сборник его стихотворений, отчасти подготовленный в Муранове и вышедший в свет в мае 1842 года под названием «Сумерки». Два итальянских пейзажа, исполненные акварелью художником С. Корроди, были приобретены Боратынским специально для мурановского дома во время его заграничного путешествия.

Рядом со столом Боратынского стоит письменный стол Ф. И. Тютчева. На нём находятся его чернильница, нож для разрезания бумаги, колокольчик, бювар из потертой кожи и гусиное перо. Им была написана последняя собственноручная записка поэта. Cтоящие здесь свечи, по семейным преданиям, были потушены в день смерти Тютчева. В Кабинете висит несколько портретов Ф. И. Тютчева, изображающих его в пору студенчества, годы службы в Мюнхене, а также его фотографии петербургского периода.

Рядом со столом Боратынского стоит письменный стол Ф. И. Тютчева. На нём находятся его чернильница, нож для разрезания бумаги, колокольчик, бювар из потертой кожи и гусиное перо. Им была написана последняя собственноручная записка поэта. Cтоящие здесь свечи, по семейным преданиям, были потушены в день смерти Тютчева.

В Кабинете висит несколько портретов Ф. И. Тютчева, изображающих его в пору студенчества, годы службы в Мюнхене, а также его фотографии петербургского периода.

Зелёная гостиная   Зелёная гостиная, угловая комната по северному фасаду, при Боратынских служила спальней поэта. Украшением ее является парадный ампирный гарнитур (1820 гг.), изготовленный в России из красного дерева и декорированный золоченым левкасом. На русское происхождение гарнитура указывает, в частности, форма боковых спинок дивана. Они напоминают плавно изогнутые шеи коней, характерные для народной архитектуры и народного искусства.

Зелёная гостиная

Зелёная гостиная, угловая комната по северному фасаду, при Боратынских служила спальней поэта.

Украшением ее является парадный ампирный гарнитур (1820 гг.), изготовленный в России из красного дерева и декорированный золоченым левкасом. На русское происхождение гарнитура указывает, в частности, форма боковых спинок дивана. Они напоминают плавно изогнутые шеи коней, характерные для народной архитектуры и народного искусства.

К более раннему периоду началу XIX в. относится изящный комодик с латунными тягами в стиле «жакоб». На нем стоят канделябры и часы-колесница из золоченой бронзы того же времени, изготовленные известной французской фирмой Гийо.

К более раннему периоду началу XIX в. относится изящный комодик с латунными тягами в стиле «жакоб». На нем стоят канделябры и часы-колесница из золоченой бронзы того же времени, изготовленные известной французской фирмой Гийо.

Голубая гостиная   Эта небольшая комната, подобно Зелёной гостиной, получила свое название по цвету обоев и обивки мебели. Примечательностью ее интерьера является большое зеркало в богатой раме красного дерева, украшенной декором из чеканной бронзы (Франция, 1830-е гг.). Почти на столетие ранее изготовлено круглое зеркало в резном золоченом обрамлении стиля «рокайль» (1740–1750- гг.). Портреты, что висят в Голубой гостиной, соответствуют ее убранству в духе дамского «будуара». Они камерны по своему характеру и невелики по размеру. Особенно интересны акварельные изображения членов семьи Н. В. Путяты, выполненные неизвестным автором в начале 1830-х гг.

Голубая гостиная

Эта небольшая комната, подобно Зелёной гостиной, получила свое название по цвету обоев и обивки мебели.

Примечательностью ее интерьера является большое зеркало в богатой раме красного дерева, украшенной декором из чеканной бронзы (Франция, 1830-е гг.). Почти на столетие ранее изготовлено круглое зеркало в резном золоченом обрамлении стиля «рокайль» (1740–1750- гг.).

Портреты, что висят в Голубой гостиной, соответствуют ее убранству в духе дамского «будуара». Они камерны по своему характеру и невелики по размеру. Особенно интересны акварельные изображения членов семьи Н. В. Путяты, выполненные неизвестным автором в начале 1830-х гг.

Столовая   Архитектурному интерьеру Столовой придают особый характер белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты. Между колоннами – напольные часы фирмы Уард в футляре красного дерева. Такие часы, славящиеся особой точностью, во множестве были выписаны из Англии при Екатерине II. Украшением комнаты является хрустальная люстра русской работы конца 18 века. О назначении комнаты свидетельствуют многочисленные изделия из фарфора, фаянса и стекла, часть которых расставлена в огромном буфете с богатой растительной резьбой. Достопримечательностью этой коллекции является фаянсовое блюдо, изготовленное, по всей видимости, на заводе Гребенщикова в 1740-е гг.

Столовая

Архитектурному интерьеру Столовой придают особый характер белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты.

Между колоннами – напольные часы фирмы Уард в футляре красного дерева. Такие часы, славящиеся особой точностью, во множестве были выписаны из Англии при Екатерине II.

Украшением комнаты является хрустальная люстра русской работы конца 18 века.

О назначении комнаты свидетельствуют многочисленные изделия из фарфора, фаянса и стекла, часть которых расставлена в огромном буфете с богатой растительной резьбой. Достопримечательностью этой коллекции является фаянсовое блюдо, изготовленное, по всей видимости, на заводе Гребенщикова в 1740-е гг.

Библиотека   Библиотека – одна из самых уютных и приветливых комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон. Здесь хранится основная часть мемориального фонда, который сложился благодаря стараниям не одного поколения обитателей усадьбы и их родственников. Украшением библиотеки являются тяжелые фолианты знаменитой французской Энциклопедии, составленной деятелями эпохи Просвещения Д. Дидро и Ж. Д’Аламбером.

Библиотека

Библиотека – одна из самых уютных и приветливых комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон. Здесь хранится основная часть мемориального фонда, который сложился благодаря стараниям не одного поколения обитателей усадьбы и их родственников.

Украшением библиотеки являются тяжелые фолианты знаменитой французской Энциклопедии, составленной деятелями эпохи Просвещения Д. Дидро и Ж. Д’Аламбером.

Особую ценность представляют книги первого русского Энциклопедического лексикона Плюшара. В библиотеке хранится множество книг русской и зарубежной художественной литературы. Имеются здесь и особо редкие экземпляры. Интерьер библиотеки дополняют гравюры и литографии с историческими и жанровыми сценами. Имеются в библиотеке такие оригинальные предметы как телескоп XVIII века, шкаф-бюро того же времени со множеством ящичков и потайных замков и большие напольные часы с календарем. Они изготовлены мастером Августином Мартэном и принадлежали Ф. И. Тютчеву.

Особую ценность представляют книги первого русского Энциклопедического лексикона Плюшара.

В библиотеке хранится множество книг русской и зарубежной художественной литературы. Имеются здесь и особо редкие экземпляры.

Интерьер библиотеки дополняют гравюры и литографии с историческими и жанровыми сценами.

Имеются в библиотеке такие оригинальные предметы как телескоп XVIII века, шкаф-бюро того же времени со множеством ящичков и потайных замков и большие напольные часы с календарем. Они изготовлены мастером Августином Мартэном и принадлежали Ф. И. Тютчеву.

Литературная комната   Литературная комната находится в деревянной пристройке дома. Ее интерьер составляет в основном ампирная мебель русской работы. В Мураново мебель привезли из имения Е. Ф. Тютчевой Варварино Владимирской губернии. В комнате, расположенной в стороне от парадных помещений и выходившей когда-то в зимний сад, собирались литературные гости Н. В. Путяты. Портреты некоторых их них живо напоминают о тех временах. Это - поэтесса кн. Е. П. Ростопчина, писатель и музыкальный критик кн. В. Ф. Одоевский, библиограф М. Н. Лонгинов С. Д. Полторацкий, писатель И. С. Аксаков.

Литературная комната

Литературная комната находится в деревянной пристройке дома.

Ее интерьер составляет в основном ампирная мебель русской работы. В Мураново мебель привезли из имения Е. Ф. Тютчевой Варварино Владимирской губернии.

В комнате, расположенной в стороне от парадных помещений и выходившей когда-то в зимний сад, собирались литературные гости Н. В. Путяты. Портреты некоторых их них живо напоминают о тех временах. Это - поэтесса кн. Е. П. Ростопчина, писатель и музыкальный критик кн. В. Ф. Одоевский, библиограф М. Н. Лонгинов С. Д. Полторацкий, писатель И. С. Аксаков.

Спальня   В этой небольшой полутемной комнате находится кровать, на которой 15 июля 1873 года скончался Ф. И. Тютчев. Обстановка комнаты вместе с кроватью была привезена в Мураново из Царского Села, где прошли последние месяцы жизни поэта.

Спальня

В этой небольшой полутемной комнате находится кровать, на которой 15 июля 1873 года скончался

Ф. И. Тютчев. Обстановка комнаты вместе с кроватью была привезена в Мураново из Царского Села, где прошли последние месяцы жизни поэта.

Гоголевская комната   В августе 1849 года Мураново посетил Н. В. Гоголь, возвращаясь из соседней усадьбы Абрамцево. Он останавливался в верхней комнате по южному фасаду, которая с тех пор и стала называться Гоголевской. С памятью великого писателя здесь связан его литографированный портрет 1852 г. и игра домино с изображениями персонажей из «Ревизора» и «Мертвых душ».

Гоголевская комната

В августе 1849 года Мураново посетил

Н. В. Гоголь, возвращаясь из соседней усадьбы Абрамцево. Он останавливался в верхней комнате по южному фасаду, которая с тех пор и стала называться Гоголевской. С памятью великого писателя здесь связан его литографированный портрет 1852 г. и игра домино с изображениями персонажей из «Ревизора» и «Мертвых душ».

Аксаковская комната   Это северная угловая комната второго этажа, где находится обстановка московского кабинета писателя и публициста Ивана Сергеевича Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения в России. Кабинетная мебель, часть библиотеки и личных вещей Аксакова были привезены сюда по желанию его вдовы А. Ф. Тютчевой. На конторке и письменном столе размещены чернильница, колокольчик в форме Царь-колокола, бювар, портмоне и другие предметы, принадлежавшие Ивану Сергеевичу.

Аксаковская комната

Это северная угловая комната второго этажа, где находится обстановка московского кабинета писателя и публициста Ивана Сергеевича Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения в России. Кабинетная мебель, часть библиотеки и личных вещей Аксакова были привезены сюда по желанию его вдовы А. Ф. Тютчевой.

На конторке и письменном столе размещены чернильница, колокольчик в форме Царь-колокола, бювар, портмоне и другие предметы, принадлежавшие Ивану Сергеевичу.

Спальня О. Н. Тютчевой   Эта комната служила спальней последней владелицы усадьбы Ольги Николаевны Тютчевой. Она замыкает небольшую анфиладу второго этажа по северному фасаду.

Спальня О. Н. Тютчевой

Эта комната служила спальней последней владелицы усадьбы Ольги Николаевны Тютчевой. Она замыкает небольшую анфиладу второго этажа по северному фасаду.

Внутреннее убранство спальни составляют предметы разных эпох и стилей. В частности, массивное трюмо, украшенное фигурками львов, напоминает о русском классицизме, а большой ковер с яркими крупными розами, вышитыми шерстью по канве, - о художественных вкусах второй половины прошлого века.

Внутреннее убранство спальни составляют предметы разных эпох и стилей. В частности, массивное трюмо, украшенное фигурками львов, напоминает о русском классицизме, а большой ковер с яркими крупными розами, вышитыми шерстью по канве, - о художественных вкусах второй половины прошлого века.

Парковый ансамбль При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Боратынского, в возрасте до 160 лет. Совсем недавно украшением парка служила раскидистая вековая берёза у дорожки, ведущей к флигелю. Ещё во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берёз.

Парковый ансамбль

При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Боратынского, в возрасте до 160 лет. Совсем недавно украшением парка служила раскидистая вековая берёза у дорожки, ведущей к флигелю.

Ещё во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берёз.

Детский домик Домовая церковь Спаса Нерукотворного

Детский домик

Домовая церковь Спаса Нерукотворного

Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина. Характерная для дворянской усадьбы XIX в. липовая аллея, была посажена в 1880-ые гг. при И. Ф. Тютчеве. Рядом с ней стоит маленький Детский домик, построенный Иваном Федоровичем для своих детей. Газон за Детским домиком в конце XIX в. был занят кегельбаном – здесь развлекалась молодежь. Направо от оврага стоит домовая церковь, построенная в 1878 г. на фундаменте старинного амбара. Церковь освящена во имя Спаса Нерукотворного (престольный праздник 16/29 августа).

Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.

Характерная для дворянской усадьбы XIX в. липовая аллея, была посажена в 1880-ые гг. при И. Ф. Тютчеве. Рядом с ней стоит маленький Детский домик, построенный Иваном Федоровичем для своих детей. Газон за Детским домиком в конце XIX в. был занят кегельбаном – здесь развлекалась молодежь.

Направо от оврага стоит домовая церковь, построенная в 1878 г. на фундаменте старинного амбара. Церковь освящена во имя Спаса Нерукотворного (престольный праздник 16/29 августа).

У восточной стены церкви – могилы сына и внука поэта: Ивана Федоровича (ум. в 1909 г.) и Николая Ивановича (ум. в 1949 г.). В 1984 г. здесь же был похоронен последний директор Муранова из династии Тютчевых, правнук поэта, Кирилл Васильевич Пигарев.

У восточной стены церкви – могилы сына и внука поэта: Ивана Федоровича (ум. в 1909 г.) и Николая Ивановича (ум. в 1949 г.). В 1984 г. здесь же был похоронен последний директор Муранова из династии Тютчевых, правнук поэта, Кирилл Васильевич Пигарев.

Рядом с флигелем была выстроена небольшая избушка, служившая при нем кухней. С западной стороны от главного усадебного дома располагался хозяйственный двор, хорошо завуалированный живой изгородью из боярышника и глухим забором. На нем в свое время были хозяйственные постройки: Кучерская, Амбар, Каретный сарай, Гладилка. С южной стороны от усадебного дома открывается живописный вид на пруд и холмы ( через средний шла раньше дорога на Москву). Флигель Эрнестины Федоровны

Рядом с флигелем была выстроена небольшая избушка, служившая при нем кухней.

С западной стороны от главного усадебного дома располагался хозяйственный двор, хорошо завуалированный живой изгородью из боярышника и глухим забором. На нем в свое время были хозяйственные постройки: Кучерская, Амбар, Каретный сарай, Гладилка.

С южной стороны от усадебного дома открывается живописный вид на пруд и холмы ( через средний шла раньше дорога на Москву).

Флигель Эрнестины Федоровны

Адрес:   141250, Московская область, Пушкинский муниципальный р-н, г/п Ашукино, деревня Мураново Официальный сайт: muranovo-museum.ru

Адрес:   141250, Московская область, Пушкинский муниципальный р-н, г/п Ашукино, деревня Мураново

Официальный сайт: muranovo-museum.ru

ИСТОЧНИКИ: 1. https ://muranovo-museum.ru/ru /   2.   http:// tutchev.lit-info.ru/tutchev/museum/muzej-zapovednik-usadba-muranov.htm  3. https :// www.tourister.ru/world/europe/russia/city/muranovo/museum/32528   4. http:// www.museum.ru/M474   5. https :// www.culture.ru/institutes/11069/muzei-zapovednik-usadba-muranovo-imeni-f-i-tyutcheva

ИСТОЧНИКИ:

1. https ://muranovo-museum.ru/ru / 2.   http:// tutchev.lit-info.ru/tutchev/museum/muzej-zapovednik-usadba-muranov.htm 3. https :// www.tourister.ru/world/europe/russia/city/muranovo/museum/32528 4. http:// www.museum.ru/M474 5. https :// www.culture.ru/institutes/11069/muzei-zapovednik-usadba-muranovo-imeni-f-i-tyutcheva


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!